ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Три рекомендации для родителей детей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом

Автор: Альфред Чавира / Alfred Chavira

Оригинальный источник: Aspergers 101

У всех нас есть разные физические или личностные особенности, и точно так же у всех нас есть свои предпочтения в еде. Кто-то сладкоежка, кто-то больше любит горький или кислый привкус. Кто-то предпочитает острую еду, или не выносит определенные продукты. Люди с синдромом Аспергера точно так же имеют свои предпочтения, но в их случае избирательность может определяться другими факторами, и она может носить крайне выраженный характер.

Они могут не выносить определенную текстуру еды, например, не есть ничего хрустящего или ничего мягкого. Или есть только еду желтого или только еду зеленого цвета. Температура еды также может определять, захотят ли они попробовать блюдо или нет.

Из-за этих дополнительных ограничений решение попробовать новую еду может быть очень сложным для ребенка с синдромом Аспергера, и само по себе новое блюдо может вызвать у него очень сложные переживания.

Что можно сделать, чтобы облегчить для ребенка процесс пробы и принятия новых блюд? Как можно лучше понять его существующие сложности с новыми видами еды?

В этой статье мы рассмотрим три подхода к чрезмерной избирательности в еде у детей и подростков с синдромом Аспергера: информирование о различных аспектах питания, вовлечение в процесс готовки и предоставление поддержки.

Информирование о том, что такое еда

Существует множество факторов, которые могут влиять на выбор еды. Работая с людьми с синдромом Аспергера важно думать нестандартно. Это не обязательно классическая неприязнь к свежим овощам и фруктам.

Сильная сторона людей с синдромом Аспергера – это усвоение и структурирование информации. Поэтому важно думать не только про их непосредственный опыт приема пищи, но и про то, что именно ребенок знает о еде. Важный метод поддержки ребенка с синдромом Аспергера – это развитие его понимания о том, почему питание важно, какие особенности есть у разных блюд, как готовится та или иная еда, и откуда появляются те или иные продукты. Чем больше информации будет у ребенка о том или ином продукте питания, тем меньше тревожности будет вызывать у него перспектива попробовать его.

Что это такое? Откуда это взялось? Почему это выглядит именно так? Почему это так пахнет? Очень важно, чтобы мы помогли ребенку найти ответы на все эти вопросы, и это поможет ему справиться со своими эмоциями по данному поводу.

Вовлечение в приготовление еды

Непосредственное вовлечение помогает понять что-то гораздо лучше и быстрее. Насколько вовлечены наши дети в то, что касается еды в вашем доме? Начнем с начала. Нужно купить продукты, чтобы готовить, верно? Как насчет того, чтобы ребенок описал те продукты, которые он видит в магазине? Продукты какого цвета там есть? Они твердые или мягкие? Он может что-то узнать? Попросите его самостоятельно выбрать два или три овоща или фрукта. Спросите, про какой из них он хотел бы узнать побольше.

Затем, можно вовлечь ребенка в процесс приготовления еды. Конечно, уровень вовлечения ребенка зависит от его возраста и способностей. Маленькие дети обычно могут помочь мыть фрукты или овощи, убрать продукты в холодильник, или они могут понаблюдать и расспросить вас о том, как и что вы готовите. Дети постарше могут помогать вам мешать, нарезать, отмерять и, опять же, задавать вам вопросы.

Наконец, позвольте им изучать и исследовать новую еду на кухне. Сравните продукт в сыром и готовом виде. Расспросите ребенка о текстуре, цвете, запахе, вкусе и внешнем виде еды. Чем больше ребенок будет вовлечен в процесс приготовления пищи, тем комфортнее ему будет рядом с ней.

Предоставление поддержки

Итак, мы знаем, что ребенку важно понимать еду в целом, и он должен непосредственно быть вовлечен в приготовление пищи, чтобы понимать ее. Как же поддержать его во время проб новой еды?

Многие сейчас смотрят рецепты в YouTube. Почему бы не смотреть видео или кулинарные шоу вместе с ребенком? Обсуждайте с ребенком, что именно делает шеф в передаче. Возможно, ребенку понравятся передачи с кулинарными состязаниями.

Задавайте ребенку вопросы, предложите ему роль ресторанного критика и попросите оценить ваши собственные блюда. Поощряйте ребенка подбирать слова и описывать разные вкусы и запахи. Позвольте ребенку исследовать еду на столе с разных точек зрения. Предложите ему разные варианты блюда и пусть он оценит их как на конкурсе. Превратите это в игру, например, попросите его угадать, что именно он попробовал.

Наконец, будьте терпеливы. Ребенок должен пробовать новую еду в соответствии со своим собственным темпом, а не с вашим. Родители могут быть рядом и помогать ребенку, но здесь сложно очертить конкретные временные рамки. Поощряйте, поддерживайте, хвалите, участвуйте в процессе.

Проба нового блюда может быть сложной задачей и источником стресса для детей. Если мы можем помочь им понять еду, которую они пробуют, сделаем их участниками процесса приготовления еды, будем поддерживать их, то им станет проще и весь процесс будет для них более положительным. Это процесс обучения, и он должен быть веселым для ребенка.

Ребенку также важно видеть ваше активное участие и положительные эмоции, в этой обстановке попробовать новую еду будет проще. Также важно, чтобы у ребенка был выбор и разные возможности для участия. И, самое главное, ему нужны вы. Приятного аппетита!

Источник: Альфред Чавира. Как уменьшить избирательность в еде у ребёнка с синдромом Аспергера?