Как определить, что моего ребёнка пора приучать к горшку?
По мере роста и развития ребёнка дефекация и мочеиспускание превращаются из рефлекторных действий в осознанное умение. Нормально развивающиеся дети достигают этапа готовности к формированию туалетных навыков в возрасте от двух до трёх лет. Однако когда дело касается детей с нарушениями развития, специалисты рекомендуют ориентироваться на функциональный, а не на хронологический возраст. Прежде чем приучать ребёнка к горшку, необходимо оценить признаки, свидетельствующие о готовности к овладению туалетными навыками. Специалисты, работающие с детьми с особыми потребностями, обычно составляют специальные таблицы, так называемые элиминационные записи (от англ, elimination — устранение), чтобы определить, как долго ребёнок остается сухим, когда у ребёнка обычно бывает стул, а также отмечают, понимает ли ребёнок, что у него грязный подгузник.
Это важно запомнить!
Ребёнок, уровень развития которого позволяет начать приучение к горшку:
- соглашается сидеть на горшке /детском сиденье унитаза, сняв одежду с нижней части тела;
- умеет самостоятельно снимать штанишки;
- соглашается мыть руки, чтобы они были чистыми;
- соглашается надевать обычные трусики вместо подгузников или непромокаемых одноразовых трусиков;
- обращает внимание и/или проявляет признаки дискомфорта, когда у него грязный подгузник;
- выполняет простые инструкции;
- подгузник остается сухим в течение как минимум двух часов, включая время дневного сна;
- не испытывает страха в отношении горшка или туалета.
Почему мой сын отказывается пользоваться горшком?
Одна из важнейших функций мозга человека — защищать тело от опасности. В большинстве случаев наш функциональный уровень в тот или иной период жизни напрямую зависит от жизненного опыта. Дети, имеющие трудности с обработкой сенсорной информации, нередко отличаются повышенной или пониженной чувствительностью к раздражителям. Именно поэтому они стараются защитить себя от всего, что так или иначе ассоциируется у них с опасностью. Кроме того, детям с аутизмом присущи дефицит социальных навыков или отсутствие эмпатии, а иногда даже отсутствие понимания чувств других людей. В социальном смысле аргумент «ты большой мальчик» не является достаточно весомым, чтобы мотивировать ребёнка на освоение какого-либо навыка, поскольку у него зачастую отсутствует стремление быть хорошим для окружающих.
Задумайтесь, как много шагов необходимо выполнить, когда самостоятельно пользуешься туалетом. Для детей, которые испытывают трудности с выполнением инструкций, процесс, включающий в себя большое количество шагов, становится крайне утомительной задачей. Детям со специальными нуждами зачастую необходимы постоянный распорядок дня и неизменная последовательность действий. Если ребёнок привык, что во время дефекации на нём всегда надет подгузник, изменение привычного хода вещей (необходимость садиться на горшок) расценивается им как что-то угрожающее. Привычный ритуал опорожнения кишечника нередко воспринимается ребёнком как контролируемая ситуация, что важно для него, учитывая сложности у особых детей с контролированием вещей. Когда мы пользуемся туалетом, наш организм избавляется от ненужных ему каловых масс и мочи. Однако физические ощущения, которые сопровождают этот процесс, могут вызывать у ребёнка ощущение «потери чего-то важного». Кроме того, если предыдущие попытки приучения к горшку ассоциируются у ребёнка с чем-то неприятным и угрожающим, он будет избегать повторения такой ситуации в будущем. Одной девочке, с которой я работала, было пять лет, когда она начала пользоваться унитазом для дефекации. До этого возраста девочке было комфортнее опорожнять кишечник в подгузник, потому что это давало ей ощущение контроля над собственным телом. Такая ситуация является типичной для детей с сенсорными нарушениями.
Девочка испытывала сильный страх, когда «часть ее тела» падала в унитаз и смывалась водой. Родители ребёнка использовали различные успокаивающие методы, чтобы помочь ей ровно дышать и расслабиться. Кроме того, сначала девочка пользовалась небольшим переносным туалетом, и родители постепенно переместили его из детской комнаты в санузел.
Это важно запомнить!
Составьте наглядное расписание посещений туалета.
Купите игрушки, которые вы будете выдавать ребёнку для игры только в то время, когда он сидит на горшке. Если ребёнок играет ими больше двадцати минут, но так и не сходил в туалет, уберите игрушки и попробуйте вернуться к этому упражнению позднее.
Некоторые дети чувствуют себя увереннее, если сидят на унитазе «наоборот», лицом к сливному бачку. Мы, например, разрешали сыну брать с собой маркер и рисовать на поверхности бачка.
Разрешите ребёнку снять всю одежду и остаться голым, когда он находится в туалете или учится пользоваться горшком. Многие дети беспокоятся, что они могут испачкаться.
Используйте ароматические масла, свечи и естественные ароматизаторы, чтобы создать спокойную обстановку, способствующую расслаблению.
Показывайте ребёнку свою эмпатию и понимание, вместо того чтобы злиться и ругать его. Помните, что ваш ребёнок в полной мере понимает ситуацию.
Регулярно выполняйте упражнения для сенсорной диеты, чтобы помочь телу в целом.
