ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Научные данные и рекомендации для физической активности детей и взрослых с аутизмом

Автор: Шон Хили / Sean Healy
Оригинальный источник: Autism Speaks

Фраза «спорт – лучшее лекарство» стала рефреном многих экспертов по фитнессу и здравоохранению. Эту поговорку поддерживает множество исследований. И на данный момент накопилось достаточно исследований среди детей и подростков с аутизмом, чтобы мы могли с уверенностью сказать – физическая активность имеет целый ряд преимуществ при аутизме.

Не так давно мы с моими коллегами опубликовали мета-анализ 29 исследований о влиянии физических упражнений на детей и подростков с аутизмом. Всего в этих исследованиях принимали участие более 1000 людей в спектре аутизма. В мета-анализе мы смогли объединить данные разных исследований и, таким образом, понять, что физические упражнения действительно могут быть одним из вмешательств при аутизме.

В целом, мы обнаружили, что программы физической активности для молодежи с аутизмом приводят к умеренному или выраженному эффекту в целом ряде важных областей. Например, они улучшают навыки моторики, физические навыки, социальное взаимодействие, мышечную силу и выносливость. Ниже я опишу подробнее эти преимущества, а в конце перечислю несколько стратегий для поощрения молодежи с аутизмом заниматься регулярной физической активностью.

Физические упражнения и аутизм: различные преимущества

Социальные навыки: Наш мета-анализ показал, что у молодых людей, которые участвовали в программах физической активности специально для людей с аутизмом, значительно улучшались социальные и коммуникативные навыки. Эти программы включали езду на лошадях, различные групповые спортивные игры, программы бега или видеоигры, предусматривающие физическую активность.

Исследователи пытались объяснить, каким образом физическая активность может улучшить социальные навыки. Если программа физической активности правильно спланирована, то она создает веселое, безопасное пространство, в котором можно общаться с другими детьми. Иначе говоря, это прекрасная возможность для практики социальных навыков. Кроме того, программы, включающие животных (например, езда на лошадях), позволяют детям взаимодействовать с кем-то невербально.

Физическая форма: Вряд ли кого-то удивит, что наш анализ подтвердил, что у детей и подростков с аутизмом улучшается мышечная сила и выносливость, если они участвуют в таких программах как упражнения в воде, езда на лошадях или видеоигры с физической активностью. Это особенно важно для детей с аутизмом, так как предыдущие исследования показали, что при аутизме мышечная сила и выносливость могут быть значительно ниже, чем у ровесников без аутизма.

Мышечная сила и выносливость важны не только с точки зрения физической формы. Они позволяют детям с аутизмом использовать возможности для общения со сверстниками, которые требуют физической активности, например, участвовать в спортивных или просто подвижных играх.

Физические навыки: У многих людей с аутизмом уровень физических навыков значительно ниже, чем у остальных людей. Такие навыки включают баланс, координацию тела, зрительно-двигательный контроль и другие. Мы рекомендуем подбирать детям с аутизмом разные типы физической активности, чтобы улучшать различные физические навыки. Это могут быть видеоигры с физической активностью, прыжки на батуте (при соблюдении техники безопасности), настольный теннис или езда на лошадях.

Навыки моторики: Многие виды физической активности (и социальные возможности с ними связанные) требуют того, что мы называем «фундаментальные навыки моторики». Эти навыки включают бег, умение бросать, умение ловить и так далее. Наш анализ, опять же, показал, что программы физических упражнений значительно улучшают эти навыки среди детей и подростков с аутизмом.

Дальнейшие перспективы

Нам нужно больше исследований о влиянии физических упражнений на людей с аутизмом, в частности, о типе и продолжительности физической активности, которая связана с наибольшими преимуществами. Нам также нужно определить, как лучше всего адаптировать и персонализировать программы физической активности в соответствии с потребностями и целями каждого человека с аутизмом.

Возможно, наиболее важный сейчас вопрос: как обеспечить достаточную физическую активность в течении жизни для людей с аутизмом.

Тем временем, мы надеемся, что наши данные станут источником вдохновения для специалистов по фитнессу, учителей физкультуры и родителей, которые стараются вовлечь детей, подростков и взрослых с аутизмом в различные физические занятия. Эти усилия того стоят – преимущества могут быть огромными.

Как сделать физические упражнения дружелюбными к аутизму

Исследования и наш клинический опыт позволили нам понять, какие особенности аутизма могут мешать получать удовольствие от физической активности, и как можно преодолеть эти барьеры.

У многих людей с аутизмом предложения физической активности вызывают протест, и в каждом случае важно понять, почему это происходит. Не так давно я пытался поощрить мальчика с аутизмом поиграть вместе с ровесниками во время перемены. Он ответил: «Худшего места для меня и придумать нельзя!» Я понял, в чем проблема. Я просил его что-то сделать в социальной, активной, громкой и непредсказуемой среде – все особенности, которые он не переносил.

Разные проблемы могут побуждать людей с аутизмом избегать физическую активность. Это могут быть низкие социальные и двигательные навыки, предпочтение занятий, связанных с компьютерами, отсутствие партнеров по физическим упражнениям и дружелюбной к аутизму среды в спортивных учреждениях.

Но есть и хорошие новости: мы знаем стратегии, которые могут уменьшить эти проблемы. Вот некоторые из возможных рекомендаций, которые помогут поощрять регулярную физическую активность.

Начинайте с малого.

