В статье раскрываются особенности использования средств адаптивной физической культуры при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность проблемы формирования здоровой жизнедеятельности среди подрастающего поколения объясняется критическим ухудшением состояния здоровья детей, подростков и молодежи. Одна из причин такой ситуации – тенденция к снижению социального контроля и регулирования индивидуального поведения молодого поколения, отмеченная в последние годы прошлого столетия, отсутствие доступной информации по проблеме здоровой жизнедеятельности, несформированность соответствующих убеждений и практических навыков поведения в обществе .
Адаптивная физическая культура как вид общей физической культуры, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, является одним из приоритетных направлений коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра (РАС). Актуальность этого направления обуславливается многообразием особенностей моторной сферы, отмечающейся при данном расстройстве:
— нарушения мышечного тонуса, силы, точности, координации, плавности, переключаемости, ритмичности движений;
— наличие двигательных стереотипий;
— недостаточное развитие пальцевого праксиса;
— недостаточная ловкость произвольных движений и необычайная – непроизвольных [3, с. 73].
Кроме того, такая специфика двигательной сферы накладывает негативный отпечаток на психическое и социальное развитие ребёнка.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как: А.В. Алоин, Л.В. Виноградова, М.М. Либлинг, Е.Р. Баенская, Э.В. Плаксунова и др. Исследования последних лет показали эффективность коррекционно-развивающего воздействия на физическое и психическое развитие ребёнка с РАС средствами адаптивной физкультуры. Однако, несмотря на это, в данной области остаются открытыми ещё много вопросов.
Многообразие симптоматики и специфика психического и физического развития при расстройствах аутистического спектра обуславливают ряд особенностей в применении адаптивной физкультуры при коррекции моторного развития детей с РАС. Рассмотрим наиболее важные из них.
При оказании помощи инструктор адаптивной физкультуры должен ориентироваться не только на клинико-нозологическую оценку состояния ребёнка, но и на его индивидуальные особенности, а затем в соответствии с этим подбирать необходимый комплекс упражнений [1, с. 22]. Проводятся как специальные занятия по двигательному развитию, так и эпизоды таких занятий в игре [4, с. 224].
Учитывая закономерности формирования уровней построения движений, занятия по адаптивной физической культуре инструктор проводит в соответствии с определённым алгоритмом:
а) развитие общей моторики в пространстве собственного тела – упражнения на развитие движений, начиная с головы, рук, переходя к туловищу и ногам, т.е. в соответствии с цефало-каудальным законом (определяет последовательность включения различных частей тела в «работу»: развитие движений идет от головы к рукам, от рук — к туловищу и к ногам);
б) развитие общей моторики во внешнем пространстве – упражнения на перемещение (ходьба, бег, ползание) и преодоление внешних препятствий (перемещение по прямой, по периметру, по кругу и др.);
в) развитие точных движений в пространстве поля без предметов и с разнообразными предметами (поймать мяч, отбить мяч, передать мяч и др.) [5, с. 68].
Кроме того, в процессе каждого занятия тренер опирается на ряд правил:
- всегда начинает занятие с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
- в освоении различных уровней пространства начинает с нижнего (лёжа), затем переходит к среднему (сидя) и верхнему (стоя);
- постепенно повышает самостоятельность выполнения заданий ребёнком (при помощи взрослого, по инструкции и показу, по подражанию);
- проводит занятия регулярно;
- представляет упражнения в игровой форме;
- выбирает комфортный для ребёнка темп выполнения упражнений;
- даёт краткие инструкции и проговаривает все выполняемые действия;
- при нарушении ритмичности движений сопровождает упражнения ритмичными стихотворениями или счётом;
- при проявлении у ребёнка страха перед телесным контактом инструктор помогает выполнять упражнения, сидя рядом, или, стоя за спиной;
- устанавливает руководящий контроль в процессе обучения, не позволяя нарушать правила и последовательность действий;
- оценивает и анализирует правильность выполнения упражнений путём наблюдения и указаний.
Одной из важных особенностей занятий по адаптивной физкультуре с детьми с РАС является формирование «Я – концепции». Все движения и действия инструктор помогает ребёнку проговаривать и выполнять от 1-го лица («я иду», «я ползу», «я бегу» и т.д.). Это позволяет развивать нарушенное при расстройствах аутистического спектра представление ребёнка о самом себе [5, с. 69].
Дисбаланс произвольных и непроизвольных движений вызывает необходимость развития сознательного управления своим телом. Учитывая это, специалисты в своей работе прибегают к использованию следующих приёмов:
- чёткое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;
- обыгрывание каждого упражнения и привязывание его к интересам ребёнка;
- объединение элементов занятия единым сюжетом;
- использование наиболее значимых для ребёнка эмоциональных поощрений, положительных подкреплений [4, с. 225].
Помимо индивидуальной работы с ребёнком, инструктор тесно взаимодействует с родителями. Такая работа проводится в форме консультаций и мастер-классов по вопросам коррекции и развития двигательной сферы и психомоторики; разработки комплексов коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях и рекомендаций по организации двигательного режима детей [3, с. 74].
Проведение занятий по адаптивной физкультуре организовывается в специально созданных условиях. Такая материально-техническая база должна включать спортивный зал со специальным оборудованием, комнаты сенсорной интеграции, центры двигательной активности, а также спортивные площадки на свежем воздухе.
Таким образом, технология адаптивной физической культуры применительно к детям с расстройствами аутистического спектра приобретает ряд особенностей: индивидуальный подход, структура занятий, приёмы и правила. При их учёте адаптивная физкультура эффективно нормализует физический тонус и психофизическое состояние, стимулирует соматогностические функции, развивает движения в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве, улучшает контроль над собственной двигательной деятельностью, стимулирует предпосылки к произвольной организации движений, развивает координацию движений и целенаправленность деятельности. Всё это способствует положительной динамике психического развития детей с РАС, развитию у них коммуникативных навыков и облегчению социальной адаптации.
Цели любой образовательной системы не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых. Эта мысль находит продолжение в задачах, которые ставятся сегодня перед валеологическим сопровождением образовательного процесса, призванным содействовать всем субъектам обучения в сохранении, укреплении и формировании их здоровья. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что адаптивная физическая культура является частью здоровьесберагающих технологий.
Литература:
Алоин А.В., Виноградова Л.В. Оценка общей моторной компетентности у подростков и молодёжи с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 3. – С. 22-23.
Бондаренко Е.В. Двигательная активность и развитие способностей учащихся: монография / Е.В. Бондаренко. – Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула», 2011. – 164 с.
Карпова О.Н. Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: Материалы Международной электронной научно-практической конференции (г. Донецк, 02- 31 октября 2017 г.). — М.: Истоки, 2017. – С. 72-75.
Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи / М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2017. – С. 288.
Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – № 4. – С. 67-72.
Источник: Бондаренко Е.В., Мельникова Д.А., Шипунова А.В. Особенности применения адаптивной физической культуры при коррекции расстройств аутистического спектра. Образовательная система: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Казань, 2019