ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Есть дети активные, а есть очень активные. Этих детей невозможно не заметить. Где они – там постоянное движение и хаос. Про таких детей часто говорят: «гиперактивные дети».

Как же понять, гиперактивный или просто подвижный?  С таким вопросом лучше обратиться к специалистам: неврологу, психотерапевту. Но некоторые признаки вы можете определить сами.

Гиперактивный ребёнок мало спит, даже в младенчестве; находится в постоянном движении, даже сидя; не может долго сосредотачиваться на самых увлекательных занятиях; с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его; испытывает трудности в учёбе, игре; имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других —  нет); очень говорлив; отвечает до того, как дослушает вопрос; задаёт очень много вопросов, но не дожидается ответов; не раздумывая, совершает поступки; даёт обещания больше так никогда  не делать, но не держит слово; часто конфликтует со сверстниками.

Важно понимать, что такие дети нарушают нормы и правила поведения в силу неспособности управлять собой, своим поведением. Таким детям нужно помочь.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Рекомендации специалистов в помощь родителям

  • Соблюдайте постоянство правил поведения и требований, которые предъявляете своему ребёнку: то, что нельзя, — нельзя всегда. То, что можно, — можно при определённых условиях. Старайтесь избегать прямых запретов. «Играй с мячом, но не пинай его и не кидай, ведь ты не на футбольном поле. Можно чеканить и катать».
  • Давайте простые конкретные задания: вместо: «Убери в своей комнате» — ряд коротких инструкций: «Повесь одежду в шкаф, убери обувь на полку, карандаши сложи в органайзер».
  • Если что-то хотите сказать ребёнку, сначала установите контакт «глаза в глаза».
  • Соблюдайте режим дня. Чем постоянней он будет, тем лучше для вас и вашего ребёнка.
  • Старайтесь избегать переутомлений! Мнение, что гиперактивных детей нужно загружать до предела, чтобы использовать их энергию, — миф. У них её, наоборот, немного, и она очень быстро расходуется.
  • Обязательно хвалите ребёнка! И не за результат, а за участие и старание.
  • Ищите сильные стороны ребёнка. Искренне гордитесь ими развивайте.
  • Учите планировать и определять конкретные цели поступков.
  • Периодически устраивайте себе передышку от ребёнка. Мама и папа должны быть отдохнувшими и спокойными. Подумайте, кто мог бы помочь вам в этом? Общение с родственниками принесёт ребёнку разнообразие, а вам — отдых.
  • Выработайте единую линию воспитания. Если самостоятельно это сделать не удаётся, обратитесь к психологу, чтобы обсудить трудности и определить пути их решения.

Материал подготовила учитель-дефектолог Жулина Т.Н.