Центр по контролю заболеваемости и профилактики рекомендует, чтобы ребенок был физически активен как минимум час в день. Это полезная информация, но я бы советовал сначала поставить самую скромную цель, а потом уже очень постепенно увеличивать нагрузку.

Наш опыт показал, что очень короткие периоды физической активности, которые распределены в течение дня, поддерживать проще всего. Помните: цель в том, чтобы физическая активность была регулярной и приятной частью повседневной жизни. Так что будьте терпеливы и стройте долгосрочные планы.

Вот несколько примеров того, как можно добавить физическую активность в повседневную жизнь:

  • Ходить пешком в школу (на работу, в другие места), проходить пешком большее расстояние, чем обычно.
  • Выгуливать собаку (если она есть).
  • Во время просмотра телевизора превращать рекламные паузы в перерывы на упражнения. Я рекомендую пару минут интенсивной физической активности, например, прыжки или махи ногами. И не сидите сами, присоединяйтесь к детям.
  • Ежедневные визиты на детскую площадку, например, после обеда. Если до нее придется прогуляться, то тем лучше.

Я рекомендую постепенно увеличивать объем времени, который тратится на эти и другие физические упражнения. Ваша конечная цель – рекомендуемый час физической активности, который является для ребенка привычной частью дня.

Развивайте навыки моторики.

Помните, что ребенку нужно сначала сформировать фундаментальные навыки моторики, и только потом он сможет участвовать в физической активности и спорте. Для развития навыков можно предлагать ребенку самые разные игры, которые потребуют от него:

  • Двигаться различным образом (например, прыгать, перепрыгивать, прыгать на одной ноге).
  • Играть с различными спортивными снарядами, например, мячами, битами и ракетками (бросать, ловить, пинать или бить).

Если ребенок будет регулярно практиковаться в этих навыках дома, то ему будет проще на уроках физкультуры, и вероятность, что ему понравятся спортивные игры с другими детьми будет выше.

Предлагайте попробовать самые разные виды физической активности.

Наш анализ показал, что благотворное влияние могут оказывать самые разные виды физической активности. Настольный теннис, плавание, велосипед, езда на лошадях – есть огромное количество игр и физических упражнений, которые может попробовать ваш ребенок. Я рекомендую вам составить меню таких видов активности, а потом пробовать разные «блюда» из меню, пока не найдете то, что придется ребенку по душе.

В идеале желательно, чтобы ребенок занимался одним или несколькими видами физической активности, которые поощряют:

  • Хорошую физическую форму. Любые упражнения, которые включают интенсивную аэробную нагрузку, то есть нагрузку, которая заставляет вас тяжело дышать.
  • Социальное взаимодействие. Физическая активность, в которой участвуют двое или более людей, например, теннис или игры в мяч.
  • Независимость. Физическая активность, которой можно заниматься полностью самостоятельно, например, домашняя зарядка или упражнения по йоге, может быть, упражнения при помощи видео.

Будьте образцом для подражания, привлекайте друзей и семью.

Родители – главные образцы для подражания у своих детей. Я призываю вас подавать пример активного образа жизни для вашего ребенка. Показывайте ребенку ценность и удовольствие от физической активности.

Также подумайте о тех людях, с которыми ребенок контактирует каждый день или каждую неделю, и можно ли привлечь их к тому, чтобы поощрять ребенка заниматься физической активностью.

Учителя, особенно учителя физкультуры, могут оказать огромное влияние на ребенка. Поделитесь с ними своими планами и стратегиями, которые оказались наиболее эффективными. Если у ребенка есть индивидуальный образовательный план, то желательно, чтобы в него также были включены цели по физическому образованию. При необходимости к обсуждению этих целей нужно привлекать учителей физкультуры.

Не стоит забывать и о тех, кто руководит спортивными программами для детей в вашем районе. Очень часто основное препятствие для них – страхи, что они не справятся с обучением ребенка с аутизмом. Однако опыт показывает, что если придать им немного уверенности, поделившись стратегиями коммуникации и мотивации ребенка, инструкторы из внешкольных программ могут добиться больших успехов.

Как сделать физическую активность более дружелюбной.

Вот три стратегии, которые обычно используют в спортивных программах для детей и подростков с аутизмом:

  • Кто-то, кто понимает. В идеале важно, чтобы люди с аутизмом, особенно дети и подростки, занимались в программах физической активности, инструкторы которых обладают знаниями об аутизме, в частности, понимают, как лучше общаться с людьми с аутизмом, и как лучше мотивировать их. Для этого вовсе не нужно быть специалистом по аутизму – достаточно основных сведений. Это даже может быть «наставник-ровесник» – другой ребенок, который понимает, как общаться с ребенком с аутизмом, и может предоставить поддержку один на один.
  • Визуальная поддержка. Многие люди с аутизмом лучше воспринимают зрительную информацию. Визуальная поддержка очень эффективна при обучении детей и подростков с аутизмом. Она может включать визуальное расписание, карточки с заданиями, наглядные демонстрации и видеомоделирование.
  • Рутина. Для большинства из нас важна рутина – привычная обстановка и образ действий, но это особенно важно для людей в спектре аутизма. Я предлагаю делать занятия с физической активностью регулярными, предсказуемыми и с четкой структурой. Для поддержания рутины создавайте визуальное расписание для каждого занятия.

Источник: Шон Хили Как физические упражнения влияют на людей с аутизмом?