ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

DIRFloortime® — это развивающий, учитывающий индивидуальные особенности ребенка и взрослого терапевтический подход, базирующийся на установлении эмоционально наполненных отношений, который успешно применяется также для помощи в развитии детей с расстройствами аутистического спектра. Предлагаются размышления эксперта DIRFloortime® о важности процесса взаимодействия взрослого и ребенка во время занятий и в повседневной жизни. Рассмотрены основные стратегии в подходе DIRFloortime — следование и озадачивание. Раскрыто понятие коммуникативного цикла, а также свойства процесса взаимодействия: темп, ритм, длительность, интенсивность и содержание. Для ребенка с расстройством аутистического спектра, который испытывает сложности в коммуникации, процесс взаимодействия необходимо выстраивать таким образом, чтобы он мог вовлекаться и оставаться в этом процессе как можно дольше с радостью и удовольствием. Ребенок должен чувствовать себя успешным и важным человеком для взрослых, которые помогают ему развиваться. И тогда он справится со своими страхами, робостью, со сложностями восприятия и движения и сможет развиваться наиболее гармонично. Поэтому особенную важность создатели и специалисты подхода DIRFloortime уделяют процессу взаимодействия.

Для специалиста, который работает в подходе DIRFloortime, важен как процесс, так и результат работы c ребенком. Но, в отличие от поведенческих и традиционных коррекционных подходов, от классической формы работы логопеда и дефектолога, когда на каждом занятии важно получить результат или несколько запланированных результатов, в фокусе нашего внимания в период между подведением итогов работы за 1—3 месяца находится именно процесс. Почему такая важность придается процессу в подходе DIRFloortime?

Процессом принято называть продвижение вперед, изменение, развитие. [3, с. 539]. Результат (от лат. resultatum) — окончательный итог, завершающий собой что-либо [3, с. 565]. Результат в подходе DIRFloortime® — это освоение ребенком способностей функционального эмоционального развития с полным спектром эмоциональных проявлений, включающих эмоциональные, коммуникативные, когнитивные и личностные способности человека. По мнению Л.С. Выготского, эти способности могут быть освоены и развиваться только в процессе взаимодействия с другими людьми, так как они социальны по своей сути [1].

Жизнь — это процесс, который продолжается от зачатия до смерти. Дыхание, кровообращение, движение — это процессы. Высшие психические функции человека: восприятие, внимание, память, мышление, речь описываются как процессы [1]. Речь, появления и развития которой родители так ждут, — это процесс, в который включены многие биологические (например, дыхания и движения лицевых мышц, языка) и когнитивные (внимание, память, мышление) процессы.

В результате этих процессов ребенок, удовлетворяя свои потребности, решает задачи, которые ставят перед ним другие люди, сама жизнь. Ребенку понравился мячик, он слышит мамин голос, улыбается, тянется к мячу и берет его у мамы, сует в рот и пробует на вкус, бросает и наблюдает, как мячик прыгает. И от всего этого ему становится радостно, потому что он делает то, что хочет. Результат нам показывает, насколько хорошо протекают все биологические и психические процессы. Мы не задумываемся над тем, как идут эти процессы, если они благополучны. Ведь мы достигаем результата и получаем желаемое, результаты нас устраивают, и мы удовлетворяем свои потребности. Внимание к процессу возникает в тот момент, когда не получается удовлетворить потребности. Именно тогда возникают вопросы «что не так», и «как сделать, чтобы получилось». Конечно, эти вопросы возникают не у ребенка, а у взрослых, которые способны оценить и проанализировать ситуацию. Маленькие дети или дети с несформированным абстрактным мышлением не анализируют, а реагируют отдельными действиями и поведением.

У детей с расстройствами аутистического спектра не получаются разные вещи, и поэтому часто их поведение отличается от поведения нейротипичных детей. Во многом это зависит от нейробиологических индивидуальных особенностей ребенка. В первую очередь, как считал Стенли Гринспен, у детей с расстройствами аутистического спектра не получается связать желание, эмоцию с моторным ответом, а далее возникают сложности с моторным планированием, планированием и выполнением последовательности действий, со связью желания, действия и слова, с формированием логического и абстрактного мышления и с включением в длинные цепочки двустороннего эмоционально окрашенного взаимодействия [2; 6].

Говоря о детях с расстройствами аутистического спектра, мы сосредотачиваемся в первую очередь на рассматриваемых в подходе DIRFloortime шести ступенях функционального эмоционального развития, которые являются базисом для когнитивных способностей и личности человека. Потому что у детей с РАС основные сложности, препятствующие развитию, находятся именно в базисе.

Основные стратегии в подходе DIRFloortime

Основными стратегиями взрослого в процессе игры и общения с ребенком являются следование (за ребенком, его темпом, его интересами, его лидерством) и озадачивание (паузы, непонимание, игровые препятствия, вопросы). Оптимальное соотношение этих стратегий и является залогом организации развивающего терапевтического процесса.

