Что такое поведение?
Когда мы говорим о поведении, то чаще всего имеем в виду истерику или действие, которым ребёнок пытается привлечь к себе внимание. Однако согласно Словарю Мерриама-Вебстера, поведение означает: а) способ проявить себя; б) все, что организм делает, включая действие и ответ на стимуляцию; в) ответную реакцию.
Дети реагируют на то, что их окружает. С самого рождения на нас буквально обрушиваются световые, звуковые и тактильные раздражители, а также стимулы, связанные с текстурой предметов. Именно реакция на все эти стимулы помогает нам выживать в этом мире. К примеру, когда младенец голоден, он плачет, и в ответ на этот плач он получает молоко. Таким образом, ребёнок узнает, что его действия приводят к определенным последствиям, и в дальнейшем либо повторяет эти действия, либо пробует сделать что-то другое. Если вы обнаружили, что определенная текстура или звук (например, звук металла по стеклянной поверхности) вам неприятны, то в дальнейшем вы постараетесь избегать подобных раздражителей. Дети, испытывающие трудности в обучении или проблемы с ориентированием в окружающем мире, часто не умеют реагировать должным образом на происходящее вокруг них.
Кроме того, если ребёнок чувствует, что ему что-то угрожает, он быстро и активно отвечает на раздражитель, защищая себя. Мой сын импульсивно реагирует на громкие звуки. Если он неожиданно слышит громкий звук, то немедленно начинает бегать и очень громко кричит. В такие минуты для него не имеет значения, как такое поведение воспримут люди вокруг, более того, он не заботится о собственной безопасности. Когда мы говорим о реакции организма на опасность, то называем такой ответ «бей или беги». Реакция «бей или беги» — это врожденный безусловный ответ на воздействие внешней среды, которое наш мозг идентифицирует как угрозу или прямую опасность. Именно благодаря такой реакции мы можем защитить себя от опасности или факторов, которые кажутся нам опасными или угрожающими. Таким образом, поведение моего сына представляет собой реакцию на внешние стимулы, и для него не имеет значения, насколько такое поведение отвечает нормам социума. Чтобы справиться с возникшей ситуацией, он действует самым лучшим, по его мнению, способом: пытается как можно быстрее убежать и громко кричит.
Я считаю, что любой ребёнок может добиться успеха, если создать для этого условия. И если он или она отвечают на какой-то стимул так, а не иначе, на это обычно есть причина и мы, родители и специалисты, работающие с ребёнком, должны её выяснить. Младенцы плачут, так как не умеют разговаривать. Сходным образом действия наших детей обусловлены какими-то причинами, которые они не могут объяснить нам. Дети с особыми нуждами или с недостаточно развитой речью не обладают необходимым словарным запасом, чтобы объяснить окружающим, что именно они чувствуют. Нам остается только задействовать все свои аналитические способности, чтобы выяснить, что лежит в основе того или иного поведения.
В этом нелегком деле лучше всего работает командный подход, когда родители тесно сотрудничают с педагогами, терапевтами и другими специалистами, так или иначе взаимодействующими с ребёнком. Совокупность мнений даёт возможность увидеть общую картину и лучше понять проблемы ребёнка.
Обратите внимание: здесь я не рассматриваю поведение детей, которые действуют осознанно, с целью привлечь внимание, либо демонстративно нарушают запреты взрослых или общепринятые правила поведения. Я веду речь о трудностях, с которыми сталкиваются дети с нарушением обработки сенсорной информации, а также дети с другими особыми нуждами, которые влияют на способность ребёнка адекватно реагировать и взаимодействовать с окружающими людьми и внешней средой в целом. Например, когда мальчик отказывается идти на урок физкультуры, это может быть обусловлено тем, что тренер подает сигналы с помощью свистка или в спортзале возникает эхо. Ребёнок начинает нервничать заранее, потому что испытывает тревогу от одной только мысли о предстоящем занятии спортом. Он не может выразить свой страх словами, и на уроке математики, предшествующем физкультуре, у него начинается истерика, при этом никакой явной причины для такой реакции в этот момент нет. Если мы хотим правильно понять причины поведения ребёнка и помочь ему выражать свою тревогу понятным для окружающих способом, то на анализ ситуации следует потратить больше времени.