Спросите ребёнка, комфортна ли ему температура сиденья унитаза и температура в туалете в целом. Пользуйтесь одним и тем же туалетом, если это возможно. Не забывайте, что для ребёнка важно ощущение предсказуемости в повседневной жизни.
Старайтесь в период обучения не водить ребёнка в туалеты в общественных местах, где он может испугаться громких звуков, неприятных запахов или шума, который издает сушилка для рук.
Купите специальную коробку с подарками для ребёнка, который начинает осваивать туалетные навыки. В нее можно положить детски влажные салфетки, книжки для приучения к туалету, поощрительные стикеры и таблицу достижений.
Какие адаптационные техники для приучения к туалету я могу применять дома?
Чтобы у ребёнка появилось и сохранялось желание овладеть туалетными навыками, необходимо создать в доме обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя комфортно и безопасно. К примеру, в небольшом туалете, где находится только унитаз, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее и меньше отвлекаться от процесса, чем в большом совмещенном санузле.
Это важно запомнить!
Дайте ребёнку возможность посидеть в туалете не снимая одежды, чтобы он чувствовал себя более комфортно.
Если вас это не смущает, покажите ребёнку на своем примере, как вы ходите в туалет. Пусть ребёнок войдет вместе с вами в туалет, чтобы посмотреть, как вы пользуетесь туалетом и моете после этого руки.
Купите мягкое сиденье для унитаза. На таком сиденье ребёнку будет удобнее, кроме того, это поможет избежать ощущения холодного прикосновения к коже, которое возникает, когда садишься на обычное сиденье.
Используйте визуальный таймер или специальную таблицу достижений, чтобы ребёнок видел наглядно, когда задача выполнена.
Соберите все принадлежности, связанные с туалетными навыками, в том месте, где вы будете приучать ребёнка к туалету. Обеспечьте постоянные условия и будьте последовательны — это очень поможет ребёнку, который испытывает трудности в овладении новыми навыками.
Создайте физическую поддержку для ребёнка, который боится упасть с унитаза. Используйте скамеечку, чтобы он мог устойчиво поставить на нее ноги. Это поможет создать у него ощущение безопасности.
Если ребёнок проявляет беспокойство, когда нужно спустить воду в унитазе, наклейте на кнопку сливного бачка покрытие из ткани.
Предложите ребенку смывать унитаз, когда он будет к этому готов. Попробуйте команду «На старт, внимание, МАРШ » или любую другую фразу, которая понравится вашему ребенку.
Наклейте на стену полоску скотча, чтобы визуально обозначить длину куска туалетной бумаги, который нужно использовать. Установите правило, что от рулона можно отрывать только пять фрагментов за один раз.
Используйте в качестве «мишени» в унитазе кусочек зерновых хлопьев.
Попробуйте добавить в воду пищевые красители — окрашенную воду лучше видно, и ребёнку проще будет « попасть в цель», к тому же это сделает процесс приучения к туалету более веселым
Измените подгузники, сделав разрез в нижней части. Сначала проделайте небольшое отверстие, затем сделайте разрез на 1/4, после этого — на 1/2 и т. д.
Почему мой ребёнок часто мочится и испражняется в штанишки?
Наше тело устроено так, что может функционировать автономно. К примеру, чувство голода и жажды возникает само по себе, и нам не нужно специально управлять работой сердца или почек. Человек способен понять, что испытывает боль в том или ином органе, почувствовать сильное сердцебиение, а также определить по своим ощущениям, что пора сходить в туалет. Внутренние органы устроены таким образом, чтобы работать самостоятельно. Процесс, благодаря которому мы распознаем сигналы от внутренних органов, называется интероцепцией. Детям с низкой сенсорной чувствительностью часто трудно распознать специфические сигналы от внутренних органов. К примеру, ребёнок не чувствует, что ему нужно в туалет, и поэтому мочится в штанишки. Таким образом, дети с особыми потребностями нередко даже не ощущают, что в тот или иной момент их организму нужны пища или вода либо, наоборот, телу необходимо избавиться от мочи и т. п.
Промахи будут случаться, потому крайне важно сохранять спокойствие и проявлять терпение. Поощряйте, поощряйте — каждый раз поощряйте ребёнка, когда он пытается овладеть туалетными навыками.
Это важно запомнить!
Проявите терпение и понимание. Не кричите на ребёнка и не наказывайте его, если «туалетные неприятности» происходят часто. Не забывайте, что любой человек хочет добиться успеха. Постарайтесь найти причину, которая лежит в основе этой проблемы.
Узнайте у педиатра, нет ли у ребёнка проблем медицинского характера.
Постоянно обеспечивайте ребёнку сенсорную диету.
Составьте расписание, чтобы ребёнок регулярно заходил в туалет и садился на унитаз либо на горшок.
Отправляйте ребёнка в туалет через 20-30 минут после того, как он поест или попьет.
Почитайте вместе с ребёнком книгу о том, как научиться пользоваться туалетом. Не забывайте, что каждый ребёнок развивается в своем индивидуальном темпе.
Если у ребёнка не было стула в течение двух дней, возможно, у него запор. Проконсультируйтесь по этому вопросу с педиатром.
Источник: Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом: Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.