ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Заварзина-Мэмми Елизавета Георгиевна, кандидат биологических наук, писатель, переводчик, автор книги «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только», Рамбуйе, Франция.

Дается описание авторского метода «Когнитивный карман», предназначенного в первую очередь для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и предполагающего, как правило, индивидуальные занятия с ребенком кого-то из родителей или тьютора. Использование метода позволяет наладить слуховое восприятие, соответственно — понимание устной речи, а также обучать чтению, а в дальнейшем — дать подопечным образование и способ коммуникации. Метод можно применять в работе и с обычными детьми и взрослыми как в домашних условиях, так и в кабинете у специалиста, в том числе и в группе. Параллельно с решением основных задач, связанных со слуховым восприятием, метод «Когнитивный карман» помогает в тренировке внимания, памяти (в том числе, моторной), зрения (глубины резкости, глазного контроля действий рук), координации, мелкой моторики, осязания, моторного планирования.

Общие сведения

В наши дни, когда широкое распространение получили так называемые поведенческие методы коррекции аутизма, в первую очередь АВА, дополнительный смысл приобрели основы практики Гленна Домана, ставившего во главу угла человеческую личность. Этот выдающийся специалист по работе с детьми с особенностями развития постоянно подчеркивал: все дети без исключения любят учиться, это вообще самое увлекательное занятие на свете, и лучшая награда — возможность узнавать что-то новое. Учить, добавлял Доман, не менее учителя.

В жизни нашей семьи это утверждение воплощалось безоговорочно. Предлагаемый метод, который мы разработали для занятий с нашим сыном с диагнозом РАС и который совершенствовали в течение 20-ти лет, дал отличные результаты. Надеемся, что он будет полезен всем, кто решит его опробовать. Мы назвали метод «Когнитивный карман» (МКК, или CРM, —Cognitive Pocket Method).

МКК можно использовать и дома, и в кабинете у специалиста, в том числе в группе.

Он подходит для детей и взрослых, обычных и с особенностями развития, но, конечно, в большей степени адресован последним. И прежде всего здесь предполагаются занятия один на один с кем-то из родителей или с тьютором.

В работе с особенными детьми приходится решать множество задач, и одна из основных возникающих проблем — нехватка времени. МКК позволяет одновременно корректировать когнитивную, сенсорную, поведенческую и другие сферы.

Этот метод помогает развивать способности человека. Работа строится на основе сильных сторон ребёнка или взрослого, вместо того, чтобы делать упор на том, что у него получается плохо.

МКК построен на тех же принципах и идеях, что и методики Карточки Домана или Карточки Домана-Маниченко. В книгах и интернете достаточно информации об этих методиках, и перечислять в подробностях аргументы за и против них здесь не имеет смысла. Упомянем, однако, одно существенное отличие карточек Домана и карточек Домана-Маниченко от МКК, которое представляется их недостатком, — они не предполагают активного участия ребёнка. Но не следует забывать, что Доман разработал метод карточек в первую очередь для обучения детей с очень тяжелыми формами ДЦП, то есть с крайне ограниченными двигательными возможностями, и только впоследствии его стали использовать в работе с обычными детьми.

МКК предназначен прежде всего для обучения детей с РАС, у которых даже в случае серьезных форм апраксии сохраняется способность действовать руками, пусть она и очень ограничена (как это было у нашего сына), и подразумевает полноценное партнерство участников сессии, что является его очевидным преимуществом. Это позволяет наладить обучение, избегая ситуации прямой проверки знаний, тестирования. Последнее совершенно неприемлемо в работе с детьми с отклонениями в развитии, поскольку априори ставит ребенка в положение проигравшего и даёт существенно заниженные результаты при оценке его интеллекта.

Применение метода не требует значительных финансовых затрат.

У многих таких детей имеются нарушения слухового восприятия. Когда родители замечают, что ребёнок плохо понимает или не понимает вовсе обращенную к нему речь, первое, что приходит в голову, — он плохо слышит. Проводится необходимое исследование, и, как правило, выясняется, что слух в норме, после чего нередко следует ошибочное заключение об интеллектуальной недостаточности. Необходимо знать и помнить, что дело тут зачастую не в сниженном интеллекте, а в сенсорном нарушении. Это могут быть гиперакузия или, к примеру, «белый шум» (термин, заимствованный из акустики, был предложен Карлом Делакато для описания дисфункции любой сенсорной системы, когда мозг не в состоянии фильтровать поток поступающей сенсорной информации, выделять и идентифицировать полезные сигналы [2; 6]). В результате ребёнок не в состоянии расшифровать устную речь окружающих, поскольку та воспринимается в искаженном виде либо не воспринимается вообще.

