ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Посещение общественных мест часто является непростой задачей для ребенка с РАС и его родителей, тем более, когда речь идет о поликлиниках или больницах. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребенка — он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать родителей или направлять к выходу. Ситуация значительно усугубляется при госпитализации, когда нужно не только посетить врача или пройти проверку, но и остаться в больнице на более долгий срок, для постановки диагноза, например.

Любой человек, которому нужно остаться в больнице чувствует себя неуютно, и хочет как можно быстрее вернуться домой, но для ребенка с аутизмом, который плохо понимает речь, который не умеет объяснить словами то, что он чувствует или то, что ему нужно, у которого есть стойкие привычки — госпитализация является настоящим кошмаром. И конечно же, от этой тревоги и непонимания, когда же можно будет уйти домой, ребенок начинает буйствовать и силой заставить окружающих — родителей, врачей, персонал — отпустить его домой, круша предметы, закатив истерику, кусая себя или других. Попытки родителей успокоить ребенка уговорами или переключением на мотивационную деятельность часто бывают безуспешными. Более того, эти попытки приводят к закреплению агрессивного поведения, и в следующий раз ребенок ведет себя в подобной ситуации еще хуже. У этой ситуации также есть побочный эффект — врачи, наблюдая за неуправляемым поведением ребенка, могут неверно определить степень нарушения или назначить медикаментозное лечение, которое они бы не назначили, увидев ребенка в спокойном состоянии.

Для того, чтобы облегчить процесс госпитализации для ребенка с РАС и умерить тревогу, недостаточно словами рассказать ребенку где он будет, и как долго. Это не поможет. К госпитализации нужно тщательно подготовиться, причем заранее — как минимум за две недели до срока. Следующие инструменты могут помочь родителям подготовить ребенка к госпитализации и уменьшить вероятность возникновения истерик и проблемного поведения в процессе адаптации к условиям больницы:

Социальные истории. Следует подготовить для ребенка рассказ с картинками, в котором описать, что именно будет происходить в больнице, кто там будет присутствовать (врачи, медсестры, родители), где нужно будет спать, где кушать, где играть, какие процедуры будут проводиться и как следует себя вести. В некоторых случаях рекомендуется включить в эту историю фотографии самой больницы, палаты, столовой, лечащего врача, процедурных комнат и т.д.Также рекомендуется заранее посетить эту больницу, показать ребенку где она находится и что там есть, а в домашних условиях обыграть предстоящие процедуры в ролевой игре.

Таблица отсчета. Следует подготовить таблицу, в которой каждый день ставить отметки и зачеркивать дни, которые остались до госпитализации. В конце каждого дня, перед сном, следует вместе с ребенком «зачеркнуть» прошедший день и посчитать, сколько дней осталось до пребывания в больнице.Похожую таблицу нужно подготовить и для пребывания в больнице — и отмечать в ней, сколько дней осталось до того, как вернемся домой.

Визуальное расписание. Времяпровождение ребенка в больнице рекомендуется структурировать. Можно подготовить визуальное расписание, в котором с помощью карточек обозначить распорядок дня в больнице — подъем, завтрак, процедуры, свободное время, и включить в это расписание также мотивационную деятельность — когда ребенок будет играть в ай-пад, смотреть мультики или гулять на площадке.Особо неприятные процедуры для ребенка следует также обозначить в визуальном расписании, и после этих процедур включить высокомотивационную деятельность. Например, «сделать укол», а потом «смотреть «Машу».

Включение знакомых стимулов. Рекомендуется взять из дома такие предметы, которые помогут ребенку быстрее освоиться. Например, взять любимое постельное белье, знакомую посуду, полотенце, книги, а также материалы для занятий — жетоны, карточки, настольные игры и поощрения. С помощью жетонов можно будет не только поощрять за выполнение заданий, но и помочь ребенку «пережить» некоторые процедуры и минуты ожидания в очереди.

Карточки PECS. Для ребенка, который общается с помощью карточек, книга PECS — это неотъемлемая часть жизни. Почему-то родители таких детей часто «забывает» или оставляют книгу дома, мотивируя это тем, что у ребенка не будет возможности попросить, или что он будет просить, а ему не дадут. Этого нельзя делать ни в коем случае! Если ребенок общается с помощью карточек, то нужно обязательно брать карточки с собой. Во-первых, это отличная возможность обобщить навык обращения с просьбой- в новом месте и с новыми людьми. Во-вторых, это возможность научить ребенка просить что-то новое — в новых условиях могут появиться стимулы, которые заинтересуют ребенка. В-третьих, это возможность научить ребенка дополнительным важным навыкам — ввести карточку «Жди», научить следовать визуальному расписанию и визуальным инструкциям, отказываться и просить помощь.

Тщательный процесс подготовки может существенно облегчить процесс госпитализации. Некоторые родители не хотят упоминать о грядущей госпитализации для ребенка, чтобы не беспокоить его раньше времени, и предотвратить возможные истерики — «Попадет в больницу, и привыкнет. Все равно, некуда деваться». Но такой подход лишь усугубит тревогу, и госпитализация станет огромным стрессом для ребенка, который не только приведет к агрессии и истерикам, но и может стать причиной потери навыков в будущем. Используя визуальные пособия, поощрения и подсказки, родители могут подготовить ребенка к этому процессу, и облегчить жизнь и себе, и ему.

Источник: Как подготовить аутичного ребенка к госпитализации?