ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

15 советов эрготерапевта для детей с аутизмом, у которых есть проблемы с чисткой зубов

Многие дети убегают от одного вида «ужасной» зубной щетки. Однако у детей в спектре аутизма часто есть сенсорные проблемы, которые могут еще больше усилить их сопротивление. Ребенок может протестовать против чистки зубов по очень разным причинам. Это может быть как гипочувствительность, так и гиперчувствительность и защитные реакции при стимуляции ротовой полости.

При гипочувствительности детям сложно понять, что именно происходит у них во рту, и это вызывает сильную тревожность (это можно описать как «онемение» во рту). При гиперчувствительности дети воспринимают любые ощущения во рту как очень сильные. Самое мягкое прикосновение может быть крайне неприятным и даже болезненным.

Для решения этой проблемы нужен индивидуализированный план коррекции. В подобной статье я могу дать лишь несколько советов самого общего характера. За индивидуальными рекомендациями лучше обратиться эрготерапевту или логопеду с подготовкой в области орально-моторной терапии. Ниже приводятся несколько идей, которые вы можете попробовать, когда будете искать решение самостоятельно.

У некоторых детей крайний дискомфорт вызывает щетина зубной щетки. Попробуйте подобрать щетку с самой мягкой щетиной или силиконовой щетиной. Зубная щетка для младенцев может стать «переходным» инструментом, который поможет ребенку подготовиться к обычной зубной щетке. У таких щеток, как правило, щетина крайне мягкая и сделанная из силикона.

Попробуйте зубную щетку, которая чистит зубы быстрее. Прежде всего, это трехсторонние зубные щетки – одно движение такой щеткой позволяет чистить все три стороны зубов, также у них обычно очень мягкая щетина. Трехсторонние зубные щетки для детей иногда продаются в магазинах медицинской техники и товаров для реабилитации.

Поэкспериментируйте с различными зубными пастами. Классический вкус мяты редко нравится детям и часто воспринимается ими как обжигающий и болезненный. Попробуйте разные вкусы пасты: клубника, банан, апельсин, и подберите то, что больше всего нравится ребенку. Также экспериментируйте с цветами – возможно яркие и привлекательные цвета той или иной зубной пасты станут для ребенка дополнительной мотивацией чистить зубы. Можете купить несколько тюбиков зубной пасты разного вкуса и цвета одной и той же марки и каждый раз позволяйте ребенку выбирать пасту «на свой вкус» или смешивать разные пасты на щетке.

При повышенной оральной чувствительности любой вкус может оказаться неприятным. Проблема также может быть связана с ощущением от того, как паста пенится во рту. В этом случае подойдет специальная паста или зубной порошок без вкуса, часто это гипоаллергенные товары без вкуса и запаха.

Поэкспериментируйте с подбором щетки. Рукоятка щетки должна подходить маленькой ручке по размеру, а щетина должна быть очень мягкой, чтобы не повреждать десны. Детская электрическая щетка подходит некоторым детям, так как они получают удовольствие от ощущения вибрации. Еще один вариант – щетка с таймером. Это электрическая щетка, в которой загорается лампочка после 2 минут, чтобы дать понять ребенку, что время чистки вышло.

Обратите внимание на температуру воды. Возможно, вы предлагаете ребенку полоскать зубы холодной водой, потому что сами привыкли так делать? Попробуйте использовать только теплую, но не горячую воду. Некоторые дети негативное реагируют именно на ощущение от холодной воды.

Если ребенок любит музыку, то ему может подойти детская зубная щетка с музыкальным сопровождением (обычно они исполняют мелодии детских песен или издают звуки животных).

Если покупка щетки «с наворотами» – это не совсем то, что вам подходит, то вы можете сами включать любимую музыку ребенка на время чистки, чтобы объединить не совсем приятное событие с приятным. Или же просто напевайте любимую песню ребенка, пока чистите зубы. Как только чистка зубов прекратилась – переставайте петь или выключайте музыку. Как только ребенок возобновляет чистку зубов – снова включайте музыку.

Попробуйте чистить свои зубы вместе с вашим ребенком. Старайтесь делать это с энтузиазмом, покажите ребенку, что это веселое занятие.

Чистите зубы по очереди. Попробуйте дать ребенку свою зубную щетку и предложите почистить зубы вам, а сами почистите зубы ему (ваши зубы вряд ли станут чистыми, но ребенка это отвлечет). Или дайте ему почистить себе зубы самому, а потом дочистите их сами.

Чистите ребенку зубы, когда он принимает ванну. Дети обычно расслаблены и увлечены чем-то в ванне, и это может оказаться подходящим моментом, чтобы «тайком» преподнести чистку зубов. Или же вы можете чистить зубы над раковиной, но перед этим наполните раковину водой и положите туда игрушки для ванной, чтобы ребенок мог играть с водой во время чистки зубов.

Чистите ребенку зубы перед зеркалом. Это может создать у ребенка иллюзию большего контроля над ситуацией. Ему может быть спокойнее, когда он видит зубную щетку и ваши движения, чем когда вы находитесь перед ним, и он не видит, что именно вы делаете.

Используйте визуальную поддержку и визуальное расписание. Для составления визуального расписания вы можете сфотографировать шаги чистки зубов.

Вы можете распечатать и заламинировать фотографии, прикрепить на обратную сторону ленту «липучку» и разместить фотографии в хронологическом порядке на доске. После того как каждый шаг оказывается выполнен, соответствующая фотография убирается с расписания.

Распечатайте и заламинируйте на одном листе фотографии процесса чистки зубов, а потом используйте легко стирающийся маркер, чтобы вычеркивать каждый шаг (страница с фотографиями протирается и используется заново каждый день).

Сфотографируйте каждый шаг чистки зубов на телефон, а потом загрузите фотографии в программу слайд-шоу так, чтобы каждая фотография показывалась в течение 10 секунд. Такое слайд-шоу может находиться перед ребенком в качестве визуальной подсказки, и тогда ребенок будет знать, когда переходить к следующему шагу.

Попробуйте использовать таймер (песочные часы или программу визуального таймера в мобильном телефоне). Это отличный инструмент, который помогает ребенку понять, когда чистка зубов закончится. Для начала установите таймер всего лишь на несколько секунд, чтобы ребенок привык, что этот процесс не такой уж страшный и совсем недолгий. Потом постепенно увеличивайте временной интервал, пока не достигните рекомендуемых 2 минут.

Если чистка зубов – это битва, то нормально начать с самой маленькой и незначительной цели. Начните с того, чтобы почистить только один зуб, не дольше двух секунд (может быть, силиконовой щеткой для младенцев?), и тут же прекращайте этот процесс. Через пару дней можете перейти к двум зубам и увеличить продолжительность до нескольких секунд. Совершенно нормально, если вы прибегнете к такому подходу и будете продвигаться очень-очень медленно. Такой процесс называется «десенситизацией», и он требует времени и терпения.