Рассмотрим другой пример. Девочка отказывается принимать участие в занятиях, где дети становятся в круг и выполняют действия по команде. Она падает на пол и колотит по нему ногами, стоит только сказать ей, чтобы она встала в круг вместе с другими детьми. Что делают окружающие в такой ситуации? Одноклассники смотрят на девочку и комментируют её поведение, а учитель или воспитатель обычно только наблюдают за происходящим. Никто даже не пытается понять, что заставляет девочку вести себя подобным образом. Возможно, она чувствует дискомфорт, когда стоит босиком на ворсистой поверхности ковра. Или ей неприятно, что другие дети находятся слишком близко к ней. Может быть, свет в этой части классной комнаты слишком яркий, или девочка запомнила, что во время прошлого занятия в кругу в школе включили пожарную сирену. Если вербальные навыки такого ребёнка развиты недостаточно, необходимо выделить время и попытаться с помощью простых «да/нет-вопросов» выяснить, что лежит в основе проблемы.
Почему необходимо дать ребёнку возможность делать выбор самостоятельно?
В течение дня мы постоянно сталкиваемся с необходимостью делать выбор. Лично мне очень неприятно, когда кто-то заставляет меня делать что-либо, что я делать не хочу. То же самое происходит и с нашими детьми. Им очень важно иметь возможность свободно делать свой выбор.
Вы, конечно, знаете, что существует такое понятие, как «кризис двух лет» — время, когда дети бурно реагируют на любую попытку заставить их делать то, что не совпадает с их собственным выбором. Когда мы совершаем правильный выбор и добиваемся успеха, это делает нас увереннее, и желание повторить успешное взаимодействие с окружающим миром становится сильнее. Все наши выборы обусловлены необходимостью каким-либо образом отреагировать на какой-то фактор окружающей нас действительности. Именно так мы и взаимодействуем с окружающим миром.
Как мы добиваемся того, чтобы дети сделали что- то, чего они делать не желают? Мы предлагаем им выбор. К примеру, вы спрашиваете ребёнка, что он хочет на ужин: морковь или горошек. Или предлагаете выбрать, будет он мыться в ванне или примет душ. Другими словами, вы достигаете поставленной цели, при этом ребёнок чувствует силу, которую даёт ему выбор взаимодействия с окружающим миром. Однако не стоит забывать, что дети с расстройством аутистического спектра или с нарушением сенсорной интеграции иногда чрезмерно устают, если им приходится выбирать слишком часто. Кроме того, не следует забывать о том, что им необходим визуальный сигнал, показывающий, что нужно выбрать какой-то из предложенных вариантов.
Особенно мне хочется обратить ваше внимание на то, что положительное подкрепление нежелательного поведения нередко влечёт за собой повторение такого поведения. Если ребёнок выбрался из дома через окно своей спальни и не был пойман во время этого занятия, он, скорее всего, повторит свой поступок, потому что ничего плохого для него не случилось. Я хочу, чтобы вы всегда помнили главное: аутизм или особые нужды не дают человеку право на безнаказанное плохое поведение. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно жил в обществе, необходимо, чтобы он понимал, что плохое поведение влечёт за собой негативные последствия.
Почему любое изменение в порядке повседневной жизни выводит ребёнка из равновесия?
Вчера я везла своего сына в автомобиле. Внезапно я вспомнила о важном деле и быстро повернула направо. К сожалению, я не предупредила сына об изменении маршрута. В результате он устроил часовую истерику: бил себя, выкрикивал ругательства и пытался выскочить из машины. Наша жизнь полна событий, и мы постоянно принимаем решения — как долговременные, так и кратковременные. Жизнь требует, чтобы мы умели приспосабливать свои планы к внешним изменениям. Кроме того, человек постоянно взаимодействует с другими людьми, и эти люди тоже меняют свои планы и принимают решения, так что, когда мы взаимодействуем с другими людьми, нам приходится быстро адаптироваться к изменениям.
