Театротерапия как специфический психотерапевтический подход является самой молодой из всех экспрессивных видов терапии, хотя ее корни восходят к началу человеческой цивилизации, к первым театральным опытам, к шаманским ритуалам и т. д. С момента возникновения театра были известны и активно использовались его определенные терапевтические возможности. Например, еще Аристотель упоминал о катарсисном влиянии драмы. Театротерапия в той форме, как мы понимаем ее сегодня, начала складываться в конце 1970 —начале 1980-х годов, когда появился новый культурный феномен – театр, в котором играли актеры с умственно, физически и психически ограниченными возможностями, а также с ограничениями по слуху и зрению. Стимулом для этого послужил австралийский фильм, документально фиксирующий подготовку труппой актеров с ограниченными умственными возможностями театральной постановки «Мадам Баттерфляй» и ее последующее представление на сцене знаменитого оперного театра в Сиднее.
Этот феномен был встречен с беспрецедентным интересом, возможно, именно из-за интеграции усилий при работе с людьми со специфическими потребностями, и подобные постановки стали осуществлять в различных специальных учреждениях по всему миру. Были прослежены терапевтические эффекты этого феномена, и постепенно начало формироваться новое терапевтическое направление, сочетающее элементы театра, учебно-воспитательной драмы, драматерапии и т. д. – театротерапия.
Театральная деятельность как метод, является своего рода всесторонне развивающим, гибким методом. Театротерапия — сложный процесс целостной подготовки театральной постановки и ее последующего разыгрывания перед зрителями. Но театральная постановка в данном случае — не цель, а лишь средство реализации коррекционных (и не только) задач. Первичным является терапевтическо-воспитательный эффект. Лечебные театротерапевтические цели отличаются:
универсальностью: театротерапия может быть применена к самым различным целевым группам, болезням и нарушениям;
неспецифичностью: цели, как правило, определяются обобщенно; в большинстве случаев они не направлены на решение конкретной проблемы, конкретного нарушения;
многосторонностью: театротерапия развивает различные составляющие личности; виды деятельности при театротерапии весьма разнообразны, они воздействуют на познавательные, аффективные и психомоторные аспекты личности человека;
интегративным характером: целевые группы театротерапии нередко оказываются изолированными от общества и с большим трудом ищут способы коммуникации с ним; с помощью театротерапии (например, при подготовке театрального проекта) эти социально уязвимые индивиды получают возможность вступить в коммуникацию со многими лицами: и с помощниками по подготовке проекта, и со зрителями законченного театрального представления. Театр, моделируя различные жизненные ситуации, способен объединить в моменте сопереживания самых разных людей, находящих личностный смысл в этих моделях, наилучшим образом осуществляет функцию групповой и индивидуальной психотерапии.
Особенностью детей с РАС является нарушение коммуникации с окружающим миром. Конечно, близкие взрослые в состоянии наладить с таким ребенком межличностные взаимоотношения, которые станут важной частью его жизни. Однако социализация подразумевает нечто большее, чем отношения в семье, она включает и других членов сообщества.
Социальная среда требует от человека выполнения различных правил и требований, которые, часто, оказываются непонятными для ребенка с аутизмом и поэтому сложны в выполнении, что нередко негативно оценивается обществом. Создается напряжение между ребенком и средой, что заставляет его избегать общения. Когда у ребёнка есть возможность выходить за рамки своего ролевого поведения и ломать рамки «социального сценария», предписанного ему, в процессе театральной деятельности, ему предоставляется возможность изменения своего привычного поведения.
Театральная деятельность служит ребенку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, а также средством выражения себя на доступном ему уровне. В процессе театральной деятельности как игровой формы ребенок получает возможность исследовать свое внутреннее «Я», которое актуализируется в каждый момент бытия. Это не что иное, как проигрывание ранее пережитых и неосознанных ситуаций, осторожно доводимых до сознания педагогом, что позволяет актеру взглянуть на ситуацию по-новому.
Театральная игра способствует развитию социальных навыков с учетом особенностей ребенка с РАС и его способности к общению. Например, сначала ребенок может действовать сам по себе – выполнять упражнение или читать стихи; затем ребёнок начинает действовать вместе с другим человеком: выполняет спаринговые упражнения, участвует в сценке и театральной композиции, может играть вместе с педагогом. Эти шаги помогают ребёнку с РАС быстрее адаптироваться к окружающему миру в результате двустороннего процесса коммуникации, вследствие чего реакции ребенка на окружающую обстановку и общение становятся положительными и обретают смысл. Как показывает опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам. Таким образом, театральная игра выводит ребёнка из одиночества, способствует его социальной интеграции.
Посредством упражнений и разминок по ритмопластике, сценической речи и сценическому движению педагог «подключает» к общению слуховое, зрительное и тактильное восприятие, а также двигательный контроль и способность осваивать пространство.
Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером). Для детей с РАС огромным достижением является участие в постановке небольших этюдов. В этом случае решаются такие задачи, как:
умение уверенно чувствовать себя на сцене;
умение участвовать в коллективных занятиях;
умение работать с предметами;
потребность в речевом общении;
элементарные коммуникативные навыки и адаптация в незнакомой обстановке.
Конечный эффект театротерапии — развитие вербальной и невербальной коммуникации, смягчение социальных фобий, уменьшение социальной изоляции, повышение уровня самокритики и саморефлексии, совершенствование самодисциплины и чувства долга, развитие творческих способностей, повышение адаптивности, повышение уровня самооценки, освоение контроля над своими эмоциями, овладение навыками непринужденного поведения, расширение репертуара жизненных ролей.
