ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Официальное название этого подхода – эволюционная модель, основанная на индивидуальных различиях ребенка и взаимоотношениях с ним (DIR). Floortime является основной стратегией DIR подхода. DIR/Floortime модель была описана Национальной Академией Наук (NAS) в своем докладе «Обучение Детей с Аутизмом» как одно из главных направлений изучения в настоящее время.

Этот подход противопоставляется поведенческому. Хотя на практике они могут неплохо сочетаться.

В течение шестидесяти лет способы лечения расстройств аутистического спектра фокусировались на симптоматике и внешних проявлениях заболевания, оставляя без внимания  более глубоко лежащие проблемы. В результате, были достигнуты определенные улучшения у отдельных детей, но они были ограничены лишь изменениями в поведении.

Целью лечения с использованием DIR/Floortime является реализация индивидуального, всестороннего подхода к оценке состояния и лечению детей с разными нарушениями в развитии, включающими расстройства аутистического спектра, построение основы для полноценного развития. Данный подход учитывает уровень эмоционального развития ребёнка и помогает выстроить взаимоотношения, основанные на его индивидуальных особенностях, благодаря чему ребенок проходит дальнейшие стадии развития: учится придерживаться общепринятых правил, устанавливать близкие взаимоотношения и полноценно общаться с другими людьми, творчески и логически мыслить.

Floortime рассматривается с двух сторон: во-первых, это особая техника вхождения в мир ребенка – когда  родитель или специалист «опускается на пол», чтобы взаимодействовать с ребенком в течение 20 или более минут, а во-вторых, Floortime — это понятие, характеризующее в целом любое взаимодействие  с ребенком в течение дня.

Floortime имеет две основные цели. Иногда эти цели объединяются в одну, иногда могут казаться противоречащими друг другу, но всегда они обе должны приниматься во внимание. Одна из них заключается в следовании за инициативой ребенком, в использовании интересов детей для взаимодействия. Во Floortime интересы ребенка используются как окно в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Наблюдая за тем, что нравится делать ребенку, родитель или специалист получает картину, отражающую его внутренний мир, где он чувствует себя в безопасности и получает удовольствие. Если ребенок безучастно рассматривает вентилятор, монотонно трет пятно на полу или ходит по своим игрушкам, может показаться, что как раз эти действия должны пресекаться. Но многие из этих действий могут быть значимыми и доставлять удовольствие ребенку.

Второй целью Floortime является вовлечение ребенка в реальный  мир, но не посредством принуждения. Ребёнок должен сам захотеть быть в одном мире с нами. По тем или иным причинам ребенок делает для себя выбор – погрузиться в свой собственный мир, спрятаться в нем от внешнего мира, быть эгоцентричным и отстраненным. Таким образом, разумным объяснением первой цели будет следующее: ребенок чувствует себя ближе к вам, если он видит, что вы уважаете и разделяете его интересы.

C того момента, когда ребенок получает удовольствие от взаимодействия с нами, мы начинаем помогать ему развивать коммуникативные навыки, способность к установлению взаимоотношений и мышление. Мы хотим вернуть детей в наш общий мир для того, чтобы помочь им стать сопереживающими, логически мыслящими, творческими и способными к рефлексии личностями.

Каким же образом первая цель, «следование за инициативой ребенка», поможет ему достигнуть успеха? Это подводит нас к сущности метода Floortime. Для того, чтобы ребенок смог пройти все шесть основных стадий развития (саморегуляция и интерес к миру; контакт и общение; преднамеренность и двусторонняя коммуникация; решение социальных задач, регуляция настроения и формирование самосознания; формирование символов и использование слов и понятии; эмоциональное мышление, логика и чувство реальности)  используется разработанная стратегия, согласно которой сначала мы следуем за ребенком в его мир, а в дальнейшем завлекаем его в наш мир, так, что он сам хочет учиться чему-то новому.

Например, если ребенок хочет всегда играть со своей любимой игрушкой и не проявляет никакого интереса к взаимодействию с другими, мы можем использовать описанную стратегию следующим образом: мы осторожно берем его игрушку, кладем себе на голову и делаем глупое лицо и наблюдаем, потянется ли он за ней. Затем мы на его глазах  выносим игрушку за дверь и оставляем ее там. Если он начнет стучать по двери, чтобы ему вернули ее назад, мы спросим: « Я могу тебе помочь?»  Довольно скоро он возьмет нашу руку и положит ее на дверную ручку. Возможно, в конце концов, он скажет: «Открой», побуждая нас открыть ему дверь, чтобы он мог вернуть себе любимую игрушку. Таким образом, следуя за интересами ребенка, мы  привлекли внимание ребенка, и побудили его не только ко взаимодействию и целенаправленной деятельности,  но и к процессу принятия решения и даже употреблению слов. Эта стратегия применима даже к самым замкнутым и апатичным детям.

Некоторые дети могут сосредотачиваться только на чем-нибудь одном, и для них является очень трудным воспринимать что-то и логически мыслить при этом.  Чтобы помочь таким детям, специалист должен плавно влиться в его игру и стать ее частью, нежели просто врываться без приглашения. Это благоприятно способствует дальнейшему формированию диалога с ребенком.

Иногда все, что необходимо – это лишь помочь ребенку сформировать свои собственные цели. Если ребенок просто катает туда-сюда свою машинку, а мы сложим свои ладони и сделаем из них туннель, он, увидев это, может улыбнуться нам и покатить машинку в этот туннель. Теперь мы будем вместе с ним заняты одной деятельностью, которая объединяет нас. В конце концов, мы можем произнести слово «машинка» и он может повторить его.  Мы даже можем предоставить ему выбор: « Ты хочешь покатать ее в туннеле или в домике?» Он может ответить «Дом» и изобразить игрушечный домик. Далее мы придумываем другие ситуации, где так же будем использовать слова.

Во Floortime мы следуем за интересами ребенка, чтобы проникнуть в его эмоциональный мир, а затем создать ряд задач и возможностей, которые помогут ему достигнуть более высокого уровня коммуникации, взаимоотношений и мышления.  В процессе достижения этого уровня ребенок параллельно укрепляет и улучшает те возможности и умения, которые у него уже есть. Если они кажутся не очень нужными, мы хотим сделать их более нужными и ценными.

Floortime — это не перечисление того, что надо делать с ребенком, а чего не надо, это процесс, в котором вы и ваш ребенок постоянно чему-то учитесь. Следование за инициативой ребенка – это вовсе не комментирование его действий или повторение его движений, это глубокое взаимодействие с ребенком, полное погружение в мир его интересов. Поскольку ребенок должен сам захотеть играть с вами в его мире, очень важно с помощью внимательного наблюдения понять, что ему на самом деле интересно. Эти интересы могут быть скрыты глубоко внутри его необычного поведения.

Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист

Источник: Подробное описание методики изложено — Гринспен С. На ты с аутизмом. Использование методики floortime.