Есть дети активные, а есть очень активные. Этих детей невозможно не заметить. Где они – там постоянное движение и хаос. Про таких детей часто говорят: «гиперактивные дети».
Как же понять, гиперактивный или просто подвижный? С таким вопросом лучше обратиться к специалистам: неврологу, психотерапевту. Но некоторые признаки вы можете определить сами.
Гиперактивный ребёнок мало спит, даже в младенчестве; находится в постоянном движении, даже сидя; не может долго сосредотачиваться на самых увлекательных занятиях; с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его; испытывает трудности в учёбе, игре; имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других — нет); очень говорлив; отвечает до того, как дослушает вопрос; задаёт очень много вопросов, но не дожидается ответов; не раздумывая, совершает поступки; даёт обещания больше так никогда не делать, но не держит слово; часто конфликтует со сверстниками.
Важно понимать, что такие дети нарушают нормы и правила поведения в силу неспособности управлять собой, своим поведением. Таким детям нужно помочь.
Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
Рекомендации специалистов в помощь родителям
- Соблюдайте постоянство правил поведения и требований, которые предъявляете своему ребёнку: то, что нельзя, — нельзя всегда. То, что можно, — можно при определённых условиях. Старайтесь избегать прямых запретов. «Играй с мячом, но не пинай его и не кидай, ведь ты не на футбольном поле. Можно чеканить и катать».
- Давайте простые конкретные задания: вместо: «Убери в своей комнате» — ряд коротких инструкций: «Повесь одежду в шкаф, убери обувь на полку, карандаши сложи в органайзер».
- Если что-то хотите сказать ребёнку, сначала установите контакт «глаза в глаза».
- Соблюдайте режим дня. Чем постоянней он будет, тем лучше для вас и вашего ребёнка.
- Старайтесь избегать переутомлений! Мнение, что гиперактивных детей нужно загружать до предела, чтобы использовать их энергию, — миф. У них её, наоборот, немного, и она очень быстро расходуется.
- Обязательно хвалите ребёнка! И не за результат, а за участие и старание.
- Ищите сильные стороны ребёнка. Искренне гордитесь ими развивайте.
- Учите планировать и определять конкретные цели поступков.
- Периодически устраивайте себе передышку от ребёнка. Мама и папа должны быть отдохнувшими и спокойными. Подумайте, кто мог бы помочь вам в этом? Общение с родственниками принесёт ребёнку разнообразие, а вам — отдых.
- Выработайте единую линию воспитания. Если самостоятельно это сделать не удаётся, обратитесь к психологу, чтобы обсудить трудности и определить пути их решения.
Материал подготовила учитель-дефектолог Жулина Т.Н.