ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

В последнее время выявляется все больше случаев ментальных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и найти пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих человека информацией о физическом состоянии тела (прикосновениях, положении тела и движениях) и окружающей среды.

Чтобы помочь людям с нарушениями движений и поведения в повседневной жизни, развить, восстановить и поддержать навыки, необходимые при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного индивидуума, появилась такая область медицины как эрготерапия. Некоторые эрготерапевты модифицировали предложенные методики, перенеся их в область сенсорной интеграции. Данная ветвь эрготерапии развивается с 60-х годов ХХ века.

Сенсорная интеграция

Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании)

Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве)

Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум)

Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ)

Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения

Важно помнить, что окружающая среда представляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и, в некоторой степени, тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться. Нарушения сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в сложные. Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребёнок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать, например, плохо режет бумагу ножницами. А освоение чтения, письма или математики — исключительно сложные процессы, возможные при наличии стабильной сенсорной интеграции.

Функции, связанные с сенсорной интеграцией, развиваются в естественном порядке. Типично развивающийся ребенок не нуждается в специальной терапии, так как естественные игры обеспечивают его необходимым мозгу сенсорным опытом и дают возможность целенаправленно реагировать на стимулы. Дисфункция нервной системы у ребенка с нарушением сенсорной интеграции препятствует обработке ощущений от игры, не давая развиваться адаптивным ответам, организующим мозг. Иными словами, играть-то ребенок играет, но к интеграции это не приводит. Здесь требуется обстановка, специально приспособленная под нужды ребенка. Когда речь идет об оптимальном развитии тела и мозга, терапия, основанная на сенсорном опыте и ответах на него, в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств, психоанализа и системы поощрений и наказаний.

Важнейшие принципы терапии

Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений.

Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам направляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия.

При более серьезных нарушениях, особенно при аутизме, ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к организации импульсов. Главная цель – помочь ему эффективнее функционировать физически и эмоционально и, как следствие, лучше учиться.

Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации, которые наблюдаются и у других детей с проблемами сенсорной интеграции. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с дополнительными сенсомоторными трудностями и проблемами в других областях.

Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во-первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. Во-вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярых и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность. В-третьих, дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктивными и полезными.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает количество детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим – не очень или не помогает вовсе. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом, ведь биохимические подходы к проблеме приносят мало пользы, а подходы основанные на модификации поведения, едва ли могут изменить поведение, если состояние мозга, формирующее поведение, остается прежним.

Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист

Источник: Подробное описание методики с практическими рекомендациями для родителей изложено — Э. Джин Айрес Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.