К сожалению, одна из главных проблем людей с расстройством аутистического спектра заключается в том, что им сложно приспособиться к изменениям окружающей обстановки. Мы все хотим, чтобы жизнь была предсказуемой и стабильной, хотя и понимаем, что нужно всегда иметь запасной план на случай неожиданных изменений.
Позаботьтесь о безопасности: всегда помните, что ребёнок может неожиданно выйти из себя, и старайтесь предотвратить возможные опасные ситуации. Когда человек начинает злиться, стрессовые гормоны высвобождаются заставляют его искать спасения от предполагаемой опасности, не думая о последствиях. В автомобиле я всегда блокирую дверцы, чтобы ребёнок не мог выскочить на ходу. У нас дома замки на дверях установлены высоко, а на окнах стоят ограничители, не позволяющие створкам открываться широко. Желание выйти из ситуации нередко охватывает ребёнка мгновенно, но и в этом случае мы обязаны защитить своих детей. Постарайтесь вслух комментировать происходящее — например, повторяйте: «Я знаю, что ты злишься, потому что мы повернули не в ту сторону. Я тебя понимаю. Давай сделаем несколько глубоких вдохов вместе».
Очень важно сообщать ребёнку, что вы понимаете его чувства и признаёте, что он имеет основания их выразить. Такое приспособление, как сенсорный мешочек, поможет отвлечь ребёнка в стрессовой для него ситуации. Такие мешочки можно держать в дорожной сумке, в машине, дома и других местах, где часто бывает ребёнок. Положите в сенсорный мешочек любое приспособление, создающее вибрацию, например логопедический массажёр Z-Vibe. Кроме того, можно положить в сенсорный мешочек пластилин — с мелкими игрушками или без них, карту эмоций и игрушку-антистресс.
Жизнь требует от нас принимать решения быстро, поэтому заранее обсудите с ребёнком, как вы будете действовать, если он рассердится. Вам придут на помощь успокаивающие техники, карта эмоций и практика глубокого дыхания.
Почему моя дочь хорошо ведёт себя в школе, но выходит из себя, как только возвращается после уроков домой?
Попробуйте вспомнить, какие чувства и эмоции вы испытываете, когда находитесь на работе или на каком-то мероприятии в общественном месте. Мы вынуждены вести себя сообразно обстановке, и это отнимает у нас много энергии. Когда ребёнок находится в школе, его окружают разнообразные предметы, цвета и звуки, он учится, взаимодействует с окружающими людьми и делает еще много чего.
Очень часто дети с аутизмом изо всех сил стараются держать себя в руках и как можно лучше выполнять все задания. Такое поведение требует больших затрат энергии и постоянного самоконтроля. Когда ребёнок возвращается в привычную домашнюю обстановку, где родные любят и принимают его таким, какой он есть, ему нужно избавиться от стресса, которому он не давал выхода в течение дня. Предоставьте ребёнку способы отдохнуть после возвращения из школы. Создайте место, где он сможет укрыться утяжеленным одеялом, послушать расслабляющую музыку и поиграть в антистрессовые игрушки. Дайте возможность активно двигаться — например, прыгать на батуте, бегать во дворе или ползать по игровой полосе препятствий. Постарайтесь, чтобы во время упражнений было задействовано максимальное количество мышц. Выделите для активных занятий время после школы, чтобы ребёнок сбросил накопившуюся энергию и только затем садился за уроки. В нашей семье мы все вместе участвуем в веселой и расслабляющей деятельности, когда возвращаемся с работы и из школы. Мы можем всей семьей играть в пятнашки, плавать, играть в баскетбол, барабанить по разным предметам, слушать ритмичную музыку или устраивать танцы, во время которых повторяем движения друг друга. Всем необходима сенсорная разгрузка после долгого, напряженного дня.
Трудности с переходом от одного вида деятельности к другому
Мы переходим от одного вида деятельности к другому тысячи раз в течение дня. Утром вы просыпаетесь и переходите из спальни в ванную, а чистка зубов сменяется причесыванием. Таким образом, переход означает, что вы сменили одно занятие на другое. Чаще всего плавный переход свидетельствует о том, что вы начали делать что-то, что вам нравится, в то время как затрудненный переход знаменует начало неприятного для вас занятия.
