ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Как учить детей? Как научить их одеваться, пользо­ваться ложкой и вилкой, говорить спасибо? Что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, ма­газине, детском саду? Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ре­бенка с нетипичным развитием, например с аутизмом.

Интересует этот вопрос и психологов, которые ставят его несколько шире: как вообще человек учит­ся. На этот вопрос до настоящего времени нет единого ответа. Разные психологические школы отвечают на него по-разному, исходя из теоретических предпосы­лок, на которых они основываются. Одно из направ­лений психологии, в рамках которого создана теория научения, называется бихевиоризм.

Учеными-бихевиористами были сформулированы основные принципы, которые описывают функцио­нальную связь между поведением и другими факто­рами. Знание принципов функционирования поведе­ния позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, полу­чившего название Аррlied Веhavir Аnalisis (АВА), или прикладной анализ поведения, — научно обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, кото­рые влияют на социально значимое поведение и созда­ние технологий, позволяющих изменять поведение.

Под поведением в данном случае понимается любое взаимодействие организма с окружающей средой. Чте­ние, ходьба, произнесение слов, лепет младенца — все это примеры поведения, к каждому из которых можно применить техники АВА. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием. Он до­казал свою эффективность при обучении таких детей самым разнообразным навыкам: самообслуживанию, академическим навыкам, речи и т.д.

Одним из ключевых понятий прикладного анализа является подкрепление — важнейший принцип АВА, который применяется давно и успешно. Подкрепле­ние — это то, что происходит после проявления по­ведения и увеличивает вероятность повторения такого поведения в будущем. Если опыт (подкрепление) будет положительным каждый раз, когда ребенок использует определенный навык, у него будет мотивация использовать его снова, когда возникнет подходящая ситуация.

Именно мотивация становится той движущей си­лой, которая подвигает ребенка проявлять навык снова и снова. А подкрепление раз за разом создает условия для того, чтобы внутренняя мотивация стала сильнее, чем внешняя. Баланс мотивации и подкрепления при­водит ко всё большему желанию ребенка проявить на­вык, по отношению к которому они последовательно применялись.

Целью программы АВА яв­ляется определение естественных желаний ребенка и использование их в процессе обучения. Для этого составляется список побуждающих условий — люби­мых и желанных ребенком занятий, предметов, игру­шек и лакомств. Добавляя к уже известным новые, более приемлемые предметы и занятия, мы можем сделать их более желанными для ребенка, а менее приемлемые отодвинуть в конец списка как наименее важные для него.

Таким образом, АВА – это и терапия, при интенсивном применении которой у детей младшего возраста существенно снижаются проявления симптомов расстройства аутистического спектра, и высокоэффективные методы обучения, которые позволяют улучшить качество жизни человека с РАС за счёт приобретения новых полезных навыков и избавления от нежелательных и опасных видов поведения.

Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист

Источник: Подробное описание методики изложено — Шрамм Р. Детский аутизм и АВА