ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Многим мамам знакома ситуация: малыш говорит много и активно, но чистота звуков оставляет желать лучшего. Часто это выглядит забавно, умиляет. Но на самом деле это сигнал: ребенку нужна помощь. Мой совет — не надеяться на то, что речь выправится самостоятельно, а получить консультацию специалиста. Логопед установит причины звуковых нарушений, найдет способы их устранения.

В настоящее время очень популярен логопедический массаж, многие родители о нем слышали, многие уже обращались за помощью, но необходимо определиться с тем, кому, для чего и зачем нужен логопедический массаж.

Логопедический массаж — это метод механического воздействия, изменяющий состояние мышц, тканей, нервов периферического речевого аппарата. Он относится к логопедическим техникам, способствующим нормализации произношения. Чаще всего логопедический массаж назначают детям с дислалией, дизартрией, задержкой речевого развития, общим нарушением речи, моторной алалией, церебральным параличом.

Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить ребёнка на сеансы, возможно в домашних условиях делать несложные упражнения.

Сеанс массажа — это процедура, выполняемая один раз в день. Оптимальная продолжительность сеанса не более 15 минут для ребёнка любого возраста и в любых условиях: дома или детском учреждении. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения. Положение ребенка при массаже должно быть максимально удобным и естественным (лучше лёжа).

Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 — 12 или 15. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее нарушение, тем короче курс массажа и меньше сеансов требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет.

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. Для работы с детьми с аутическим спектром специально разработали жевательные логопедические насадки, которые сделаны из твердой пищевой резины и выглядят как игрушки, но выполняют важную сенсотерапевтическую функцию: тренирует челюстные мышцы и оральные моторные навыки детей. Каждая насадка имеет разную форму, цвет, размер и степень твердости.

В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Предлагаю Вашему вниманию несколько простых и доступных движений для массажа языка зубной щеткой.

Направления движений зубной щеткой.

Исходное положение: ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка).

«Язычок проснулся и потянулся» — тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику.

«Солнышко» — щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!).

«Ёлочка» — сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии.

«Ветер дует вправо» — водить щёткой горизонтальными линиями слева направо.

«Дым идёт из трубы» — зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику.

«Ветер дует влево» — водить щёткой горизонтальными линиями справа налево.

«Капает дождик» — поколачивать по языку щетинкой щётки.

«Листики падают с деревьев» — поколачивать по языку тыльной стороной щётки.

«Большая лужа» — тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины языка к краям.

Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда.

Только при объединении усилий логопеда и родителей, регулярных занятиях работа по исправлению нарушений будет эффективно.

Рекомендации подготовлены логопедом

Балаковского центра «Семья» Е.В. Ивановой