Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру и не идут на контакт со взрослыми. «Разбудить» такого ребёнка — одна из труднейших задач для родителей. Обычно родители как сознательно, так и подсознательно стремятся отыскать то, что вызовет отклик у ребёнка: очень важно, чтобы они не прекращали попыток и не отвергали ребёнка, даже если он им не отвечает, но снова и снова продолжали улыбаться ему, брать на руки, ласкать его и искать игры и занятия, которые ему понравятся.
Родителям может казаться, что постоянное повторение одной и той же любимой игры (будь то «щекотики», качание на коленях или пускание мыльных пузырей) не приносит ребёнку никакой пользы. Это не так. Наслаждение игрой не только приятно, но и полезно: оно стимулирует освоение новых навыков. Если ребёнку нравится пускать пузыри, это даёт ему повод указать на них рукой, или произнести слово «пузыри», или подползти к ним поближе, или поиграть в пускание пузырей с другими детьми.
Следите за тем, как ваш ребёнок реагирует на происходящее, Даже самая слабая реакция — ключ к его чувствам.
Ниже вы найдете идеи развлечений, которые могут привлечь ребёнка. Помните, что ребёнку с особыми нуждами для реакции требуется больше времени, и не торопите его.
Как привлечь внимание ребенка
Чтобы привлечь внимание ребёнка, прежде всего, сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Самый легкий путь — надеть на себя что-то необычное. Вы можете также использовать идеи, предназначенные для установления зрительного контакта, описанные в разделе «Развитие речи».
Игрушки, на которые интересно смотреть
Ребёнка могут заинтересовать самые различные вещи, например, ярко раскрашенные игрушки (особенно игрушки с мигающими лампочками), а также разные фонарики и необычные светильники. Часто дети любят смотреть на заводные механические игрушки, машинки, а также на мыльные пузыри.
Физические игры
— Играйте в игры со щекоткой (тексты песенок приводятся в разделе «Развитие речи»).
— Качайте ребёнка на коленях (тексты соответствующих песенок см. там же).
— Обнимайте и ласкайте ребёнка.
— Катайте ребёнка по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребёнком на руках.
Звуки
Используйте музыку:
— Играйте на любых музыкальных инструментах: гитаре, барабане, духовых инструментах; включайте музыку.
— Пойте ребёнку детские песенки или ваши любимые песни.
— Играйте с ребёнком на детских музыкальных инструментах, например, на ксилофоне или детском пианино. Используйте «звучащие» игрушки — волчок и др.
— Берите ребёнка на концерты «живой» музыки. Если у вас нет такой возможности, слушайте с ним уличных музыкантов.
Запахи
— Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например, из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребёнку понюхать.
— Смочите ватку духами, лосьоном после бритья, одеколоном и т.п. и дайте ребёнку понюхать.
— Используйте масла для ароматерапии.
Осязание
— Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.
Чувство своего тела
— Прикасайтесь к ребёнку, поглаживайте и массируйте части его тела.
— Играйте с его руками и ногами: берите, сжимайте и встряхивайте их.
— Щекочите ребёнка, например, пробегая пальцами по всему телу, от пяток до самой макушки.
— Поместите ребёнка в узкое замкнутое пространство или у стены, чтобы при движении он соприкасался с иной поверхностью.
— Пусть ребёнок играет с погремушками, издающими звуки при движении. Если ребёнок не умеет брать предметы, можно привязать погремушку к его запястью или использовать рукавички с нашитыми на них колокольчиками. Можно также привязать погремушки к ногам или нашить на носки, чтобы они издавали звук при движении ног ребёнка и таким образом стимулировали их.
Понятие своего «Я»
Первые части тела, которые узнает ребенок,— это обычно глаза, рот и нос. За ними следуют волосы, руки и живот.
