Трудности, связанные с питанием, — одна из самых сложных и долговременных проблем, над решением которых работает эрготерапевт. Существуют тысячи причин, по которым у детей развивается отвращение к тому или иному виду пищи. Трудности с питанием в той или иной степени присутствуют у каждого ребёнка с особенностями развития. Задача эрготерапевта — научить вашего ребёнка есть безопасно, а также помочь ему овладеть социальными правилами поведения в процессе еды. Во время занятий специалист помогает ребёнку овладеть навыками, необходимыми для самостоятельного употребления пищи. Малыш научится различать, какую еду можно брать руками (например, хлеб и бутерброды), а в каких случаях положено пользоваться столовыми приборами. В процессе терапии эрготерапевт внимательно наблюдает, насколько физическое развитие ребенка позволяет ему питаться самостоятельно. При этом учитываются следующие аспекты: осанка ребенка, его поза во время еды, зрительно- моторная координация в системе глаз — рука, моторные навыки и навыки обработки сенсорной информации.
Терапия проблем питания требует длительной работы и огромного терпения от всех участников процесса: ребёнка, его родителей и эрготерапевта. Чтобы добиться успеха, необходимо, чтобы все члены команды доверяли друг другу и работали сообща. Очень важно, чтобы в домашней обстановке ребенок придерживался всех правил, установленных во время терапевтических сеансов, и продолжал выполнять задания и упражнения, связанные с питанием.
Если бы у эрготерапевта было волшебное лекарство, которое помогало бы детям-малоежкам, миллионы родителей по всему миру были бы счастливы.
К сожалению, такого волшебного средства не существует, но эрготерапевт поможет выявить конкретные причины, которые обуславливают нарушения пищевого поведения у вашего ребенка.
Что такое пищевая аверсия?
Пищевая аверсия (лат. aversio — отвращение) выражается в том, что человек отказывается есть пищу с определенными свойствами. Определяющим может быть цвет блюда, его вкус, запах, консистенция, текстура или какие-то еще характеристики продукта.
Другими словами, существует какая-то определенная причина, из-за которой ваш ребёнок отказывается есть ту или иную пищу. Эрготерапевт, работающий с ребёнком, поможет выяснить эту причину (или несколько причин) и объяснит, почему ребёнок отказывается от того или иного блюда или крайне негативно реагирует на какой-то аспект процесса приёма пищи.
Почему мой ребёнок соглашается есть только одно (или два) блюда?
У каждого из нас есть любимые блюда, но обычно человек с удовольствием пробует и другую еду и любит экспериментировать с новыми рецептами привычных блюд. Особые дети — совсем другое дело.
Ваш сын каждый день требует, чтобы на обед заказывали одну и ту же пиццу, к тому же — из определенной пиццерии.
Если пиццу поджарят сильнее обычного — ее можно выбросить, ребёнок не съест ни кусочка. Однажды я приготовила сыну его любимые макароны, но он наотрез отказался их есть. Что же случилось? Оказалось, что я сварила макароны в новой кастрюле. Да, макароны были те же самые: и марка, и форма, и упаковка. Но мальчик обратил внимание, что макароны сварили в новой кастрюле, и решил, что вкус блюда из-за этого изменился. К сожалению, старую кастрюлю мы уже выкинули в мусор, и маленькая заминка превратилась в серьезную проблему. «Макаронная забастовка» продолжалась больше недели, пока, наконец, сын не смирился с неизбежным. Тогда он сдался и съел целую тарелку макарон.
Чтобы понять, что чувствует ваш ребёнок, попробуйте представить себя на его месте. Наверняка вы когда-либо съедали слишком много той или иной пищи, так много, что вас тошнило от переедания. Вспомните, как долго после этого вы даже смотреть не могли на прежде любимое блюдо. Еще хуже, если вы заболели после того, как съели что-то обычное и привычное. Пройдет немало времени, пока вы сможете вновь попробовать это блюдо — ваш организм будет крайне негативно реагировать на его вкус, запах и даже вид. В чем же причина?
