Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм, – общение с окружающими. У многих из этих детей задержка речевого развития. C ребёнком, не способным к эффективному речевому общению, тяжело жить и работать. Если взрослые не понимают, чего хочет ребёнок, начинается истерика, он ломает, портит предметы, причиняет боль себе и окружающим. Он не может выразить свои мысли, желания словами и выражает их социально неприемлемыми способами.
Как помочь такому ребёнку? В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).
Систему общения с помощью обмена карточками и картинками разработали и подробно описали в своей книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» доктора Лори Фрост и Энди Бонди. PECS это не просто название карточек с картинками, это система по обучению навыкам коммуникации. Она позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться с окружающими людьми при помощи карточек. Основная цель визуальных карточек – дать ребёнку возможность объяснить свои желания, потребности, чувства.
Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам: как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех стадиях обучения система моделирует устную речь и поощряет её развитие.
Альтернативная коммуникация не сводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Она учит ребёнка найти нужное изображение для передачи сообщения, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображениями на предмет. Если партнер не возьмёт изображение, то коммуникация не состоялась. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят. Это делает акт коммуникации наглядным и более понятным.
Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?». PECS обучает начинать коммуникацию самостоятельно, специально создавая ситуации, когда ребёнок захочет что-то попросить. Постепенно он учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации.
Система альтернативной коммуникации может уменьшить нежелательное поведение. Если ребёнок имеет возможность быть услышанным и понятым, проявления проблемного поведения начинают уменьшаться.
Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит к возникновению ситуаций, когда человека не понимают. Преимуществами PECS по сравнению с другими средствами коммуникации является то, что картинку с подписью понять очень просто. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации и может способствовать развитию устной речи.
Многие родители опасаются работать с карточками РЕСS, поскольку, по их мнению, ребёнок, используя картинки, будет странно выглядеть на фоне других детей, будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь. Однако использование карточек РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – карточки служат визуальным стимулом для развития речи ребёнка. Чем чаще ребёнок общается с другими людьми любым способом, тем выше вероятность, что он освоит и устную речь.
Возможно, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребёнок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Метод позволяет ребёнку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.
Применение РЕСS постоянно расширяется. Когда ребёнок научился совершать обмен одной картинки на предмет, то его учат преодолевать расстояние до папки с картинками и до партнера по коммуникации. В рамках системы коммуникация ребёнка расширяется, когда его учат использовать не одну карточку, а доску с предложением, в результате чего он может описывать предметы, которые он просит, а затем и комментировать происходящее.
PECS – это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребёнка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки). Детям тяжело воспринимать информацию на слух, учиться по устным инструкциям, а зрительное восприятие информации облегчает и обучение и общение.
Система PECS не стоит дорого, карточки с изображениями и папку можно изготовить самостоятельно. Просто понадобятся канцелярская папка, распечатанные изображения, ламинатор и клейкая лента.
PECS – это один из методов с подтвержденной эффективностью, которые вошли в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме в США. У нас в стране этот метод тоже активно и успешно применяется.
Исследования показали, что после начала работы с карточками РЕСS у детей снижается проявление неадекватного поведения, наблюдается улучшение социального поведения и положительные сдвиги в речевом развитии. При пользовании альбомом с карточками РЕСS повышается число произносимых слов и сложность речевых конструкций. Положительные результаты развития коммуникативных навыков наблюдались у детей в возрасте от двух лет. Отмечалось развитие спонтанной речи у детей-аутистов в возрасте до пяти лет. Эти дети прекратили пользоваться карточками и пользовались только речью как единственной формой общения.
Таким образом, использование системы не мешает развитию речи, а повышает вероятность развития или улучшения речевых навыков. Не нужно сразу прекращать работать по карточкам, если ребенок начал говорить первые слова, это плохо отразится на дальнейшем развитии речевых навыков. Отказываться работать по карточкам можно в том случае, если не менее 70 % речи ребёнка будет понято незнакомым человеком.
Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист
Источник: Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции /отв. редактор Е.А. Черенёва; [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015.