ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Усвоению навыков коммуникации особыми детьми способствуют различные игры. Ниже мы приводим некоторые из них, которые родители самостоятельно могут использовать в домашней обстановке.

Список игр для детей с РАС

(приводится с некоторыми изменениями и дополнениями авторов данного руководства).

«Охота на тигров» (авторы: Карпова T. B., Лютова Е. К., 1999).

Цель: научить ребенка планировать свои действия во времени.

Эту игру можно считать семейной игрой. В нее нужно включать всех членов семьи: маму, папу, сестер и братьев (если есть), возможно, прародителей (бабушку и дедушку). Семейные психологи поощряют организацию семейных игр и в семьях с нормотичными детьми, так как это дает возможность объединить членов семьи, сформировать семейную субкультуру и развить творчество и социальные навыки детей.

Участники (члены семьи, ничего страшного если это будет всего три-четыре человека) встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к остальным участникам и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра, умещающего в ладошке (можно использовать другую маленькую игрушку). После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.

Как правило, детям с аутизмом трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

«Покажи нос» (автор Васильева Е. А.)

Цель: помочь ребенку ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ты смотри, не зевай

И за мной все повторяй,

Что сейчас тебе скажу

И при этом покажу.

К примеру, мама, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяет за ней движения, показывая на себе названные части тела. Затем мама начинает «путать» ребенка: называть одну часть тела, а показывать другую. Ребенок должен заметить это и не повторять неверные движения. Ничего страшного, если ребенок не сразу будет повторять Ваши движения. Постоянная игра с ребенком, в конечном счете, даст свои положительные результаты, однако нужно учитывать на каком этапе развития коммуникации ребенок сейчас находится, то есть что он уже умеет.

«Кто я?» (автор: Черепанова Г. Д.)

Цель: развитие представлений и воображения ребенка.

Содержание: Родитель поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, полицейский и т. д.) Ребенок должен отгадать, кто это был (важно учитывать возраст ребенка и особенности расстройства). В данной игре можно также использовать карточки, на которых изображены представители различных профессий. Очень хорошо, если в этой игре примут участие оба родителя, а, возможно, другие Ваши дети.

 «Придумки» (автор: Черепанова Г. Д.)

Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Родитель просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки». Например, «Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое», (родитель показывает на карточку № 1 …), «Как ты думаешь, что произошло?» «Затем Таня …» (Родитель показывает карточку № 2 …) и т. д.

Оборудование: набор карточек с визуальными подсказками.

«Покажи по-разному» (автор: Черепанова Г. Д.)

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

1-й этап игры: Родитель говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота … (родитель пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову “высокие”.

Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) …Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?

Я иду медленно, а вот я иду… Как?

Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…

Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…

2-й этап игры: Все действия выполняет ребенок, а родитель комментирует или устанавливает правила игры, например, говорит: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т. д.

 «Собираем головоломки» (автор: Черепанова Г. А.)

Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих детей c аутизмом, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такому рода общению, родитель может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игры с чудесным мешочком (автор: Черепанова Г. Д)

Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослыми.

На левую руку ребенку надевают «Волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, мешочек лучше сшить из ярких разноцвет лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию родителя определенную геометрическую фигуру, а правой рисует контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.

Примечания: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д. Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

«Говорящие инструкции» (автор: Черепанова Г. Д)

Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает родителю о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и родитель могут поменяться ролями. Теперь уже родитель выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

«Физкультурники» (автор: Черепанова Г. Д.)

Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с, пооперационными картами.

Родитель объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д. Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Родитель и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений.

После того, как заготовлены 2— З схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), родитель кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) родитель предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать с взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

«Создаем мультфильмы» (автор: Слухова А. А.)

Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.

Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку, вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т. д.

Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.

Мультфильм можно «делать» и при помощи составления различных кубиков. Пусть они и не отражают то, что ребенок делал сегодня в течение дня, но много есть кубиков, отражающих различные действия людей, природу и т. д.

«Волшебный сундучок» (автор: Черепанова Г. Д.)

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности детей с РАС — разглядывание и изучение новых предметов.

Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать их из сундучка, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать: где это пригодится и т. д.

Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками. Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два, и более вернуться к волшебному сундучку.

Перечислим еще несколько коррекционных методик, которые родители могут использовать в игре с особым ребенком. Важно отметить, чтобы игра обязательно сопровождалась речевыми действиями.

Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ребенку игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2—3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10—15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться. 4. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, любые игрушки.

Список литературы:

1) Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

2) Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Источник: Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка. – Москва: РИТМ, 2016. — 216 с.