— Используйте естественные возможности для того, чтобы называть ребенку части его тела. Самый очевидный повод — купание, когда вы моете по очереди каждую часть тела. Но можно также использовать смену подгузников, во время которой называть живот, попку, ноги и т.д., а одеваясь, поговорить о руках, ногах и т.п.
— Пойте песенки, в которых называются части тела, например «Ладушки» или любые другие:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в глазки — смотрюнюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
Ножки, ножки, куда вы спешите?
В лесок, во борок
Грибы-ягоды сбирать,
Нашу детку угощать!
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик—самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Дарики-дарики,
Летели комарики,
З-з-з!
Вились, вились, .
В носик вцепились!
— Показывайте ребёнку большие и четкие изображения людей, называйте части их тела.
— Посадите ребёнка к себе на колени. Прикасайтесь к различным частям его тела, а затем к своим, и называйте их. Например: «Это моя коленка. А это твоя коленка».
— Показывайте ребёнку части тела на куклах.
— Используйте зеркало следующими способами:
Побудите ребёнка прикасаться к различным частям своего лица в зеркале.
Показывая на отражение в зеркале, называйте имя ребёнка.
3. Испачкайте ребёнку нос или щеку губной помадой или пеной для бритья. Покажите ему его отражение в зеркале, а потом, не отходя от зеркала, побудите его стереть помаду или сотрите сами. Это упражнение помогает ребёнку осознать, что в зеркале он видит самого себя.
Встаньте с ребёнком перед большим зеркалом. Стройте забавные гримасы и смотрите, станет ли ребёнок вам подражать.
Поиграйте с зеркалом в прятки, закрывая его, а потом снова показывая ребёнку его лицо.
Узнавание своего имени
Развитие этого навыка требует упорства и настойчивости. Называйте имя ребёнка при каждой возможности. Спрашивайте: «Где у нас Софья? А вот Софья!» — при этом указывайте пальцем на ребёнка и широко улыбайтесь.
Задавайте вопросы типа: «У кого мячик? У Димы мячик». Родителям свойственно говорить о ребенке в третьем лице (например, «Это чашка Алины» вместо: «Это твоя чашка»). Такая манера разговора полезна, поскольку укрепляет представление ребёнка о своей личности.
Умение делиться
— Играйте в игры, в которых ребёнок должен разделить что-то между людьми или игрушками, например пригласите к кукле гостей и поощрите ребёнка раздать по конфете каждому «гостю».
— Пускай ребёнок раздает еду, например одно печенье себе, другое вам.
— Поощряйте ребёнка делиться с другими угощением или игрушками и следите, чтобы другие дети тоже с ним делились.
Узнавание себя в зеркале и на фотографиях
Играйте с зеркалом, как описано выше (в разделе о понятии своего «Я») и поощряйте ребёнка узнавать и показывать себя в зеркале.
Создайте альбом семейных фотографий и смотрите его вместе с ребёнком. Лучше использовать для этого не слишком большие и ценные фотографии, за целостность которых вы не опасаетесь. Просматривая альбом вместе с ребёнком, объясняйте ему, кто изображён на каждой фотографии. Просите ребёнка найти на фотографиях разных людей и самого себя.
Укрепление самооценки
Ребёнку с особыми нуждами, замечающему свое отличие от других детей (в особенности если у него физические проблемы или сенсорные нарушения), для укрепления самооценки и уверенности в себе необходимо как можно больше поддержки и одобрения.
Хвалите ребёнка за любое достижение. Хвалите не только за успех, но и за попытку сделать что-то новое, пусть даже неудачную. Если вы ругвете ребёнка за неудачи, он начинает бояться ошибок и уже не решается рискнуть. От похвалы ребёнок расцветает. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому он будет стараться повторить сделанное. Похвала необходима детям: это мощный мотивирующий фактор, побуждающий ребёнка двигаться вперед.