Отрицательный опыт, который вы получили, формирует негативное отношение. Всю свою жизнь человек учится на основе своего опыта. Если опыт положительный, вы захотите повторить свои действия снова и снова. Если опыт негативный — постараетесь избежать повторения такой ситуации в будущем. Вполне возможно, что ваш сын думает, что у еды металлический вкус, если он ест её металлической вилкой. Не исключено, что однажды с тарелки плохо смыли моющее средство, и ребёнок запомнил, что у супа был химический привкус. Если вашей дочери показалось, что чай в одноразовом стаканчике странно пахнет, она может надолго запомнить этот случай и будет отказываться от любой еды и напитков, если видит пластиковую посуду. Я работала с мальчиком, который однажды подавился хрустящим кренделем. Много лет после этого он категорически отказывался есть крендели, а также сушки, печенье и другие продукты, которые казались ему похожими на тот злосчастный крендель.
Проблема осложняется тем, что ребенок с задержкой речевого развития не может объяснить словами, почему он отказывается есть то или иное блюдо. Очень часто малыш и сам не знает, какая причина заставляет его снова и снова отвергать овсяную кашу
Это важно запомнить!
Возьмите лист бумаги и начертите таблицу из трёх столбцов. В первый столбец запишите все блюда и продукты, которые ваш ребёнок ест в настоящее время. Во второй столбец запишите названия блюд, которые ребёнок ел раньше, но сейчас отказывается есть. В третий столбец внесите все те продукты и блюда, которые вы бы хотели ввести в его рацион.
Внимательно изучите продукты в первом столбце и постарайтесь найти в них что-то общее. Может быть, все блюда в этом списке имеют хрустящую текстуру или, наоборот, мягкие и пюреобразные? Каковы эти блюда на вкус: сладкие, кислые, приправленные специями? Эту еду принято брать руками, или она требует использования ложки или вилки? Покажите этот список эрготерапевту, который работает с ребенком, — это поможет ему проанализировать ситуацию.
Когда вы знакомите ребёнка с новым блюдом, попробуйте сделать это в игровой форме. Не нужно заставлять ребёнка сразу же есть незнакомую ему пищу. Придумайте, как можно заинтересовать ребёнка, — например, посадите за стол его любимую игрушку или куклу и «покормите» ее новым блюдом. Не огорчайтесь, если ребёнок отверг предложенную еду и отказался притронуться к ней. В этом случае поместите несъеденное в пакет, закройте его и пальцами рисуйте на поверхности полиэтилена фигуры или буквы.
Иногда доведённые до отчаяния родители пытаются принудительно кормить ребёнка, удерживая его руки и ноги. Ни в коем случае не делайте этого, особенно если вы работаете над решением проблемы питания. Насилие только ухудшит ситуацию и сведёт на нет весь прогресс, достигнутый с таким трудом. Если вы хотите помочь своему ребёнку, необходимо, чтобы он доверял вам.
Как определить, есть ли у ребёнка проблемы с питанием?
Вот некоторые признаки, указывающие на проблемы с питанием:
- Ребёнок кашляет, давится едой, испытывает рвотные позывы, когда он ест, играет с пищей или чувствует запах еды.
- Ему нужно больше времени, чтобы закончить трапезу.
- Ребенок ест ограниченное количество блюд.
- Имеются проблемы медицинского характера: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), рефлюкс или питание с помощью зонда.
- Ребёнок срыгивает пищу во время еды или ему сложно удерживать во рту жидкую пищу.
- Ребёнок испытывает трудности во время питья жидкости из чашки, бутылки или с помощью трубочки-соломинки.
- Ребёнок проявляет тревогу, связанную с питанием или процессом приготовления пищи.
Кого привлечь в «пищевую команду»?
Обычно эрготерапевты работают в тесном сотрудничестве с логопедами, физиотерапевтами, диетологами, аллергологами, гастроэнтерологами, хирургами, социальными работниками и педиатрами. Специалисты могут порекомендовать обследовать ребенка.
Иногда необходимо проверить, нет ли у ребёнка аллергии на продукты, которые вызывают рвоту, крапивницу или астму.
Гастроэнтеролог может назначить ряд обследований, чтобы исключить физиологические причины проблем с питанием. Если ребёнок часто давится пищей или есть подозрение, что в дыхательные пути попало инородное тело, вам порекомендуют провести видеофлюорографическое исследование процесса глотания. Врач может назначить анализ на кислотность желудочного сока, если есть симптомы гастрорефлюкса. Бариевое рентгеноконтрастное исследование позволяет обследовать структуру глотки и пищевода. Кроме того, врач может назначить ФГС (гастроскопию) — обследование, которое включает в себя проглатывание гибкой трубки с видеокамерой на конце. Процедура проводится под местным обезболиванием и позволяет врачу визуально исследовать пищевод, желудок и другие органы пищеварительной системы.
