Несколько советов родителям о том, как можно помочь ребенку лучше контролировать свой «стимминг» (повторяющееся поведение).
«Стимминг» («стимы», двигательные стереотипии, повторяющееся поведение, самостимулирующее поведение) часто считается неотъемлемой чертой детей в спектре аутизма, хотя у нейротипиных детей он тоже встречается. Слово «стимминг» является просторечным сокращением от фразы «самостимулирующее поведение». Так называется повторение однообразных движений или звуков без какой-либо конкретной цели.
Стимминг аутичных людей часто включает тряску кистями рук, прыжки или раскачивание туловища. У нейротипичных людей подобное поведение тоже не редкость, но обычно оно менее заметно и считается более приемлемым, например, у многих есть привычка постукивать карандашом или ручкой, когда они задумываются.
Основное отличие стимминга при аутизме в том, что он является более интенсивным, частым и «нестандартным» с социальной точки зрения. В некоторых ситуациях повторение громких звуков или слишком интенсивных движений может вызывать негативную реакцию окружающих, что может нежелательно сказаться на социальных и других возможностях ребенка или взрослого. В крайних случаях стимминг может быть опасен, например, если в качестве стимминга человек бьется головой о поверхности.
Существует множество причин, по которым люди с аутизмом могут прибегать к стиммингу. Это может быть способом успокоиться в ситуации повышенного стресса. Это может быть реакцией на сильную эмоцию, например, тревогу или страх. Это даже может быть проявлением сильной радости, счастья или восторга.
Если вас беспокоит стимминг у ребенка в спектре аутизма, то в первую очередь важно понять, какую функцию выполняет это поведение, чтобы найти индивидуальное решение. Если есть возможность получить консультацию поведенческого аналитика или поведенческого терапевта, то они могут помочь в определении причины стимминга и предложить возможный план решения для семьи.
Ниже приводятся общие рекомендации в отношении стимминга у аутичных детей.
Не пытайтесь останавливать стимминг, если он не представляет опасности и не может причинить вред
Это может быть важным способом успокоиться или регулировать свое состояние во время неструктурированных перерывов.
Попытки заставить ребенка прекратить стимминг могут привести к появлению агрессивного и другого нежелательного поведения.
Если стимминг является самоповреждающим поведением, то необходимы срочные действия ради безопасности ребенка. По возможности необходимы консультации с поведенческим аналитиком о том, как можно уменьшить такое поведение.
Попытайтесь определить, почему именно ребенок прибегает к стиммингу
После того, как вы поймете функцию стимминга, вы сможете понять, как можно его уменьшить или заменить на более социально приемлемое поведение.
У многих детей с аутизмом есть нарушения обработки сенсорной информации, которые побуждают их стремиться к определенным сенсорным ощущениям. Такой «сенсорный голод» может быть очень сильным и постоянно присутствовать в жизни ребенка. Для того, чтобы уменьшить такой стимминг, нужно придумать, как ребенок будет получать похожую стимуляцию другим образом.
Например, некоторые дети кусают себя или других, чтобы получить определенную стимуляцию в ротовой полости, и это не обязательно является проявлением агрессии. В этом случае можно попробовать различные сенсорные «жевалки», например, «жевательные» кулоны или трубочки, которые смогут заменить это поведение на более приемлемое.
Дети могут «стимить» в многолюдной и шумной обстановке, потому что это помогает им успокоиться и «отключиться» от шума и хаоса вокруг
В этом случае стимминг могут уменьшить противошумные наушники и/или карточка «Мне нужен перерыв», которую ребенок может показать кому-то, кто может помочь.
Карточку «Мне нужен перерыв» можно использовать в школе и вне дома. Если ребенок дает ее учителю или родителям, те могут позволить ему немного отдохнуть и расслабиться в тихом помещении и прийти в себя, вместо того чтобы прибегать к публичному стиммингу из-за сенсорной перегрузки.
Физические упражнения помогают уменьшить стимминг ради дополнительной сенсорной стимуляции
Бег, продолжительная ходьба, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах являются очень популярными видами спорта среди аутичных людей, поскольку они связаны с повторением предсказуемых и ритмичных движений, что само по себе может очень успокаивать. Кроме того, они обеспечивают интенсивные аэробные нагрузки, которые могут благотворно сказаться на состоянии нервной системы и уменьшить нежелательное поведение.
Если цель стимминга ребенка — дополнительная сенсорная стимуляция, то стоит попробовать регулярные короткие перерывы с физической активностью. Например, можно делать в занятиях перерывы на игру в салки, танцы или просто на парочку упражнений из аэробики.
Йога также может успокаивающе действовать на детей в спектре аутизма. Сейчас есть онлайн-видео и приложения с простыми программами йоги для детей.
Не пытайтесь физически удерживать ребенка во время стимминга
Стимминг выполняет какую-то функцию в жизни ребенка, например, помогает ему успокоиться. Если вы будете физически лишать его стимминга, не предложив альтернативы, то почти гарантированно у ребенка появятся новые виды стимминга.
Новые виды стимминга могут оказаться опасными или просто менее желательными и социально приемлемыми, чем изначальное поведение.
Используйте стимминг как возможность для общения и обучения ребенка
Вы можете «присоединиться» к стиммингу ребенка, но при этом видоизменить его таким образом, чтобы помочь ребенку перейти к более приемлемому и функциональному поведению.
Например, если ребенку нравится стучать кубиком о кубик, вы можете сесть рядом и делать то же самое. Но вы можете преобразить это поведение, например, начать отстукивать кубиками определенный ритм и напевать в такт песенку.
Такие занятия по «расширению» повторяющихся действий можно использовать для обучения ребенка игровым и социальным навыкам, которые он может использовать с ровесниками.
Например, если ребенок бегает кругами, вы можете побежать вместе, чтобы это были «перегонки» или «салки». Перерывы на физическую активность — это здоровый и безопасный способ регулировать свое состояние.
Это лишь самые базовые сведения о стимминге у аутичных детей. Важно изучать различную информацию, чтобы найти новые функциональные решения или ресурсы, которые можно использовать со своим ребенком дома.
Источник: Что важно знать семьям о «стимминге» при аутизме