ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Метод помощи детям с аутизмом, у которых есть проблемы с регуляцией громкости голоса

Детям с аутизмом и другими особенностями развития может быть сложно регулировать громкость голоса в зависимости от обстоятельств. Некоторые дети в спектре аутизма говорят слишком тихо. Другие говорят слишком громко. А третьи просто не меняют громкость голоса в различных социальных ситуациях. Возможно, эти трудности связаны с тем, что для самих детей собственный голос всегда звучит на правильной громкости, и при аутизме им особенно сложно представить, что другие люди могут воспринимать их голос иначе, чем они сами.

В некоторых случаях для решения проблемы необходима помощь логопеда. В других случаях, родители или учителя ребенка могут научить его навыкам регуляции голоса с помощью визуальной техники «шкала громкости».

Как сделать шкалу громкости голоса

Шкала громкости голоса – это визуальный инструмент, который помогает ребенку наглядно представить громкость голоса. Ее можно представить в виде таблички со шкалой от 1 до 5, где 1 – это шепот, а 5 – это крик. К шкале также можно добавить 0 (тишина), если вы хотите объяснить ребенку, что в каких-то ситуациях лучше молчать и не говорить.

Также шкалу можно представить в виде «регулятора громкости» – полукруга, к которому с помощи кнопки прикреплена стрелка из картона, как на иллюстрации ниже:

Залог успеха – практика!

Распространенная ошибка – показать ребенку шкалу громкости или повесить ее в классе, что вряд ли поможет ребенку понять, что именно означают различные уровни шкалы. Важно целенаправленно учить ребенка тому, что конкретно означает различный уровень громкости, и в каких ситуациях можно использовать ту или иную громкость.

Простых объяснений будет недостаточно. Обязательный шаг в обучении – это практика. Регуляция громкости голоса – это сложный социальный навык, а социальные навыки требуют практики, как и любые другие. Они не появятся волшебным образом, только потому, что вы так сказали.

Вы не будете ожидать, что ребенок освоит умножение, если вы один раз объясните ему, что это такое. Нужна будет практика, повторение пройденного, домашние задания! То же самое относится и к регуляции громкости голоса.

Практика для разных уровней громкости голоса

Объясните, что такое шкала громкости. Например, вы можете сказать: «Люди могут говорить громко или тихо. Очень важно знать, когда лучше говорить громко, а когда тихо. Это шкала громкости – она поможет тебе лучше контролировать то, как громко ты говоришь».

Демонстрируйте громкость на собственном примере. Когда вы знакомите ребенка со шкалой громкости, сопровождайте это примерами для каждого уровня. Да, вы должны продемонстрировать каждый уровень, даже самый громкий.

Ребенку обязательно нужно услышать, что именно вы имеете в виду. В противном случае, ребенок практически наверняка интерпретирует ваши слова по-своему. Это особенно важно для детей с особенностями развития.

Если вы боитесь кричать, то попробуйте выйти на улицу или просто плотно закрыть двери. Тем более, детей такие демонстрации обычно развлекают. Во время такой практики учтите, что если у ребенка есть повышенная чувствительность к звукам, то вам могут потребоваться специальные условия, чтобы не вызвать у него сенсорную перегрузку. Например, ребенок может использовать противошумные наушники или отойти подальше во время демонстрации громких звуков.

Вместе играйте со шкалой. Предложите ребенку менять уровень на шкале, чтобы вы так же меняли громкость своего голоса. Большинству детей очень нравится, что они могут заставить взрослого говорить громко или шептать!

Затем поменяйтесь местами – предложите ребенку говорить громче или тише, в зависимости от того, на какую цифру вы указываете. Хвалите ребенка, когда у него получается продемонстрировать нужный уровень громкости. Для того, чтобы ребенок запомнил значение разных делений шкалы, и для того, чтобы он лучше начал регулировать громкость собственного голоса, вам могут понадобиться регулярные игры со шкалой.

Предоставьте ребенку конкретные примеры ситуаций для каждого деления шкалы. Не ограничивайтесь самыми общими понятиями, вроде «шепот в библиотеке, громкий голос на детской площадке». Подумайте обо всех ситуациях, которые бывают в жизни ребенка, и опишите, какая цифра на шкале подходит для каждой из них. Например, какая громкость голоса должна быть в ванной или на линейке в школе? Проверьте ребенка – попросите говорить с нужной громкостью для того или иного места.

Объясняйте ребенку ПОЧЕМУ громкость голоса должна меняться. Очень часто детям говорят, что делать, но не объясняют, почему это важно. Часто мы думаем, что дети и так уже это понимают, либо что они просто должны слушаться нашего авторитета. Однако это не подходит для детей, которых нужно целенаправленно и последовательно учить всем социальным навыкам. Для того, чтобы объяснить ребенку необходимость регулировать громкость, можно подготовить и читать с ним социальную историю на эту тему.

Отдельно учите исключениям из правил. Ох уж эти исключения! С ними бывает сложно, особенно если речь о детях с аутизмом. Всегда будут исключения для тех ситуаций, о которых вы говорите. Например, можно громко говорить на перемене, но если кто-то ударился, то нужно понизить голос, так как это выражает обеспокоенность. В библиотеке лучше говорить только шепотом, но в случае опасной ситуации, нужно закричать, чтобы привлечь внимание взрослых.

Самые важные исключения из правил, которые нужно упомянуть и включить в социальную историю:

  • Угроза своей или чужой безопасности.
  • То, что связано со здоровьем, например, если тебе плохо или больно.
  • Особые обстоятельства или мероприятия, например, участие в концерте твоей школы.

Используйте шкалу в реальных ситуациях. В повседневных и, особенно, в новых для ребенка ситуациях, показывайте ему шкалу, чтобы напомнить, какой должна быть здесь громкость голоса. Также используйте шкалу, чтобы незаметно поправить ребенка, если громкость его голоса не соответствует обстоятельствам.

Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист

Источник: Что если ребенок говорит слишком громко или слишком тихо?