Трудности с питанием могут быть обусловлены и другими заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, дисфагия, расщелина твердого неба («волчья пасть») и кровоизлияние в мозг.
Сладкая, кислая и соленая пища. Текстура и консистенция пищи
Вкус пищи и ее консистенция часто служат главными признаками, которые определяют, будет ли ребёнок есть то или иное блюдо или нет. Очень важно понимать, что именно подразумевается под той или иной характеристикой, чтобы правильно определить пищевые предпочтения ребенка. Какую еду вы любите больше всего? Я, например, очень люблю соленые картофельные чипсы. Мне нравится, как они хрустят, а соленый вкус помогает мне успокоиться. Тяжелый день? Я покупаю пакет моих любимых чипсов, съедаю их до последнего ломтика, и жизнь уже кажется мне не такой мрачной. Существуют определенные закономерности, позволяющие проследить типичное воздействие того или иного свойства пищевого продукта на человека. Список, который приведен ниже, показывает, какое действие ОБЫЧНО оказывают на человека вкус, температура, консистенция и текстура блюда. Не забывайте, что мы говорим о типичном воздействии, но реакции каждого человека индивидуальны и не всегда совпадают с общими закономерностями.
Если в блюде много специй, оно усиливает работу органов чувств.
Кислая пища вызывает выделение слюны, тем самым заставляя мышцы ротовой полости работать интенсивнее, чтобы удерживать слюну во рту.
Соленая пища, по отзывам многих людей, помогает успокоиться. Именно поэтому мы любим соленый попкорн, крендельки и чипсы.
Сладкая пища помогает успокоиться и взять себя в руки. Если вы волнуетесь, попробуйте съесть леденец, выпить стакан сладкого сока или съесть пирожное. Скорее всего, вы почувствуете себя намного спокойнее.
Холодные продукты усиливают внимание. Студенты хорошо знают, что мятные леденцы помогают не уснуть во время скучной лекции.
Горячая еда успокаивает и дает нам чувство защищенности. Если вы продрогли, что может быть лучше, чем тарелка горячего супа?
Консистенция пищи варьируется от жидкой до очень твердой. Если представить консистенцию продуктов в виде ряда, то он начнется с жидкостей, затем идет жидкое пюре (однородное и неоднородное), густое пюре, твердая пища, хрустящая пища, а также блюдо из продуктов различной текстуры.
Новорожденный ребёнок питается только жидкой пищей: грудным молоком или молочной смесью. Когда он немного подрастает, в его рацион вводят жидкое пюре. По мере развития мышц ротовой полости (оральной мускулатуры) ребёнок учится есть более густую и плотную пищу. Когда у малыша прорезываются зубки, он учится откусывать пищу и пережевывать ее. Постепенно рацион ребенка обогащается блюдами с плотной и твердой текстурой, и одновременно происходит угасание рвотного рефлекса, так что ребёнок может проглатывать кусочки пищи большего размера. Возможно, вы замечали, что пережевывание твердой пищи помогает успокоиться. Чтобы прожевать продукты с плотной текстурой, необходимо задействовать большое количество мышц ротовой полости, что рефлекторно снижает уровень возбуждения. Именно поэтому многие держат под рукой жевательную резинку, которая помогает им успокоиться в стрессовой ситуации.
Это важно запомнить!
Чтобы определить, пищу какого вкуса и текстуры вы предпочитаете, попробуйте в течение пяти дней вести пищевой дневник. Вносите в дневник, какую пищу вы едите утром, днём и вечером, вкус, текстуру и консистенцию пищевых продуктов, а также чувства и эмоции, которые у вас при этом возникают.
Любите ли вы съесть перед сном что-нибудь соленое? Это помогает вам успокоиться?
В каких обстоятельствах вы жуете жевательную резинку или грызете что-то твердое, например соленые крендельки или сухарики?
Едите ли вы сладкое, чтобы уменьшить стресс?
Вы грызете кончик карандаша или ручки?
Любите ли вы насвистывать?
Вы предпочитаете горячие напитки или холодные?
Вы грызете ногти?
Грызете ли вы леденцы в течение дня?
Теперь попробуйте составить такой же дневник для своего ребёнка. Постарайтесь определить вкус и консистенцию продуктов, которые он предпочитает.