Следует организовать процесс взаимодействия с ребенком с РАС таким образом, чтобы обойти его психофизические ограничения, сложности, дефициты, наполняя процесс взаимодействия положительными эмоциями и принимая все его эмоции, наделяя смыслом все, что он делает, вовлекая ребенка в наш общий мир. Поддерживая ребенка организационно, эмоционально и сенсорно, начинаем с тех областей жизни, которые его интересуют, где ребенок многое может сам, где чувствует себя уверенно. А затем развиваем эти сильные стороны, вводя постепенно задачи и посильные для ребенка игровые препятствия, которые он с нашей помощью может преодолеть и снова почувствовать себя успешным.

Цели и задачи в подходе DIRFloortime

Когда мы говорим о целях и задачах в подходе DIRFloortime, мы имеем в виду развитие. Развитие функциональных эмоциональных способностей ребенка [2; 6]. Мы хотим, чтобы способности его соответствовали возрастному уровню с полным спектром эмоциональных проявлений.

Что происходит при достижении способностей ребенка возрастного уровня? Ребенок продолжает развиваться, и его способности развиваются вместе с ним. Если на каком-то этапе возрастного развития эти способности не проявляются или перестают развиваться, специалисты и родители должны помочь ребенку в их развитии, создавая для этого необходимые условия. В первую очередь необходимо создать процесс двустороннего взаимодействия, наполненный положительными эмоциями.

Свойства процесса взаимодействия

У процесса взаимодействия есть несколько свойств, которым специалисты DIRFloortime уделяют серьезное внимание: это темп, ритм, длительность процесса, содержание процесса и его интенсивность.

Темп процесса — это скорость, с которой мы взаимодействуем с ребенком, обращаемся и отвечаем друг другу. Важно всегда начинать взаимодействие в темпе ребенка. Ритм процесса — это периодичность действий или слов, предложений и ответов участников взаимодействия. Первоначально процесс взаимодействия может быть неритмичным, неравномерным, ребенок с расстройством аутистического спектра может отвечать намного дольше, чем взрослый, который с ним взаимодействует. Ему может потребоваться время, чтобы понять то, что предлагает взрослый, оценить эту информацию, и еще больше времени, чтобы сформировать ответ (вербальный или невербальный). Постепенно процесс взаимодействия становится более ритмичным, равномерным, проходит в темпе, удобном для ребенка и взрослого. Интенсивность процесса — это наполненность взаимодействия эмоциями, которые проявляются через действия, мимику и жесты, идеи, слова. Интенсивность процесса должна быть достаточной, для того чтобы поддерживать у ребенка интерес к процессу, но в то же время такой, чтобы ребенок не перевозбуждался, не перегружался и не утрачивал способность к саморегуляции. Содержание процесса — это игра или другая деятельность (общение, музыка, кулинария), а также игрушки, предметы и действия (рисование, качание на качелях, лепка). Содержание процесса определяется интересами ребенка. Длительность процесса — это не только количество времени, когда мы играем или общаемся (игра должна продолжаться 20 и более минут), но и длина цепочек коммуникативных циклов, которые мы открываем и закрываем вместе с ребенком в это время.

Коммуникативный цикл (круг общения)

Коммуникативный цикл, или круг общения, — единица взаимодействия. В коммуникативном цикле есть отправитель сообщения, получатель, сообщение — вербальное (слово, предложение, вопрос) или невербальное (взгляды, жесты, движения, мимика и звуки) — и ответ. Ответ может быть закрывающим цикл, и тогда кто-то должен открыть новый цикл, чтобы общение не прекращалось. Ответ может быть поддерживающим цикл. Тогда тот, кто отвечает, закрывает цикл и снова его открывает [2; 4; 6].

Например, взрослый зовет ребенка по имени (или подходит, смотрит на ребенка, кладет мягко руку на его плечо и называет имя, если тот не реагирует на свое имя на расстоянии), ребенок поворачивается или дает ответ (может быть даже отворачивается или отодвигается). Это один закрытый коммуникативный цикл (круг общения). Взрослый снова может открыть круг общения, повторив свои действия или сказав что-то (если ребенок отстранился, то можно спросить: «Не нравится?»), или показав ребенку игрушку, которую он любит. Это второй коммуникативный цикл. Два цикла коммуникации — это уже маленькая цепочка из циклов. Осторожно и бережно или активно и весело нам нужно наращивать и наращивать эти цепочки. Именно из таких цепочек и состоит процесс взаимодействия с ребенком, который так важен для развития способностей функционального эмоционального развития.

Важно знать, как соотносятся уровень освоения ребенком способностей и продолжительность процесса взаимодействия на шести ступенях способностей функционального эмоционального развития.

Способность ребенка к саморегуляции и его интерес к окружающему миру на 1-й ступени проявляются от 0 до 3 месяцев.

Способности вовлечения, общения и формирования глубокой привязанности на 2-й ступени можно заметить с 2—5 месяцев. На первой и второй ступенях функциональных эмоциональных способностей взрослый открывает коммуникативный цикл, привлекая внимание ребенка или присоединяясь к тому, чем ребенок увлечен. Нам важно: отвечает ребенок или нет, поддерживает ли этот цикл, развивает ли его, закрывает ли он циклы, может ли он ответить на открытие нескольких циклов и поддержать их.

