ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь.

Прежде всего, это стремление всё в жизни испробовать, или банальное любопытство. «Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?» — спрашивает себя такой человек. Иногда эта мысль оказывается подсознательной, но определяет поведение. Это и своего рода любопытство и ревность в отношении занятий (скорее, развлечений других людей), стремление в данном случае не столько к тому, чтобы не выделяться из какой-то группы людей, сколько к тому, чтобы не отстать в пользовании некими «благами», не упустить «своё». Этому способствует установка на вседозволенность, когда жизнь понимается как цепь удовольствий.

Ещё одна причина – подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-первых, это умышленное подражание членам какой-либо компании, в которую подросток хочет быть принят; усвоение свойственных данной компании манер; характер поведения облегчает этот процесс, тем более, как мы подчеркивали ранее, подростковые и юношеские компании склонны к жесткому конформизму. Во-вторых, это подражание значимому человеку. Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм — если подражать, то уж во всём, даже и в том, что следовало бы признать недостатком избранного объекта подражания, а также и неспособность разбираться в качествах другого человека — отличать хорошее от плохого, главное от второстепенного. В-третьих, подражание может быть неосознанным. Так, если взрослые курят в семье, то курение является для ребёнка естественной формой поведения.

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Подросток, юноша или девушка, стремится продемонстрировать перед окружающими свою взрослость, независимость. Это особенно актуально для него в случае, если родители и учителя постоянно подчеркивают перед ним свои особые права и его несамостоятельное положение. Например, постоянные заявления типа: «Мне можно — тебе нельзя», «Тебе ещё рано». Ясно, что в таких случаях приобщение к некоторым привычкам, манерам взрослых, в том числе и к употреблению табака, алкоголя, становится для подрастающего человека символом его увеличивающейся самостоятельности, независимости, взрослости.

Еще одним способом самоутверждения является стремление усвоить «модные» манеры, чтобы убедить окружающих в своей незаурядности, современности, и тем самым повысить свой престиж. В таких случаях, например, приходится наблюдать особенно «шикарную», демонстративную манеру курить. Главное, что употребление ПАВ входит в «систему ценностей» человека, рассматривается им как полезное в том или ином отношении занятие, пусть оно и вредно во многих других отношениях. «Полезность» эта определяется конкретной ситуацией, вред же ещё только предполагается.

Часто ПАВ становятся элементом, облегчающим общение, которое в подростковой среде является «сверхценностью» вследствие возрастных коммуникативных особенностей и относительного избытка свободного времени. В общении людей большое значение имеют определенные моменты объединения, подчеркивающие сходство общающихся по какому-то признаку.

Чем ниже уровень личностного развития общающихся, тем сходство во взглядах и стремлениях для них важнее. Именно поэтому давление среды сверстников на подростка или юношу всегда более сильное, чем на взрослого, и дело здесь не только в том, что сами подростки и юноши менее устойчивы к такому давлению, но и в том, что это давление оказывается окружающими особенно интенсивно, последние нетерпимы к отличиям от них. При проведении фокусированного интервью один из школьников сказал: «Несмотря на то, что первый раз не понравилось, курили снова, втягивались. А чтобы бросить, – мешает компания».

Среди мотивов употребления ПАВ есть и связанные с ложным представлением о том, что психоактивные вещества способствуют хорошему самочувствию. Об этом свидетельствуют ответы молодых людей: «чтобы справиться со стрессом», «с горя», «из-за плохого настроения».

Отдельно следует сказать о непосредственных причинах употребления наркотических веществ. Прежде всего, нужно подчеркнуть различия возможных мотивов употребления наркотиков у тех, кто испытал их воздействие, и тех, кто не имеет такого опыта. У более «компетентных» подростков среди субъективных мотивов потребления наркотических веществ чаще упоминаются оправдывающие – «неудовлетворенность жизнью», «желание отвлечься от проблем». А «некомпетентные» подростки считают, что основными мотивами, побуждающими несовершеннолетних к употреблению наркотических веществ, являются «любопытство» и «давление группы».

Таким образом, основным фактором риска начала потребления наркотиков является социальная дезадаптация личности (а не скука и любопытство), проявляющаяся в чувстве неудовлетворенности жизнью, собой. Молодые люди, не понимающие природу изменений, которые с ними происходят, могут найти опыт приема наркотиков привлекательным, полагая, что это поможет обнаружить им своё «Я», преодолеть кризис идентичности.

Позвонив по телефону 8(8453)66-12-69, или единому общероссийскому телефону доверия для детей, подростков и родителей 8-800-2000-122, можно получить консультацию психолога по вопросам зависимости, влияния токсичных веществ  на организм человека, причин возникновения зависимости, помощи человеку, употребляющему психоактивные вещества.  Конфиденциальность гарантируется!