Спросите учителя, как ребенок ведет себя в школе. Узнайте, грызет ли он на уроке кончик ручки или карандаша. Спросите, не жует ли ребенок что-нибудь несъедобное, например бумагу или нитки. Обратите внимание, какие блюда ребенок предпочитает, и отметьте вкус этих блюд: сладкий, соленый, острый или кислый. Записывайте характеристики текстуры и консистенции: жидкая, мягкая, твердая, пюреобразная, с комочками и т. п. Есть дети, которые в любое блюдо добавляют приправу, например кетчуп или острый соус. Очень важно записать как можно больше подробностей. Это поможет вам заметить закономерности пищевых предпочтений ребенка. Такая информация будет крайне полезна вам и эрготерапевту — она поможет определить, в каком направлении двигаться, чтобы преодолеть проблемы с питанием.
Мне говорят, что ребёнка нужно кормить насильно. Правда ли это?
Родители, доверяйте своей интуиции! Даже если вам обещают волшебное избавление от проблем с питанием, не позволяйте никому насильно кормить ребёнка. Такое кормление — настоящая пытка для малыша, и такие методы воздействия только усугубят проблему.
Сейчас, когда специалисты знают гораздо больше о механизмах питания и негативных последствиях принудительного кормления, большинство эрготерапевтов отказались от строго поведенческого подхода к питанию. Гораздо полезнее всесторонне исследовать причины, которые заставляют вашего ребёнка отказываться от еды, и лучше понимать сенсорные процессы, связанные с приёмом пищи. Эрготерапевт, который работает с вашим ребёнком, будет применять позитивный поведенческий подход в своей работе. Это значит, что ребёнок будет получать вознаграждение за любое улучшение: ребенок не выплюнул еду, откусил больший кусочек, его не стошнило от новой пищи, малыш по собственной инициативе попробовал новое блюдо и т. п. Если вы хотите помочь ребёнку преодолеть проблемы с питанием, вашими помощниками станут разноцветные стикеры, система поощрения за достижения и позитивное подкрепление любого прогресса.
Правда ли, что нужно «разогревать» мышцы ротовой полости ребёнка перед кормлением?
Вы, наверное, знаете, что спортсмены делают небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы для выполнения интенсивных упражнений. То же самое нужно сделать и для мышц рта перед началом кормления.
У детей с проблемами питания мышцы рта развиты недостаточно хорошо. Поэтому им нужно выполнять специальные упражнения, которые тренируют мускулатуру, участвующую в процессе поедания пищи. Жевательные мышцы — одни из самых сильных мышц человеческого тела, особенно принимая во внимание их сравнительно небольшой размер.
Это важно запомнить!
Вы знаете, где именно находятся жевательные мышцы? Прижмите ладони к щекам. Теперь закрой те рот и сильно стисните зубы. Вы чувствуете, как напряглись мышцы под вашими ладонями? Именно эти челюстные мышцы и обеспечивают процесс пережевывания пищи.
В арсенале у эрготерапевта есть немало специальных приспособлений, которые помогают разогреть мышцы рта перед «тяжелой работой». С помощью махровой салфетки можно делать массаж жевательных мышц и стимулировать рот и щеки. Специальный вибрирующий массажёр помогает стимулировать внутреннюю поверхность щек, языка и ротовую полость.
Чтобы заставить работать мышцы языка, предложите ребёнку поучаствовать в забавной игре. Возьмите что-нибудь вкусное и липкое, например мед, и смажьте губы малыша. Попросите ребёнка слизать вкусное лакомство. Если делать это перед зеркалом, упражнение будет еще забавней. Подумайте, какие липкие продукты нравятся ребёнку больше всего. Одни дети любят шоколадную пасту, другие — взбитые сливки. Такое упражнение только кажется забавной игрой. На самом деле это очень тяжелая работа, требующая значительных мышечных усилий. Если вы видите, что ребёнок устал и у него течет слюна, постарайтесь добиться, чтобы он все-таки закончил упражнение.
Не забывайте всё время хвалить ребёнка за его старание и настойчивость. Можно делать упражнение вместе с малышом и устроить состязание: кто быстрее слижет мед с губ.
Почему у моего ребёнка изо рта течет слюна, ведь он уже не младенец?