Структура и методика театротерапевтической работы
Театротерапевтическое вмешательств вариативно, что связанно, во-первых, со спецификой клиентов, художественной и терапевтической ориентацией театротерапевта, выбранными театротерапевтическими целями, характером учреждения, в котором проводится терапия. Предлагаемая ниже структура базируется на изучении работ в этой области, на консультациях со специалистами-практиками как в своей стране, так и за рубежом, а также на многолетней работе в области театротерапии.
Методы работы – драматические. Они вытекают из учебно-воспитательной драмы, драматургии, принципов режиссуры, драматизации, из двигательной, голосовой и теоретической актерской подготовки, из принципов сценографии. Методы заимствуются из пограничных областей: других креативных терапий (прежде всего из драматерапии), психологии, психиатрии, специальной педагогики, социологии и т. д.
Структура театротерапевтического занятия также может быть различной не только ввиду вышеупомянутых причин, но и с учетом актуального этапа работы. Театротерапия реализуется по типу метода проектирования; она разделена на отдельные проекты, состоящие из работы над различными театральными формами. Каждый проект состоит из нескольких этапов.
Выбор и редактирование пьесы.
Разбор и изучение текста пьесы.
Перевод пьесы в театральную форму.
Публичный театральный продукт.
Каждый из этапов может иметь различную продолжительность, иногда некоторые этапы пропускаются (например, чтение текста пьесы для актеров с умственными ограничениями), некоторые этапы реализуются театротерапевтом (например, выбор и редактирование пьесы). Однако для того, чтобы театротерапия сохранила свою специфику, необходимо наличие второго и третьего этапа, т. е. работа над инсценировкой и представление театральной формы перед зрителями.
Каждый этап состоит из отдельных театротерапевтических занятий. Структура занятий зависит от сути отдельных этапов.
Первый этап является настолько разнообразным, что было бы бессмысленно пытаться определить общую структуру его отдельных занятий. Занятия второго этапа базируются скорее на поэтотерапии, на креативной драме, на методе голосовой подготовки и т. д. Третий этап нередко является кардинальным для театротерапии, если иметь в виду собственно театротерапевтическую деятельность. Здесь необходимо создать, по меньшей мере, хотя бы некую необязательную модель структуры и специфики каждого занятия.
Оптимальная продолжительность занятия – около 90 минут, но она должна быть адаптирована к специфическим потребностям клиентов. Слишком короткое занятие не располагает пространством для развития креативности, для действительно творческой работы. Следует учитывать необходимый начальный период адаптации, «притирания», предшествующего интенсивной творческой работе. Напротив, слишком продолжительное занятие снижает мотивацию, способность сосредоточиться. Театральные работы часто весьма трудны как в физическом, так и в психическом аспектах, что следует учитывать терапевту.
Число актеров также может быть различным. Это зависит от основной цели театротерапии. Если эта цель преимущественно терапевтическая, привлекается скорее меньшее, чем обычное для терапевтической группы, количество клиентов (8–10), если цель другая, можно работать и с увеличенным количеством участников
Частота занятий должна соответствовать этапу проекта или должна быть таковой, чтобы вписывалась в общую структуру терапевтического воздействия – принцип так называемой режимной терапии. Обычно занятия проводятся раз в неделю в одно и то же время. Занятия должны включать открывающий и закрывающий ритуалы, которые могут принимать самые различные формы (специальное приветствие, беседа за чаем и т. д.). Это способствует созданию безопасного игрового пространства, которое весьма важно для театротерапевтической работы. В начале занятий следует применять так называемые разогревающие техники, служащие для сосредоточения, расслабления, активизации и создания положительного микроклимата в группе. Еще одним принципом является общее педагогическое правило «от общего к конкретному». В первую очередь, следует применять наиболее общие театральные техники: короткие непринужденные импровизации, постепенно переходя, например, к созданию характеров конкретных театральных персонажей.
Для успешного проведения сеанса театротерапии необходимо выполнение следующих условий:
Сюжет. Это законченная история, то есть вся та последовательность событий, которую мы постепенно проговариваем. Начинаем с исходного события, которое произошло до того, как началось наше действие. Продолжаем сюжетную линию основным событием – началом основного конфликта – первого осложнения. затем идет второе осложнение и борьба, третье осложнение и способы с ним справиться, а в итоге — центральное событие – кульминация и финальное событие.
Конфликт — столкновение, противостояние сторон. Любой персонаж имеет свой характер, систему ценностей и конечно, цели, к которым он движется. И всегда есть его протагонист (не обязательно еще один персонаж, это могут быт, например, жизненные обстоятельства или силы природы). Их столкновение и движет действием.
Само же действие — это цепь логических поступков, направленных на достижение определенных целей. Действие можно смело назвать основой театральной игры.
Атмосфера – то, что облегчает вживание в образ, стимулирует воображение. Шум моря, звуки леса, дождь и вьюга, тревожная или веселая музыка – это то, что поможет сосредоточиться на обстоятельствах и поможет развитию действия.
Театротерапия применима для профилактики и лечения как взрослых, так и детей. Существуют обязательные вещи, без которых нельзя обойтись. Например, стопроцентная вера в предлагаемые обстоятельства — систему условий, в которой начинается и развивается действие. Дети легко включаются в игру, а вот взрослым бывает тяжело вызвать в себе нужные ассоциации. Тут на помощь приходят образ и логика.
Источник: Валента М., Полинек М. Драматерапия. Пер. с чешск. – М.: Когито-Центр, 2013.