К сожалению, дети с аутизмом зачастую испытывают большие трудности, связанные с переходом от одного вида деятельности к другому. Мы знаем, что дети с РАС с трудом понимают абстрактные понятия, такие как время. У ребёнка, который не может понять, что произойдет в следующий момент, чувство тревоги нарастает все сильнее и может привести к негативному поведению. Тревога становится гораздо сильнее, если ребёнок не может объяснить словами свой страх перед неизвестным или беспокойство по поводу предстоящего занятия. Именно поэтому необходимо пользоваться визуальными инструментами и учить ребёнка техникам, которые помогают расслабиться.
Это важно запомнить!
Чтобы помочь ребёнку переходить от одного вида деятельности к другому, составьте наглядный распорядок дня. Для этого вам нужно сфотографировать все виды деятельности, которые обычно выполняют в течение дня, распечатать фотографии и расположить их в виде расписания с указанием времени того или иного занятия. На обратную сторону каждого снимка можно приклеить ленту-липучку, чтобы заменять карточки в общем распорядке в зависимости от события того или иного дня. К примеру, вечерний распорядок дел в картинках будет включать фотографии пижамы ребёнка, его зубной пасты и щётки, а также фотографии, на которых малыш сидит в туалете и лежит в кровати.
Расположите снимки в правильном порядке и рассмотрите их вместе с ребёнком, прежде чем он начнёт готовиться ко сну. Комментируйте порядок действий словами «сначала, затем, после этого и последнее». Многие дети любят вручать соответствующую фотографию, когда закончат очередной шаг, и получать поощрение в виде улыбки или «дай пять». Некоторые дети прикрепляют карточки с выполненными действиями в таблицу расписания, чтобы наглядно видеть, как продвигаются дела. Определите, какой способ больше нравится вашему ребёнку. К примеру, один мой сын убирает карточки из расписания, а второй, наоборот, прикрепляет их к расписанию, чтобы обозначить завершение очередного этапа.
Некоторые виды деятельности полезно раздробить на отдельные простые действия. К примеру, «вымыть руки» можно представить в виде последовательности фотографий: кран, ребёнок включает воду, моет руки с мылом, закрывает кран, вытирает руки полотенцем. Заламинируйте снимки и поместите их в виде таблицы возле раковины. Это поможет ребёнку научиться понимать наглядные инструкции и повысит его самостоятельность. Вы оба только выиграете от этого!
Поощряйте желаемое поведение во время выполнения повседневных дел
Это важно запомнить!
Одевание
Дайте ребёнку возможность выбрать, какие брюки и рубашку он хочет надеть (не забывайте контролировать процесс и предлагайте ребёнку на выбор два-три варианта, которые сочетаются по цвету).
В наглядной форме изобразите последовательность действий, которые нужно выполнить, чтобы одеться и раздеться. Постарайтесь включить в каждый вид деятельности как можно больше мелких шагов.
Дайте ребёнку возможность выбрать, какой предмет одежды нужно надеть первым.
Позвольте ребёнку выбрать определенные виды одежды. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка надевать одежду, на которой есть этикетки или надпись, если ребёнок не хочет этого делать. Если вы будете настаивать, это только усугубит проблему с одеванием, поскольку способность ребёнка переносить одевание весьма ограничена. Работайте над этим постепенно.
Для своих детей я купила пластиковый стеллаж для одежды с пятью отделами и пронумеровала его от верхнего ящика к нижнему, чтобы наглядно продемонстрировать, в каком порядке нужно одеваться. На верхнем отделе наклеен стикер с цифрой 1 — в нём лежит нижнее белье. Второй ящик помечен цифрой 2 — там сложены рубашки (одежду я выбираю в зависимости от времени года), в ящике номер 3 находятся брюки или шорты. В четвертом отделе сложены носки, а в пятом — обувь. Мой сын может надеть все предметы одежды в правильном порядке, имея перед глазами визуальные подсказки (ориентируясь как на последовательность цифр, так и на направление сверху вниз). На каждом этапе он выбирает один из двух предложенных вариантов, и я так подбираю предметы одежды и обувь, что они сочетаются друг с другом по цвету в любой комбинации.
