Как учить детей? Как научить их одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, говорить спасибо? Что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, магазине, детском саду? Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ребенка с нетипичным развитием, например с аутизмом.
Интересует этот вопрос и психологов, которые ставят его несколько шире: как вообще человек учится. На этот вопрос до настоящего времени нет единого ответа. Разные психологические школы отвечают на него по-разному, исходя из теоретических предпосылок, на которых они основываются. Одно из направлений психологии, в рамках которого создана теория научения, называется бихевиоризм.
Учеными-бихевиористами были сформулированы основные принципы, которые описывают функциональную связь между поведением и другими факторами. Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название Аррlied Веhavir Аnalisis (АВА), или прикладной анализ поведения, — научно обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение.
Под поведением в данном случае понимается любое взаимодействие организма с окружающей средой. Чтение, ходьба, произнесение слов, лепет младенца — все это примеры поведения, к каждому из которых можно применить техники АВА. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием. Он доказал свою эффективность при обучении таких детей самым разнообразным навыкам: самообслуживанию, академическим навыкам, речи и т.д.
Одним из ключевых понятий прикладного анализа является подкрепление — важнейший принцип АВА, который применяется давно и успешно. Подкрепление — это то, что происходит после проявления поведения и увеличивает вероятность повторения такого поведения в будущем. Если опыт (подкрепление) будет положительным каждый раз, когда ребенок использует определенный навык, у него будет мотивация использовать его снова, когда возникнет подходящая ситуация.
Именно мотивация становится той движущей силой, которая подвигает ребенка проявлять навык снова и снова. А подкрепление раз за разом создает условия для того, чтобы внутренняя мотивация стала сильнее, чем внешняя. Баланс мотивации и подкрепления приводит ко всё большему желанию ребенка проявить навык, по отношению к которому они последовательно применялись.
Целью программы АВА является определение естественных желаний ребенка и использование их в процессе обучения. Для этого составляется список побуждающих условий — любимых и желанных ребенком занятий, предметов, игрушек и лакомств. Добавляя к уже известным новые, более приемлемые предметы и занятия, мы можем сделать их более желанными для ребенка, а менее приемлемые отодвинуть в конец списка как наименее важные для него.
Таким образом, АВА – это и терапия, при интенсивном применении которой у детей младшего возраста существенно снижаются проявления симптомов расстройства аутистического спектра, и высокоэффективные методы обучения, которые позволяют улучшить качество жизни человека с РАС за счёт приобретения новых полезных навыков и избавления от нежелательных и опасных видов поведения.
Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист
Источник: Подробное описание методики изложено — Шрамм Р. Детский аутизм и АВА