У маленьких детей оральная мускулатура развита слабо, поэтому младенцы не могут удерживать слюну в полости рта. Наверно, вы обращали внимание, что слюна вытекает изо рта, когда малыша выкладывают на животик. В таком положении ребенок прилагает большие усилия, напрягая мышцы рук, ног и корпуса. Он тратит столько сил на контроль над большими группами мышц, что сохранять контроль над мышцами рта, которые удерживают слюну, оказывается для него намного труднее. Когда ребёнок становится старше, оральная мускулатура развивается, и он лучше контролирует слюнотечение. Если же по какой-то причине мышцы полости рта не получили достаточного развития, ребёнок не сможет удерживать слюну во рту. Некоторые дети даже не чувствуют, что слюна вытекает изо рта и течет по подбородку.
Это важно запомнить!
Если ваш ребёнок не может должным образом контролировать слюнотечение, необходимо работать над развитием оральной моторики и повышением тонуса мышц рта.
Придумайте специальный сигнал-подсказку, чтобы показывать ребёнку, что у него течёт слюна, или обращать его внимание в случае, если он засунул в рот что-то неподходящее. Попробуйте использовать визуальные сигналы. Например, если вы поднесли палец ко рту, ребёнок посмотрит на вас и поймет, что нужно взять салфетку и вытереть рот. Если вы хотите, чтобы упражнения для оральной стимуляции вызывали у малыша положительные эмоции, попробуйте превратить их в занимательную игру.
Возьмите пластиковую коробку и превратите её в «сундучок с сокровищами». Положите в коробку все те игрушки и приспособления, которые вы используете во время упражнений для рта. Коробку нужно доставать только для занятий, чтобы малыш ассоциировал упражнения на оральную мускулатуру с интересными и забавными игрушками. Для этого подойдут различные свистки, разноцветные трубочки-соломинки, прорезыватели для зубов из разных материалов, которые можно купить в аптеке. В специальных магазинах, где продаются товары для врачей, работающих с детьми, можно найти игрушки для полости рта с вибрацией, изготовленные из безопасных материалов.
Когда вы работаете над проблемой удержания слюны, попробуйте делать ребенку массаж с помощью махровой салфетки или специальных вибрирующих устройств. Во время занятий эрготерапевт может использовать лед и мягкие зубные щетки для стимуляции рта и щек ребенка.
Как я могу помочь ребёнку развивать мышцы ротовой полости?
Развитие оральной моторики во многом обусловлено тем, насколько у ребёнка была возможность тренировать оральную мускулатуру. Мышцы ротовой полости, как и все остальные мышцы тела, нуждаются в постоянных упражнениях. Если в младенческом возрасте ребёнку требовалось искусственное питание с помощью зонда, в дальнейшем это окажет негативное влияние на формирование оральной моторики. Сходные проблемы возникают у детей, которые из-за слабого тонуса мышц не могли подносить игрушки ко рту.
Работа эрготерапевта заключается в том, чтобы определить, насколько у ребёнка развита оральная моторика, и разработать специальный комплекс упражнений для тренировки мышц ротовой полости.
Это важно запомнить!
Когда вы работаете с ребёнком над укреплением оральной мускулатуры, важно так организовывать упражнения на каждом занятии, чтобы ребёнок смог их выполнить и почувствовать, что он добился успеха. Начните с несложных упражнении, соответствующих уровню развития оральной мускулатуры малыша, и постепенно усложняйте задания.
К примеру, когда вы учите ребёнка пить через соломинку, найдите трубочки большего диаметра, которые предназначены для густых молочных коктейлей. Позаботьтесь, чтобы именно через такие трубочки пили жидкие продукты все члены семьи. Постепенно переходите на обычные трубочки-соломинки. Когда ребёнок научится всасывать жидкость через такую соломинку, переходите к трубочкам меньшего диаметра, например к соломинкам из плотного пластика, которые прикрепляют к коробочкам с соком. Для усложнения задачи можно купить изогнутые трубочки, которые продаются в магазинах для детских праздников. Чем сложнее будет форма трубочки, тем больше придётся потрудиться малышу, чтобы втянуть жидкость из стакана. Предложите малышу поиграть с помощью соломинки. Положите на стол ватный шарик, и пусть ребёнок дует через соломинку, стараясь сдуть шарик со стола или загнать его в какое-то определенное место на поверхности столешницы.
Когда ребёнок рассасывает фруктовый лед, жует жвачку, лакричные палочки, мармеладных мишек и червячков и другие вязкие продукты, это заставляет интенсивно работать жевательные мышцы.
Посадите ребёнка перед зеркалом и намажьте медом или вареньем его губы. Попросите малыша слизать языком сладкое угощение.