Ванна
Позвольте ребёнку выбрать между душем и ванной.
Включите негромкую расслабляющую музыку, пока ребёнок моется.
Разрешите ребёнку взять с собой в ванну игрушки или другие предметы, которые помогут ему чувствовать себя комфортно.
Предложите ребёнку выбрать цветные таблетки для воды во время купания, чтобы окрасить воду в приятный ему цвет.
Предложите ребёнку выбрать цветное банное полотенце.
Используйте растущие игрушки в капсулах — они продаются в наборах и содержат игрушки различных форм и цветов. Пусть ребёнок сам выбирает, какую капсулу он хочет взять с собой.
Мытьё головы
Родители очень часто спрашивают меня, как справиться с трудностями во время мытья и стрижки волос. Попробуйте применять приёмы, описанные ниже. Будьте последовательны и старайтесь не злиться на ребёнка. Не забывайте: он тоже старается!
Включите воду и дайте ребёнку самому держать лейку душа и лить воду на голову.
Дайте ребёнку ковшик (чашку), чтобы он сам смывал мыльную пену с волос.
Мягко массируйте кожу головы перед мытьём волос, чтобы «разогреть» рецепторы.
Разрешите ребёнку помыть ваши волосы или волосы его любимой игрушки.
Мой сын предпочитает, чтобы я запустила обратный отсчёт, показывающий, сколько раз я буду споласкивать его волосы. Обычно я начинаю с числа десять, и он на пальцах считает, сколько раз еще осталось.
Разрешите ребёнку взять сухое полотенце и держать возле лица. Это даст ему ощущение контроля над ситуацией.
Включите спокойную музыку или пойте повторяющуюся песню. Если ребёнок захочет, пусть поет сам.
Представьте процесс в наглядном виде: сначала мы льём на волосы воду, потом моем их шампунем, потом споласкиваем пену чистой водой — и волосы вымыты.
Стрижка волос
Многие дети с большой тревогой относятся к стрижке волос. Ребёнок чувствует себя беззащитным: он должен сидеть в кресле, а незнакомый человек что-то делает с его волосами. У ребёнка нет возможности как-то контролировать действия парикмахера, что приводит к нарастанию чувства тревоги. Чтобы сделать процесс стрижки менее травматичным, помогите ребёнку приготовиться к нему заранее и расслабиться.
Регулярно расчесывайте волосы ребёнка дома с помощью расчёски или щётки. Предложите ребёнку причесываться самому.
Я стараюсь заранее поговорить с мастером, чтобы убедиться, что тот с пониманием отнесётся к ситуации. Лучше всего, если у парикмахера есть опыт работы с детьми, которые не любят стричься.
Сводите ребёнка в парикмахерскую «на экскурсию» и лишь после этого отправляйтесь на стрижку.
Еще лучше, если у вас есть возможность отвести ребёнка в специальную парикмахерскую для детей. В детской парикмахерской, куда я вожу сына, ему разрешают выбрать мультфильм и смотреть его во время стрижки в наушниках или без наушников.
Предложите ребёнку сосать леденец, есть что-нибудь хрустящее или жевать резинку, пока его подстригают.
Сделайте ребёнку массаж кожи головы перед стрижкой.
Представьте процесс стрижки в наглядном виде: сначала на волосы брызгают водой из спрея, затем мастер подстригает волосы ножницами, после этого расчёсывает и т. д.
Если ребёнок не любит сушить волосы феном, обязательно предупредите мастера заранее.
Попросите мастера позволить ребёнку самому выбрать парикмахерскую накидку — или решите обойтись без неё.
Предложите ребёнку выбрать вознаграждение, которое он получит после стрижки.
Подстригайте ребёнка сами или найдите парикмахера, который может прийти к вам и подстричь ребёнка дома.
Позовите знакомого ребёнка сходить на стрижку одновременно с вами. Превратите посещение парикмахерской в весёлое развлечение.