Способности понимать и передавать эмоциональные сигналы вербально или невербально, использовать мимику, движения, жесты и звуки, проявлять инициативу, способности понимать настроение окружающих людей и усваивать причинно-следственные связи, быть целенаправленным на 3-й ступени мы наблюдаем у детей с 6 до 10 месяцев, как и способность открывать и поддерживать 10—15 коммуникативных циклов. Способность открывать коммуникативные циклы мы можем наблюдать в «треугольном взгляде» ребенка, когда он смотрит на взрослого, затем на игрушку или другой предмет, который ему интересен, и снова на взрослого. Этим «треугольным взглядом» ребенок приглашает взрослого присоединиться к нему в его интересе. Обрадуется ли ребенок, если взрослый возьмет эту игрушку, или будет протестовать, зависит от ситуации и от индивидуальных особенностей ребенка, но для поддержания цикла контакта взрослому необходимо дать понять ребенку, что он заметил его сигнал и разделяет его интерес. Можно, например, улыбнуться и тоже посмотреть на ребенка, потом на игрушку и потом снова на ребенка; можно добавить к этому улыбку или слова о том, что это интересная игрушка, или спросить ребенка, нравится ли ему она; можно, посмотрев на ребенка и улыбнувшись, медленно начать движение к игрушке и посмотреть, как на это реагирует ребенок. Существует много стратегий для поддержания и продления процесса взаимодействия.

В 10—18 месяцев ребенок проявляет способности, которые в подходе DIRFloortime фиксируются на 4 ступени. Ребенок может оценивать ситуации, в которых ему нужна помощь, решать задачи получения желаемого с привлечением других людей, просить о помощи жестами, мимикой, взглядом и словами, настаивать на своем, удерживать цель своих действий, не отказываясь от нее, выдерживать препятствия на пути к достижению желаемого, не «проваливаясь» в катастрофическую реакцию, может проявлять эмпатию, демонстрирует признаки раннего самосознания и самооценки, понимает целые паттерны поведения окружающих, может использовать богатый язык жестов и находится во взаимодействии на протяжении 20—30 коммуникативных циклов.

На 5 ступени в возрасте 18—24 месяцев у ребенка активно проявляются способности к символизации в виде речи и способности придумывать и разыгрывать сюжеты, эмоциональные темы в игре, способность поддерживать бесконечные коммуникативные циклы (больше 30).

Способности 6 ступени можно увидеть с 24 до 42 месяцев. Это способность связывать идеи, логически мыслить, объяснять свое поведение, оперировать понятиями пространства и времени, отвечать на вопросы «что», «где», «когда», «почему», участвовать в дискуссиях, спорить и аргументировать, принимать во внимание чужую точку зрения, в способности понимать разницу между игрой и реальностью, фантазиями и реальностью [2; 6].

Для развития всех перечисленных способностей ребенка есть одно необходимое условие — его способность оставаться во взаимодействии: необходим активно, ритмично и длительно протекающий процесс взаимодействия. У детей с расстройствами аутистического спектра существуют проблемы с удержанием не только ощущений, внимания, эмоций, но и с удержанием в самом процессе взаимодействия. Им особенно важно учиться удерживать внимание, удерживать в памяти цель, удерживаться в целенаправленном взаимодействии с другим человеком, испытывать, переживать и выражать свои эмоции с помощью движений, взглядов, мимики, жестов, звуков, слов, оставаясь в процессе взаимодействия [2; 6].

Именно поэтому в подходе DIRFloortime так важно развивать коммуникативные циклы и удлинять цепочки этих циклов.

Таким образом, для формирования результата, а вернее, множества результатов, проявляющих способности ребенка, необходим длительный процесс взаимодействия, который базируется на индивидуальных особенностях ребенка и уровне освоения им способностей функционального эмоционального развития, а также на умении взрослого организовывать и поддерживать этот процесс, находясь внутри в качестве равноправного участника (игрока, партнера по общению).

Именно поэтому для специалиста DIRFloortime процесс взаимодействия крайне важен, и его свойствам уделяется основное внимание в каждой терапевтической сессии.

Литература

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016. 359 с. Серия «Антология мысли».

Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.

Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. М.: Аделант, 2014.

Greenspan S.I., Wieder S. Developmental patterns and outcomes in infants and children with disorders in relating and communicating: A chart review of 200 cases of children with autism spectrum diagnoses. Journal of Developmental and Learning Disorders, 1997, 1, 87—141.

Greenspan S.I., Wieder S. Engaging autism: Using the Floortime approach to help children relate, communicate, and think. Cambridge, MA, US: Da Capo Press, 2006.

Greenspan S.I., Shanker S.G. The First Idea: How Symbols, Language, and Intelligence Evolved from Early Primates to Modern Humans. Da Capo Press, 2004.

Источник: Найдина И.В. Почему так важен процесс для специалиста DIRFloortime // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 2. С. 97–105.