Показывайте ребёнку, что цените его усилия. Например, после того, как ребёнок порисовал, устройте дома «выставку» его работ, для этого хорошо подходит холодильник. Можно также использовать магнитную доску: прикреплять к ней различные поделки, рисунки и вешать на стену. Показывайте ребёнку его рисунки и говорите: «Кто же это нарисовал? Это Маша нарисовала! Как Маша хорошо рисует!» Покажите рисунки ребёнка родным и друзьям и побудите их присоединиться к похвалам.
Используйте в занятиях с ребёнком песенки. Дети любят пение и воспринимают такие занятия не как «работу», в которой страшно допустить ошибку, а как весёлую игру. Игры с песенками хороши и тем, что не давят на ребёнка: он может подпевать, насколько это в его силах — ничего страшного, даже если он вообще не будет петь. Множество примеров игр с песенками вы найдете в разделе «Развитие речи». Как только ребёнок начинает участвовать в игре, подбадривайте его похвалой. Пусть он чувствует, что добился успеха и что вам приятно и радостно с ним общаться. Такие чувства укрепляют самооценку и, следовательно, способствуют дальнейшему развитию навыков.
Пойте ребёнку детские песенки, используя в них его имя: например, вместо «наш маленький мальчик» пойте «наш маленький Егорка» или «наша маленькая Анечка», или вместо «баю-бай, баю-бай, спи, малютка, засыпай» — «спи, Наташа, засыпай».
Поощряйте ребёнка играть с водой и лепить из песка. Такие игры хороши тем, что в них невозможно играть «неправильно», они построены на свободном экспериментировании.
Показывайте ребёнку на своем примере, как следует относиться к неудачам. Если у него что-то не получается, не ругайте его, не выказывайте огорчения, а просто говорите: «Ничего страшного, попробуй еще раз».
Используйте позитивный подход к ребёнку. Однако помните, что ребёнка нельзя перехваливать: слишком частая и беспричинная похвала обессмысливается. Не стоит хвалить ребёнка за применение навыка, который он уже давно и хорошо усвоил. Не стоит поощрять ребёнка похвалой, если вы ясно видите, что он мог бы сделать лучше, но недостаточно старается. Ориентируйтесь на реальные возможности своего ребёнка. Если ему трудно даже несколько минут спокойно посидеть за рисованием, вы должны хвалить его даже за несколько линий на бумаге. Если же он способен сосредоточиться и любит рисовать, не стоит его слишком расхваливать.
Умение делать выбор
Очень важно предлагать ребёнку с особыми нуждами выбор и поощрять его сообщать свои желания с помощью тех средств коммуникации, которые ему доступны.
Ребёнок должен понимать, что вы ему предлагаете, и иметь возможность ответить на предложение — указать глазами или рукой, ответить словами или жестами. Вначале вам придется помещать перед ребёнком оба предмета, из которых нужно выбрать один. Например, чтобы дать ребенку выбрать фрукт к чаю, принесите ему апельсин и банан и спросите, что он хочет. Если он укажет глазами или рукой на апельсин, уберите банан и протяните ему апельсин со словами: «Ты хочешь апельсин».
Предложить ребёнку выбор не составит труда, если речь идет о еде, напитках или игрушках, которые легко продемонстрировать. При переходе к более сложным выборам (например, между походом в парк или в бассейн) вы можете предлагать ребенку рисунки или фотографии.
Понимание чувств
— Показывайте ребёнку изображения людей, выражающих различные эмоции, и в самых простых выражениях объясняйте, что с ними происходит и что они при этом чувствуют.
— Читайте ребёнку книги, герои которых проявляют различные эмоции.
— Объясняйте ребёнку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно», «У неё день рождения. Ей весело».
— Если ребёнок обидел кого-нибудь, объясните ему, что произошло: «Ты ударил Диму. Он плачет. Бедный Дима!»
— Показывайте ребёнку в зеркале весёлое, грустное, удивленное, сердитое лицо и т.п.
— Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.
— Играйте с ребёнком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например «Кукла заболела»
Источник: Сара Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. 1999.