Как подстричь ребёнку ногти
Попробуйте подстригать ногти, когда ребёнок спит.
Осторожно надавливайте на основание ногтя (область кутикулы), перед и во время процесса.
Пойте ритмичную песню и предложите ребёнку подпевать.
Вместо кусачек пользуйтесь пилочкой для ногтей. Есть дети, которых раздражает клацанье кусачек, другие ненавидят скрежет пилочки. Спросите ребёнка, какой способ он выбирает. Лучше всего разобраться в этом вопросе до того, как вы начнете подстригать ногти, чтобы ребёнок был спокоен и не испытывал раздражения непосредственно от процесса.
Считайте вслух, сколько ногтей вы уже подстригли, и завершите процесс каким-нибудь веселым занятием.
Попробуйте стричь ногти после ванны. Ногти становятся мягче, и их легче срезать.
Как чистить зубы
Предложите ребёнку выбрать цвет зубной щетки.
Дайте ребёнку электрическую или вибрирующую зубную щётку.
Предложите ребёнку щётку, которая играет песенку во время работы. Включите щётку заранее, чтобы ребёнок послушал песенку — тогда он будет знать, что щетка музыкальная.
Разрешите дочке почистить зубы своей любимой кукле.
Предложите ребёнку ароматизированную зубную пасту.
Установите визуальный таймер, чтобы ребёнок видел, сколько времени еще осталось.
Приём у терапевта или у стоматолога
Заранее поговорите с врачом, чтобы понять, насколько этот специалист подходит для вашего ребёнка. Вам нужно, чтобы врач выслушал ваши вопросы и увеличил время приема, если это нужно.
Заранее сводите ребёнка в поликлинику, чтобы он осмотрелся и познакомился с обстановкой.
Заранее составьте список вопросов, которые вы зададите врачу. Попросите кого-то из друзей сходить вместе с вами и присмотреть за ребёнком после осмотра, чтобы дать вам возможность получить ответы врача.
Составьте наглядную таблицу и изучите её вместе с ребёнком до посещения врача: сначала мы ждём возле кабинета, затем назовут твое имя, затем медсестра измерит твой рост и вес и т. д.
Если возможно, сфотографируйте все этапы в настоящей клинике, заламинируйте фотографии и составьте расписание посещения врача.
Поместите кусочки ленты-липучки на обратную сторону каждой карточки. Дайте ребёнку возможность убирать картинки по мере того, как то или иное действие выполняется. Есть дети, которые, наоборот, предпочитают добавлять картинки в таблицу, когда тот или иной этап визита к врачу завершён. Посмотрите, какой из двух вариантов больше подходит вашему ребёнку. Если говорить о моих сыновьях, то одному из них нравится убирать картинки, а другому — добавлять. Дайте ребёнку возможность потренироваться дома и только потом берите наглядное расписание к врачу.
Напишите письмо специалисту (педиатру, стоматологу), прежде чем приведёте ребёнка на приём. По просьбе родителей я много раз писала такие письма о детях, с которыми работаю, и объясняла, какие трудности испытывает ребёнок с обработкой сенсорной информации в общении с людьми.
Попросите лечащего врача ребёнка или специалиста-психолога написать такое письмо и объяснить, какие трудности ребёнка обусловлены его медицинскими проблемами. Во многих случаях такое письмо необходимо, чтобы не рассказывать об особенностях ребенка, когда он рядом и может вас слышать. Кроме того, некоторые родители чувствуют себя дискомфортно, когда им нужно обсудить проблемы развития собственного ребёнка, поэтому такое письмо поможет им справиться с этой проблемой. Иногда письмо включает информацию о каких-то конкретных сложностях, например, о том, что ребёнку трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, и о тревоге, которая возникает у ребёнка в такой ситуации. Кроме того, разъяснения о возможных приступах агрессивности и недостаточных навыках речи будут более доходчивыми, если они изложены письменно. Полезно также включить в письмо ссылку на веб-сайт или другой источник, чтобы адресат мог найти дополнительную информацию и лучше понять ситуацию.