Для коррекции этих нарушений, препятствующих пониманию устной речи, адаптации ребёнка к речевой среде, необходимо как-то объяснить ему, что означают те или иные звуки, слова, фразы. Естественно, первое, что приходит в голову, — показывать картинки с изображениями объектов. Так с помощью иллюстраций в книжках учат маленьких детей, на этом базируется традиционное лото для изучения иностранных языков.

В сфере специального обучения детей с особенностями развития, в первую очередь, с РАС, такой подход получил название «визуальная поддержка», или «зрительная опора», то есть объяснение устного высказывания с помощью материального носителя — картинки, фотографии, пиктограммы, написанного или напечатанного текста.

О действенности такого подхода говорят многие люди с РАС, например, Темпл Грэндин в своей книге «Thinking in pictures» — то есть, буквально «мышление в картинках», или «мышление при помощи картинок»

Также об этом пишет Альберто Фругоне, неговорящий человек с аутизмом: «Будь я учителем, я был бы очень терпелив с ребёнком с аутизмом и обучал бы его постепенно, планомерно вводя новые слова и одновременно показывая соответствующую картинку»

Когда больше 20 лет назад мы стали заниматься с сыном самостоятельно, об аутизме и его особенностях практически ничего не было известно, по крайней мере, в России. Поэтому многое пришлось изобретать самим, главным образом прибегая к интуиции и, как выяснялось впоследствии, она нас не подводила.

В результате наших занятий сын стал понимать устную речь и научился читать. В дальнейшем, пользуясь когнитивными карманами и техникой множественного выбора, он освоил программу средней школы, а в некоторых областях уже давно продвинулся гораздо дальше. В частности, благодаря МКК он познакомился с произведениями и биографиями художников, композиторов, архитекторов, писателей, ученых, полюбил литературу, историю, зоологию, а затем уже пристрастился к книгам, фильмам, музеям и концертам. В меньшей степени его сейчас занимают точные науки (возможно, в связи с отсутствием интереса у меня самой), хотя в какой-то момент он увлекался ими довольно сильно. Сын давно научился использовать знания, полученные при помощи МКК, для участия в беседе или для комментариев, молниеносно находя нужные изображения, фразы, отдельные слова в разнообразной печатной продукции.

Что касается техники множественного выбора, то ее вариациями пользовались разные родители (в основном, мамы) в разных странах. Так появились на свет IPM (Informative Pointing Method, метод информативного указывания), — его придумала Порция Иверсен [7], а также RPM (Rapid Prompting Method, метод быстрого побуждения/выбора) Сомы Мукопадхай [9].

Обе эти техники, как и МКК, опираются на зрительный канал восприятия, письменную речь и дают возможность обойти проблемы с мелкой моторикой, которые так часто встречаются при РАС, и которые не позволяют самостоятельно писать, рисовать и прочее. Заметим также, что и IPM, и RPM являются производными техники FC (облегченной коммуникации), подробное описание которой можно найти в книгах автора FC Розмари Кроссли [3; 5].

Не существует никаких неврологических причин, по которым освоение чтения было бы сложнее освоения устной речи. Если ребёнок не говорит, это не означает, что он не может читать, и крайне неблагоразумно откладывать обучение чтению в ожидании, что он заговорит. Возможно, это произойдет не скоро или не произойдет вовсе, и в этом случае способность читать и выражать свои мысли и чувства в письменной форме предельно важна. Так или иначе, вряд ли кто-то сомневается, что уметь читать весьма полезно.

Бывает, окружающие и не подозревают, что ребёнок уже давно чтение освоил, между тем существует немало способов это проверить [2], как есть и немало способов чтению обучить [1]. Метод «Когнитивный карман» предлагает один из них, при этом дает возможность решать попутно и другие задачи, в том числе учит ребенка общению с окружающими.

Описание метода «Когнитивный карман»

Основная задача МКК (особенно в начале занятий) — помочь ребёнку понять значение слов, что обеспечивают зрительные опоры в виде 1 — изображения; 2 — написанных слов. Опорой может быть и просто одно слово, и выраженное словами понятие или явление — что угодно, что Доманы называют «битом информации».

