ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Жизнь современного ребенка невозможно представить без интернета. Интернет используется как средство для познания окружающего мира, как способ взаимодействия, инструмент адаптации и самореализации. Широкое использование сети интернет влечет за собой определенные риски для социальной адаптации и психологического здоровья ребенка.

Подростки в интернете сталкиваются с теми же сложностями, что и в «реальном» обществе. Но если в реальной жизни угрозы достаточно локализованы — они могут исходить от родственников, сверстников, учителей, представителей социальных служб, знакомых ближайшего окружения, то в сетевом пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно.

Рекомендации родителям в целях профилактики и снижения интернет угроз

  •  Родителям не следует использовать планшет для маленького ребенка как «цифровую няню». Нужно научить ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и интернета.
  • Исключить электронные технологии из системы «поощрение-наказание». Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вы звать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.
  • Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с интернетом.
  • Нужно проявлять обеспокоенность адекватно. Давать ребенку понять, что родителя настораживает длительность его пребывания в сети. Поделиться с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что родитель не осуждает его, а проявляет заботу (например: «Я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «Я беспокоюсь, что ты не высыпаешься», «Я волнуюсь о…»). Нужно попытаться найти причину чрезмерной увлеченности интернетом, попросить показать и рассказать, чем он занят в интернете.
  • Использовать внешние средства контроля над временем. Если ребенок теряет счет времени в сети, нужно предложить ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона)
  • Если родитель подозревает, что ребенок столкнулся в интернете со злоумышленниками, для начала нужно установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположить его к разговору о том, что произошло. Следует рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что он хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
  • Родитель должен постараться внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.
  • Если ребенка расстроило что-то увиденное (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги свои или родителя в результате интернет мошенничества и пр.) – нужно постараться его успокоить и вместе с ним разобраться в ситуации – что привело к данному результату, какие действия непосредственно самого ребенка, а чему способствовали недостаточность родительского контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.
  • Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
  • Нужно собрать наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайти на страницы сайта, где был ребенок, посмотреть список его друзей, прочитать сообщения. При необходимости скопировать и сохранить эту информацию — в дальнейшем это может пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы)

Информация об организациях, которые занимаются проблемами подростков в интернете