Вот примерный текст такого письма:
Уважаемый …
У моего сына диагностировано расстройство аутистического спектра. Иногда ему бывает трудно в новой ситуации или при контакте с незнакомыми людьми. Если вы заметили, что ребенок испытывает дискомфорт, пожалуйста, постарайтесь помочь ему лучше понять, что происходит вокруг него. Это означает, что мальчику помогут точные, конкретные инструкции и, если есть возможность, картинки, объясняющие последовательность действий. Очень часто ребенку нужно больше времени, чтобы понять происходящее и приспособиться к внешней обстановке. Пожалуйста, постарайтесь проявить к моему сыну внимание и терпение. Я очень рада, что такой специалист, как вы, работает с моим сыном.
Если вы захотите больше узнать об особенностях диагноза мальчика, зайдите на веб-сайт www. …
С уважением …
Объясните ребёнку, какого поведения вы от него ожидаете
Аутизм и другие особые потребности не извиняют плохого поведения. Если ребёнок плюется в учителя, чтобы продемонстрировать свое непослушание, нужно показать ему, что такое поведение приводит к определенным последствиям. Сформулируйте, какого именно поведения вы ожидаете от ребёнка, и составьте список из слов или картинок, объясняющих, какое поведение недопустимо.
Это наглядное пособие нужно повесить на видное место и регулярно объяснять ребёнку его смысл. Если ребёнок нарушил установленное правило, необходимо применить установленное наказание. Этот принцип является определяющим в отношении любого ребенка, поскольку пустые угрозы не работают. Последовательность — это необходимое условие, если вы хотите достичь результата.
Не менее, а иногда и более важными являются поощрения. В конце концов, взрослые люди работают, чтобы получить вознаграждение в виде зарплаты, а собака выполняет команду «сидеть!», чтобы получить угощение. То же самое справедливо и для детей. Любимая еда, поощрительные стикеры, небольшие подарки, прогулки в парке или дополнительное время для игры — все это прекрасно подходит в качестве вознаграждения за желательное поведение. Обсудите с ребёнком, какого поведения вы от него ждете, и всегда поощряйте его, когда он следует установленным правилам. В моей клинике на стене висит список правил. К каждому правилу прилагается иллюстрация:
НЕ ПИНАТЬСЯ
НЕ ДРАТЬСЯ
НЕ ПЛЕВАТЬСЯ
Инструменты, используемые при переходе от одного вида деятельности к другому
Существует множество эффективных приемов, помогающих ребёнку переходить от одного вида деятельности к другому. Например, мне очень нравятся таймеры с наглядным дисплеем. Они бывают разными, но принцип работы у них единый — они наглядно показывают, сколько времени осталось до окончания того или иного занятия. Не забывайте, что время — абстрактное понятие, поэтому нашим детям сложно понять его суть. Можно сделать наглядное пособие в виде светофора с тремя кругами — красным, желтым и зеленым. Когда прошло определенное время от начала занятия, поместите на светофор зеленый круг. Через какое-то время уберите зелёный круг и замените его жёлтым. Когда занятие заканчивается, замените жёлтый круг красным.
Крайне важно, чтобы у ребёнка было достаточно времени, чтобы закончить то, что он делает. Никто не любит, когда его торопят, а дети, которые и так испытывают трудности при переходе от одного занятия к другому, требуют еще большего терпения. Очень полезно использовать какой-нибудь предмет, чтобы помочь ребёнку со сменой видов деятельности. Дайте ребёнку возможность взять с собой любимую игрушку или какой-то предмет, который в ситуации смены деятельности поможет ему успокоиться и создаст ощущение стабильности. Позвольте ребёнку самостоятельно выбрать для себя такую вещь.
Любые указания и инструкции должны быть понятными и конкретными. Многие дети испытывают сложности, когда им нужно понять и выполнить указание, особенно если инструкции были даны в устной форме. Если в инструкции слишком много слов и недостаточно конкретных примеров, ребёнку сложно понять, что именно от него хотят. Когда вы просите ребенка выполнить то или иное действие, старайтесь, чтобы фраза была как можно короче. Используйте жесты, если это возможно, и не забывайте о наглядной таблице.
Источник: Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом: Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.