Каждая когнитивная единица, «карман», состоит из собственно кармана с тем или иным названием, карточки с соответствующей картинкой и карточки с соответствующим словом (см. рис.).

Изготовление карманов. Карманы делаются из достаточно плотной бумаги. Они могут быть любого размера. Возможно, в самом начале и/или для совсем маленького ребёнка подойдут большие карманы, размером в лист А4. В дальнейшем удобнее использовать «половинный» размер: разрезаем лист А4 пополам. Затем нижний край загибаем на 2—3 см и закрепляем по бокам степлером или клеем. Карман готов.

Наверху листа печатными буквами написано название кармана. Размер шрифта зависит от возраста и зрения ребенка: как ему удобнее.

В начале обучения названия карманов — это самые простые слова, короткие существительные вроде «мама», «дом», «кот»; затем — посложнее: «собака», «лошадь», «машина» и т.п.

Карточки делаются из бумаги поплотнее или из тонкого картона.

На карточках с изображением, соответствующим тому или иному названию кармана, могут быть фотографии, вырезки из журналов, собственные рисунки — все, что найдется.

Карточка со словом (словами) дублирует надпись на кармане.

Предварительная инструкция

Лучше сидеть лицом к лицу, но если ребёнку на первых порах требуется помощь, то расположитесь рядком, ничего страшного: возможно, так проще будет показывать, что надо делать.

Начинайте с двух-трех карманов, чтобы ребёнок понял, чего от него хотят. Когда вы перейдете к «половинному» (он же окончательный) размеру, карманы можно выкладывать в два-три ряда по 6—7 штук в каждом, то есть от 12 до 21 карманa в одну сессию.

Количество карманов следует увеличивать постепенно, и раскладывайте их так, чтобы ребёнку было хорошо видно то, что написано и изображено на карманах и карточках, и чтобы ему было легко до них дотянуться.

Пошаговая инструкция

Показываем полностью укомплектованный карман, затем вынимаем из него и показываем сначала карточку с изображением, произнося соответствующее название, потом — карточку со словами, и снова произносим название (оно же слово или слова на карточке).

Кладём пустой карман перед ребёнком на стол, а вынутые карточки с изображениями и карточки со словами убираем с глаз долой (удобно будет поставить на колени какую-нибудь коробку и складывать карточки туда). Затем то же проделываем с другим карманом, с третьим и т.д.

Когда все опустошенные карманы окажутся на столе, переходим ко второй части сессии. Показываем карточку с изображением, произносим название и просим показать соответствующий карман (в идеале, если позволяет моторика ребенка, — вложить карточку в карман). И так последовательно с остальными карманами.

Когда все карточки с изображениями разложены по карманам, достаём карточки со словами и проводим аналогичную процедуру. Показываем ребёнку карточку со словами, одновременно их проговаривая, и просим вложить в соответствующий карман.

В результате за одну сессию ребёнок многократно видит и слышит каждое из слов, предложенных на карточках. Кроме того, при поиске кармана с нужным названием он читает слова и на других карманах. Таким образом, благодаря зрительным опорам ребенок учится понимать значения слов и соотносить их и со звучанием, и с письменными формами.

Когда освоите простые («мама», «дом», «кот») и более сложные существительные («лошадь», «экскаватор», «расческа»), можно перейти к глаголам и прилагательным, к словосочетаниям и коротким предложениям. Затем изучаем цвета и формы, цифры ноты и профессии: список определяется фантазией участников. Дальше переходим к школьным наукам и образованию в специальных областях. В начале этого этапа удобно пользоваться готовыми идеями карточек Домана и карточек Домана-Маниченко или же обычными школьными учебниками. У нас был (и у вас появится) свой порядок движения по этому пути.

Ребенок, осваивая устную речь и чтение, плюс к тому приобретает знания, то есть получает образование. Помимо этого он тренирует память (в том числе моторную), внимание, зрение, координацию, мелкую моторику, осязание, моторное планирование. Все перечисленное, кроме памяти, у детей с РАС очень часто бывает в той или иной степени нарушено, причем нарушения встречаются в любых сочетаниях. Память, наоборот, бывает прекрасной, особенно зрительная — вплоть до фотографической (о чём есть немало сообщений от людей с РАС, той же Тэмпл Грэндин, к примеру), и этим при обучении стоит пользоваться максимально активно.

Все занятия индивидуальны. Родители лучше, чем кто-либо еще, знают, чего ждать от ребёнка, о его увлечениях, и поэтому могут продумать все нюансы занятий: продолжительность, размер карманов и карточек, шрифта, количество карманов в сессии, форму подачи информации, темы занятий.

Если вдруг сфера интересов вашего ребёнка вам знакома не вполне, МКК поможет устранить пробел: неведомое до поры пристрастие к той или иной тематике обязательно проявится, и после изучения алгебры или анатомии вы сможете «угощать» своего маленького партнера порцией карманов на любимую тему, скажем, марки автомобилей или морские млекопитающие, а может, государственные флаги или женские украшения.

Этим и хорош МКК с его самодельной составляющей: вы имеете возможность выстраивать занятия так, как будет наиболее удобно и интересно вашему ребенку, тем самым повышая их эффективность. Это относится и к темам, и к оформлению, и к объёму упражнений. Кроме того, детям гораздо больше нравятся самоделки, нежели предметы фабричного производства (их, впрочем, тоже можно использовать — в качестве добавки, для разнообразия). Но в любом случае карточки неизбежно придется делать самостоятельно: их понадобится очень много. Заметим, это увлекательнейшее занятие — отыскивать в журналах, рекламной рассылке, в старых книжках (в тех, что незазорно пустить под ножницы) и прочей домашней макулатуре нужные картинки. Кроме того, чем разнообразнее будут карточки, тем лучше. И еще: дети очень любят, когда смешно, не пренебрегайте этой особенностью.

Правила использования метода «Когнитивный карман»

Эффективность всех упомянутых «карточных» техник (в том числе МКК) сводится на нет, если не придерживаться некоторых правил. Тем, кому близка тема РАС, этот полезный перечень должен быть известен, но, как бы то ни было, сформулировать лишний раз его пункты не помешает.

  • Краеугольная особенность МКК (и прочих «карточных» техник) в том, что информация предлагается, а не вдалбливается. И не следует специальным образом проверять, что именно усвоено — вы и так это поймёте.
  • Заниматься надо в подходящей обстановке — ничто не должно отвлекать.
  • Вам обоим должно быть интересно.
  • Хвалите и поощряйте ребёнка, радуйтесь его успехам и ни в коем случае не ругайте за промахи. Ошибаются все, а отмеченный успех рождает новое достижение. Все дети без исключения, а с РАС — особенно, очень чувствительны к тому, как к ним относится наставник.
  • Занятия должны быть регулярными.
  • На каждом занятии вводите свежую информацию.
  • Занятия должны проходить быстро и весело, не больше 10 минут на каждое, лучше делать несколько коротких сессий в день. Когда вы оба войдете во вкус, время (и, соответственно, количество информации) можно будет увеличить, главное — не переборщить в начале и не отбить у ребенка желание заниматься.
  • Всегда завершайте сессию любимой темой — когда ребенок «на подъеме» и просит продолжать.

Это основные пункты. Если вы будете ими руководствоваться, то очень скоро увидите позитивные результаты.

Литература

Доман Г., Доман Дж. Как научить своего малыша читать. Riga: Vindex, 2008.

Заварзина-Мэмми Е.Г. Приключения другого мальчика. Аутизм и не только. М.: Corpus, 2014.

Кроссли Р.Безмолвные. М.: Никея, 2018.

Biklen D., Attfield R., Bissonette L. et al. Autism and the myth of the person alone. New York University, 2005.

Сrossley R. Facilitated Communication Training. Teachers College Press. NY, 1994.

Delacato C. The Ultimate Stranger (The Autistic Child) // Doubleday & Co, Garden City, NY, 1974.

Iversen P. The Informative Pointing Method, 2007. [электронный ресурс]. URL: https://www. strangeson.com. (дата обращения: 9.12.2018). 2007.

Grandin T. Thinking in pictures // Vintage books. NY, 2006.

Mukopadhyay S. Rapid Prompting Method. Denver: Outskirt press, 2008.

Источник: Заварзина-Мэмми Е.Г. Применение метода «Когнитивный карман» в обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 17. No 4 (61). С. 28—34. doi: 10.17759/autdd.2018160405