Йогурт или фруктовое пюре в мягкой упаковке, из которой нужно высасывать содержимое, хорошо подходят для тренировки оральной мускулатуры.
Очень полезны упражнения, где нужно выдувать воздух: свистеть в свисток, надувать воздушный шарик и другие подобные занятия.
Это упражнение я очень люблю выполнять с детьми во время терапии. Возьмите ведёрко или миску объемом 2-3 литра. Налейте на дно ёмкости немного детской пены для ванн и наполните ёмкость водой на три четверти. Дайте ребёнку соломинку и предложите ему выдувать воздух в воду с пеной. Пузырьки, поднимающиеся к поверхности воды, доставят малышу много радости. Упражнение будет еще интереснее, если брать пену разных цветов и ароматов.
Предложите ребёнку пить густой напиток, например молочный коктейль, с помощью соломинки небольшого диаметра.
Предложите ребёнку кусочки овощей с хрустящей текстурой.
Предложите ребёнку продукты со специями.
Предложите ребёнку сладкую газированную воду. Если вы считаете, что такие напитки вредны для здоровья, используйте вместо них несладкую газированную воду.
Почему мой ребёнок не пережевывает пищу?
Многие дети со слабой жевательной мускулатурой или пониженным тонусом оральных мышц испытывают трудности с пережевыванием пищи. Пережёвывание пищи — это гораздо более сложный процесс, чем простое движение челюстей вниз и вверх. Челюсти человека свободно двигаются не только вверх и вниз, но и совершают круговые движения, перемещая пищу в полости рта. Некоторым детям необходима помощь эрготерапевта, чтобы научиться правильно выполнять движения для пережевывания пищи. К примеру, эрготерапевт с помощью специальной мягкой щетки наносит пюреобразную пищу на коренные зубы ребёнка, чтобы тот мог учиться правильно жевать. Не стоит упускать из виду, что язык также участвует в процессе жевания. С помощью языка пища перемещается по ротовой полости, тем самым достигается её равномерное измельчение и смачивание слюной.
Специалист помогает ребёнку овладеть навыками, связанными с пережевыванием пищи, используя продукты с различными вкусами, температурой и консистенцией. Большую роль в его работе играют различные приспособления и приёмы, например логопедический массаж, вибрирующие устройства, а также использование зеркала, когда малыш учится есть.
Влияет ли положение, в котором сидит ребёнок за столом, на его питание?
Это важно запомнить!
Если у ребёнка есть проблемы с тонусом или силой мускулатуры корпуса, ему трудно сидеть за столом правильно. Такие дети часто ложатся грудью на столешницу или, наоборот, опираются на спинку стула. Чтобы помочь ребёнку поддерживать правильное положение тела, нужно так организовать его место за столом, чтобы соблюдать правило 90-90-90. Это означает, что угол между ступнями, стоящими на полу, и лодыжками должен равняться 90 градусам. Под таким же углом должны быть согнуты колени, а третий угол в 90 градусов должен быть образован бедрами и туловищем.
Если у вас нет возможности купить специальный детский столик, вам придется подложить что-нибудь (например, стопку книг) под ноги ребёнка, чтобы обеспечить устойчивое положение его стоп. Чтобы понять, как себя чувствует ребёнок за слишком высоким столом, представьте, что вы обедаете, сидя на барном стуле. Так вы поймёте, насколько некомфортно ребёнку, когда он сидит на высоком стуле или за слишком высоким столом и не может поставить ноги на устойчивую поверхность. Это очень неудобно, и ребёнку приходится прилагать серьезные усилия, чтобы устойчиво сидеть за столом. Соответственно, у ребёнка не остается сил на то чтобы должным образом контролировать мышцы рук во время еды.
Связаны ли проблемы принятия пищи с тактильными ощущениями?
Дети, которые испытывают трудности с питанием, нередко выражают протест, когда на их руки попадает вода или что-то липкое. Кроме того, такие дети часто отказываются прикасаться к различным предметам и веществам, например к песку или обычной земле. Нередко ребёнок демонстрирует отвращение к веществам определенной текстуры или консистенции, и это отвращение распространяется не только на пищу, но и на предметы, до которых можно дотронуться руками.
К примеру, некоторые дети проявляют сильное беспокойство, если видят на своей руке след, оставленный маркером или красками. Есть дети, которые испытывают рвотные позывы, стоит им увидеть на коже малейшую грязь. Такой ребенок может потребовать немедленно вымыть руки или начинает тереть кожу, пока от пятнышка не останется и следа. Некоторые дети демонстрируют сильное отвращение, когда прикасаются к чему-то липкому, и категорически отказываются дотрагиваться руками до пищевых продуктов во время приема пищи. Они предпочитают пользоваться столовыми приборами, даже если это кажется нелогичным. Одна девочка, с которой я работала, настаивала на том, что ломтики яблок и бутерброды с расплавленным сыром она ест только вилкой. Девочка объяснила мне, что не любит, когда ее руки скользкие. Некоторые дети предпочитают брать пищу только одной рукой, потому что для них слишком утомительно ощущение, что обе руки у них испачканы пищей. Эрготерапевт, который работает с вашим ребёнком, попросит вас составить список предметов и веществ, до которых ребенок согласен дотрагиваться, и тех, которые вызывают у него отвращение.
Это важно запомнить!
Когда вы занимаетесь с ребёнком и учите его спокойно относиться к предметам и веществам с различной текстурой и консистенцией, необходимо начать работу с такой текстуры, к которой ребёнок прикасается спокойно. Все эти упражнения направлены на осязание. Признаки, указывающие на тревожность по отношению к той или иной текстуре, включают в себя отказ прикоснуться к определенным предметам или веществам, рвотные позывы при прикосновении к ним, отказ ребёнка участвовать в занятиях, где используются определенные вещества (например, рисование красками). Кроме того, обратите внимание, бывает ли у ребёнка беспричинная истерика, когда он оказывается рядом с предметом определенной текстуры.
Начните занятия с сухих на ощупь предметов. Возьмите, например, рис, сухие листья или фасоль и положите их в небольшое пластиковое ведро. Положите туда же скрепки, игрушечные машинки или кубики. Попросите ребенка на ощупь найти в ведре разные предметы. Внимательно наблюдайте, насколько спокоен ребёнок во время выполнения задания, и отслеживайте любые проявления тревожности. Необходимо, чтобы ребёнок спокойно выполнял это упражнение как минимум в течение трех игровых сессий, и только после этого можно переходить к следующему упражнению.
Следующий шаг — предметы с «промежуточной» текстурой, такие как игровое тесто, вареные макаронные изделия или песок. Работайте с такой текстурой, пока малыш не будет чувствовать себя спокойно во время игры. Это значит, что ребенок не требует немедленно вымыть ему руки после прикосновения к этим веществам и не показывает признаков тошноты. Превратите упражнения в веселую игру!
Заключительный этап — игра с веществами и предметами, которые на ощупь скользкие и липкие. Для занятия вам потребуются жидкие краски (например, гуашь), йогурт или жидкое тесто. Если ребёнок пока не готов дотрагиваться до таких субстанций, положите вещество (например, йогурт) в полиэтиленовый пакет и плотно закройте его, чтобы содержимое не протекало. Предложите ребёнку рисовать на поверхности пакета буквы или фигуры, пока он не привыкнет. После этого попробуйте перейти к контактной игре: поместите в миску или ведерко немного игрового материала и положите в него интересные игрушки. Имейте в виду, что после таких игр вам, скорее всего, придется долго приводить комнату в порядок. Вам будет проще, если для занятий вы отведете кухонный стол: во-первых, ребёнок станет спокойнее относиться к приёму пищи, а во-вторых, смыть йогурт с кухонного стола гораздо легче, чем с ковра или дивана.
Как научить ребенка пользоваться столовыми приборами и набирать пищу ложкой?
Это важно запомнить!
Любые занятия, связанные с питанием и поведением за столом, будут гораздо эффективнее, если превратить их в весёлую игру. Купите игровое тесто и лепите вместе с ребёнком разноцветные пиццы и роллы. Предложите ребенку пластиковый или столовый нож, чтобы разрезать готовое «угощение».
Предложите малышу принести его любимые игрушки и устроить для них праздничный обед. Приготовьте «праздничный пирог» и попросите ребёнка разрезать его на кусочки и угостить всех гостей.
Дети, с которыми я работала, очень любили упражнения с деревянными ЗD-пазлами. Вам наверняка знакомы такие игрушки: деревянные пиццы, овощи, буханки хлеба и батоны, отдельные части которых соединяются «липучками». С помощью деревянного ножа ребенок «разрезает» продукты на части. Такие игры очень нравятся детям и одновременно приносят большую пользу, когда вы работаете над пищевым поведением.
Наполните ведерко рисом или фасолью и попросите ребенка взять ложку и переложить крупу в контейнер поменьше. Летом занятия можно перенести в песочницу, где ребенок сможет пересыпать песок с помощью различных ложек и совочков. Налейте в ведерко воды и устройте соревнование — кто быстрее наполнит свой стакан с помощью ложки. Чтобы было еще интереснее, попробуйте играть ложками разного размера. Эта весёлая и очень полезная игра доставит много радости вашему ребёнку.
Почему мой ребёнок часто издает странные звуки?
Некоторые дети издают необычные звуки: например, щелкают языком, клацают зубами, напевают мелодию без слов или пронзительно кричат, — таким образом они пытаются успокоить себя. Есть дети, которым нравится ощущать напряжение мышц рта, тела, языка, шеи и голосовых связок. Однако такие звуки нередко раздражают людей вокруг и отвлекают их.
Это важно запомнить!
Купите ребёнку прорезыватели для зубов и приспособления для логопедического массажа, которые он сможет грызть и жевать.
Предложите ребёнку пить напитки с помощью соломинки небольшого диаметра или с помощью трубочки изогнутой формы. Это стимулирует работу оральной мускулатуры.
Делайте массаж мускулатуры щек.
Нанесите на губы ребёнка немного взбитых сливок и предложите ему слизывать сливки языком. Такое упражнение станет хорошей тренировкой для мышц языка.
Предложите ребёнку надевать наушники, блокирующие внешние звуки, которые могут его раздражать.
Включите в наушниках расслабляющую музыку, которая поможет ребёнку успокоиться.
Почему мой ребёнок никогда не чувствует, сыт он или голоден?
Мозг человека получает информацию от всех органов тела. Эта информация помогает нам понять, что именно мы чувствуем в данный момент: голод, жажду, желание сходить в туалет, тошноту, головокружение или что-то еще из множества возможных состояний. Мозг получает информацию от рецепторов и посылает сигналы телу, чтобы соответствующим образом регулировать интенсивность дыхания, сердцебиения, сокращение мочевого пузыря и другие необходимые функции органов, позволяющие поддерживать жизнь организма. Кроме того, мозг обрабатывает информацию, и мы чувствуем, что именно нужно нашему телу. Например, если организму нужны питательные вещества, желудок посылает мозгу сигнал, и человек ощущает голод. Однако если ребёнок испытывает трудности с обработкой сенсорной информации, он не всегда может «ощущать» или распознавать чувство голода.
Это важно запомнить!
Создайте для вашего ребёнка сенсорную диету. Речь идет не о пищевой диете, а о специальной системе физической активности, которая помогает регулировать работу сенсорной системы. Организуйте для ребёнка регулярные интенсивные физические нагрузки, где ему нужно будет тянуть и толкать предметы, поднимать их и переносить с места на место. Ребёнок должен выполнять такие упражнения как минимум один раз в два часа.
Попробуйте разбудить чувство голода у ребёнка с помощью его любимых ароматов. Какой запах любит ваш ребёнок? Используйте ароматические масла, маркеры и ароматизированные карандаши, чтобы разбудить аппетит малыша. Не забывайте, что обонятельные рецепторы тесно связаны с областями головного мозга, отвечающими за эмоции. Запахи способны очень сильно воздействовать на возникновение эмоций. Вообразите, что вы входите в дом и ощущаете аромат праздничного пирога. Какие чувства у вас возникнут в этот момент?
Если ваш ребёнок часто переедает или запихивает в рот слишком много пищи, предложите ему откусывать еду маленькими кусочками.
Сделайте специальную таблицу. Предложите ребёнку наклеивать в таблицу стикер каждый раз, когда он откусит кусочек пищи. Малышу нужно будет отложить вилку и наклеить стикер, и за это время он успеет прожевать ту пищу, которую положил в рот.
Предложите ребёнку запивать каждый съеденный кусочек. Это даст ему возможность прожевать и проглотить маленькую порцию пищи, прежде чем отправить в рот следующий кусочек.
Сервируйте для ребёнка небольшие порции.
Предложите ребёнку выполнять перед едой упражнения: например, выдувать мыльные пузыри или сдувать со стола ватные шарики или мячики для пинг-понга с помощью соломинки. Это поможет разогреть мышцы, участвующие в процессе питания.
Источник: Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом: Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.