ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой.
Вот несколько типичных ошибок, которые, по нашему опыту, могут помешать развитию навыков ребенка во время игры.

 Вера в то, что навыки игры появятся сами собой, спонтанно. Игра нейротипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с аутизмом, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

Игра используется не для обучения игре. Часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, речевым навыкам, признакам предметов). У детей с РАС есть базовый дефицит игровых навыков, для того, чтобы научить ребенка с аутизмом играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

Вера в то, что ребенку обязательно сразу понравится играть. Для детей с аутизмом символическая игра – это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с РАС может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему не интересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру весельем для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами), много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

Отсутствие имитации действий ребенка. Это критически важный элемент совместной игры – копировать уместные игровые действия ребенка. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни – дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

Постоянное переключение внимания ребенка. Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом, старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка – постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое.

Чрезмерные и навязчивые подсказки. Игра – это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

Чрезмерная конкретика. Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение – поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!».

Отсутствие сюрпризов во время игры. Во время каждой игры, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить» сценарий игры. Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия.

Хотя для родителей такая игра – это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка.

Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист