ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Поведенческий аналитик о методах формирования поведенческих цепочек, которые используются для обучения аутичных детей и взрослых навыкам самообслуживания и самостоятельной жизни.

Когда я объясняю метод формирования поведенческой цепочки1, я часто сравниваю его с кулинарией. Я сама любительница рецептов. Даже если я готовила что-то много раз, я все равно открываю рецепт, прежде чем готовить. Представьте, что я говорю вам приготовить овсяное печенье с изюмом. Но я не дала вам никаких инструкций, и рецепта у вас нет. Каким должен быть изюм? Я люблю добавлять корицу или ванилин? Я предпочитаю мягкое или хрустящее печенье? Возможно, вы и выполните цепочку для приготовления печенья, но вы можете пропустить какие-то шаги или допустить ошибки. Для ребенка с аутизмом инструкция «заправь кровать» может звучать примерно так же. Ему может быть нужен рецепт, которому надо следовать и в котором четко указаны ваши ожидания.

Области применения метода формирования поведенческих цепочек:

1) для развития навыков повседневной жизни;

2) соединение последовательности отдельных реакций и формирование новых, более сложных и комплексных последовательностей;

3) в сочетании с другими методами, можно формировать все более сложный и адаптивный поведенческий репертуар, который может быть использован в разных сферах.

Формирование поведенческой цепочки — различные методики, позволяющие формировать так называемые поведенческие цепочки — последовательности реакций, в которых окончание каждой реакции служит подкреплением для этой реакции и дискриминативным стимулом для следующей реакции.

Независимо от того, какую стратегию обучения вы выберете, очень важно, чтобы вы записывали на бумаге данные о прогрессе ребенка и убедились, что ребенок полностью самостоятельно выполняет каждый отдельный шаг.

Анализ задачи для конкретного навыка

Анализ задачи — это разделение сложного задания на последовательность маленьких шагов или действий. Для некоторых детей в спектре аутизма даже самые простые бытовые задачи могут быть сложной проблемой. Так что ваша первая задача — самим определить все, даже мельчайшие шаги, которые нужны для выполнения задачи, и расположить их в логической последовательности. Так вы поймете, с какими шагами ребенок справляется, а с какими у него возникают трудности. Существует три способа провести анализ задачи:

Вы наблюдаете за компетентным человеком, выполняющим ту или иную задачу, и записываете каждый шаг, который он выполняет;

Вы проговариваете с другим человеком, какие шаги включает та или иная задача;

Вы сами выполняете задачу и отмечаете, из каких действий она состоит.

Важно! Не пытайтесь написать анализ задачи просто по памяти. Даже самые простые задачи, например, приготовление бутерброда, могут включать маленькие шаги, которые вы обычно выполняете автоматически и неосознанно пропустите. А если вы не будете учить ребенка какому-то шагу, то не его вина, если он его пропустит. Если у вас возникнут трудности в анализе задачи, вы можете поговорить с поведенческим специалистом или попробовать поискать разные варианты готовых анализов задач в Интернете.

После проведения анализа задачи важно просмотреть записанные вами шаги и принять во внимание возраст, уровень коммуникации, способности и прошлый опыт конкретного ребенка и адаптировать описания шагов так, чтобы они подходили для его уровня развития.

Также запишите, как вы будете называть каждый шаг, обращаясь к ребенку. При этом важно учесть, насколько хорошо ребенок понимает устную речь. Кроме того, ребенок с аутизмом может понимать речь очень буквально. Например, если вы скажете «Теперь намажь хлеб вареньем», он может попытаться сделать это самой банкой варенья. Ниже приводятся два примера анализа задачи.

Анализ задачи «Надеть куртку»

  • Взять куртку за воротник (внутренняя часть куртки должна быть обращена к вам).
  • Расположить правую руку у отверстия правого рукава.
  • Просунуть правую руку в правый рукав, пока вы не увидите свою руку с другого конца.
  • Протянуть левую руку за спину.
  • Нащупать отверстие левого рукава.
  • Просунуть руку в отверстие рукава.
  • Убедиться, что вы видите левую руку с другого конца рукава.
  • Одернуть куртку.
  • Застегнуть молнию.

Анализ задачи «Мыть руки»

  • Включить правый кран.
  • Включить левый кран.
  • Намочить руки.
  • Выдавить жидкое мыло в одну руку.
  • Потереть руки друг о друга и досчитать до пяти.
  • Потереть левую руку под струей воды и досчитать до пяти.
  • Потереть правую руку под струей воды и досчитать до пяти.
  • Выключить воду.
  • Оторвать одно бумажное полотенце.
  • Протирать руки полотенцем и досчитать до пяти.
  • Выбросить полотенце в мусорное ведро.

Количество шагов и их описания зависят от конкретного человека. После составления анализа задачи важно собрать первичные данные: попросите ребенка выполнить эту задачу и отметьте в списке шагов, может ли он выполнить какие-то или все из них и какие шаги он пропускает или не знает, как сделать. После сбора первичных данных вы, возможно, должны будете адаптировать и заново написать анализ задачи.

Очень важно, чтобы у каждого шага, которому вы будете учить, было конкретное и четкое определение — поначалу очень просто забыть или пропустить какой-то шаг.

Полезный совет: Написав анализ задачи, попробуйте выполнить ее точно по вашему списку шагов, не делая никаких действий кроме тех, что есть в вашем описании. С большой вероятностью окажется, что вы упустили какое-то действие.

Формирование поведенческой цепочки в прямой последовательности и в обратной последовательности

Формирование поведенческой цепочки — это метод обучения сложным навыкам, состоящим из множества шагов. Часто этот метод применяется в рамках обучения детей с аутизмом на основе прикладного анализа поведения, но на самом деле он подходит для обучения любого человека сложному навыку. В данном случае «сложный навык» означает, что навык складывается из разных действий, которые объединяются в «цепочку», и только выполнение всей цепочки позволяет добиться конечной цели. Практически все бытовые навыки являются именно такими, например, чтобы протереть стол, нужно не просто проводить тряпкой по столу, нужно найти тряпку, намочить ее и так далее.

Формирование поведенческой цепочки нужно тогда, когда ребенок может выполнить отдельные шаги, но он не может выполнить всю цепочку, если вы не будете «стоять у него над душой» и поправлять. Например, ребенок чистит зубы, но без ваших подсказок он не помоет зубную щетку и просто оставит ее в раковине, не убрав на место. Это хорошая ситуация для формирования поведенческой цепочки. Или если ребенок пользуется туалетом, но постоянно забывает застегнуть после этого штаны, то ему тоже может помочь этот метод.

Существует три вида формирования поведенческой цепочки: в обратной последовательности, в прямой последовательности и целиком.

Формирование поведенческой цепочки в обратной последовательности

Формирование поведенческой цепочки в обратной последовательности (backward chaining) — метод формирования поведенческой цепочки, при котором сначала инструктор осуществляет все действия в цепочке, за исключением последнего. Когда обучаемый производит это последнее действие в соответствии с установленным критерием, предоставляется подкрепление. Далее подкрепляется правильное выполнение учеником последнего и предпоследнего действия, затем трех последних действий последовательности и так далее, пока все шаги цепочки не будут выполняться последовательно один за другим.

Формирование поведенческой цепочки в обратной последовательности с пропуском отдельных звеньев (backward chaining with leaps ahead) — вариант метода формирования поведенческой цепочки в обратной последовательности, при котором некоторые шаги в цепочке пропускаются. Способствует повышению эффективности формирования длинных поведенческих цепочек в случаях, когда обучающийся хорошо владеет навыками, соответствующими пропущенным шагам

Таким образом, обратная последовательность означает, что вы в первую очередь будете учить самому последнему шагу цепочки. Для этого вы подсказываете ребенку все шаги цепочки за исключением последнего действия. Например, если вы учите чистить зубы, вы подсказываете каждый шаг, и ребенок только должен самостоятельно положить зубную щетку на место в стакан.

Обратная последовательность рекомендуется в том случае, если ваши первичные данные показали, что ребенок успешнее справляется с действиями в конце поведенческой цепочки. Обратная последовательность также наиболее удобна для поощрения ребенка — между последним шагом и получением награды за выполнение цепочки есть непосредственная связь. Например, если я учу ребенка готовить себе французский тост с помощью обратной цепочки, то я буду подсказывать каждый шаг за исключением последнего — снять тост со сковородки с помощью лопатки и положить его на тарелку. А потом его можно съесть! Так что получится, что наибольшая работа (независимый шаг) приводит к наибольшей награде (еде).

После того, как ребенок начал каждый раз успешно выполнять последний шаг без вашей помощи, вы переходите к предыдущему действию, и теперь он уже должен самостоятельно выполнить два последних шага, чтобы получить поощрение. Затем он должен выполнять самостоятельно 3 последних шага и так далее.

Формирование поведенческой цепочки в прямой последовательности

Формирование поведенческой цепочки в прямой последовательности (forward chaining) — метод формирования поведенческих цепочек, при котором ученика сначала обучают (в том числе с помощью подсказок) выполнению первого действия цепочки и завершают все последующие действия за него. Когда ученик хорошо овладевает этим первым действием, его обучают выполнению первого и второго действия цепочки без требования завершить всю цепочку, которую завершает за него инструктор, и так до полного самостоятельного выполнения учеником всей цепочки

Таким образом, прямая последовательность означает, что вы начинаете обучение с первого шага — ребенок самостоятельно выполняет первый шаг, а затем вы подсказываете все остальные шаги. В примере с чисткой зубов это означает, что ребенок самостоятельно возьмет свою зубную щетку в руку, а затем дальнейшие действия будут совершаться с подсказкой. Прямая последовательность рекомендуется в тех случаях, когда ребенок изначально может выполнить больше действий в начале цепочки.

Преимущество прямой последовательности в том, что она позволяет использовать «поведенческий импульс», когда первый шаг самый простой и ребенку проще всего его выполнить. Если я учу ребенка готовить французский тост с помощью прямой цепочки, то он должен сам достать хлеб, а все следующие шаги я буду подсказывать.

Как только ребенок полностью овладел первым шагом, он должен будет самостоятельно выполнить первые два шага, затем первые 3 шага и так далее.

Формирование поведенческой цепочки целиком

Формирование поведенческой цепочки целиком (total-task chaining) — вариант формирования поведенческой цепочки в прямой последовательности, при котором во время каждого сеанса ученика обучают всем шагам цепочки

Как подразумевает название, вы учите сразу всей цепочке. Интуитивно педагоги и родители чаще всего используют именно этот вариант. Например: «Хорошо, включи воду… теперь намыль руки… хорошо, теперь смой мыло» и так далее. Взрослый проходит с ребенком все шаги подряд и подсказывает ребенку, если тот не сможет выполнить тот или иной шаг самостоятельно.

Тем не менее, для детей с аутизмом такой стиль формирования поведенческой цепочки очень часто не подходит и может вызывать у них затруднения. По этой причине с такими детьми, как правило, рекомендуется использовать прямую или обратную последовательность.

Автор: Тамеика Мидоус (Tameika Meadows)

Перевод: Елизавета Морозова

Источник: Метод формирования поведенческой цепочки: развитие бытовых навыков при аутизме