ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Н.А. Никонова, логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Email: cpmsdip@mail.ru

Способность ребенка с РАС обучаться в ходе групповых занятий является важнейшим условием развития навыков социализации. Однако наличие нежелательных форм поведения нередко препятствует интеграции ребенка в группу и вынуждает педагогов обучать его в индивидуальном режиме. Описан успешный опыт преодоления поведенческих проблем у ребенка с РАС в ходе групповых занятий с логопедом.

Описание ребенка

Мальчик Д. 8-ми лет имеет диагноз расстройство аутистического спектра. Мальчик учится во втором классе школы для детей с РАС по основной образовательной программе начального общего образования. Он успешно осваивает программу обучения. При этом Д. испытывает трудности с пониманием обращенной речи, в спонтанной речи отмечается нарушение грамматического оформления высказывания, наблюдаются выраженные трудности при построении диалога со взрослыми и сверстниками. В связи с имеющимися речевыми проблемами Д. бы ли рекомендованы занятия с логопедом, которые проводились в групповом режиме.

В начале курса Д. отказывался подчиняться правилам, не соблюдал дистанцию «ребенок — взрослый», часто проявлял вербальную агрессию к педагогу и другим детям. Такие формы поведения обычно возникали в тех случаях, когда логопед уделяла внимание другим детям; когда педагог не предлагала речевой материал в игровой форме; не делала очень подробных разъяснений, чем дети будут заниматься на занятии (то есть не разъясняла последовательность заданий и не уточняла, кого из детей будет опрашивать в первую очередь, кого первым пригласят к доске…). В этих случаях часто возникали ситуации, когда Д. называл себя именем ребенка, которого опрашивали, начинал кричать, проявлял вербальную агрессию. Он никак не мог смириться, что к нему обратились не в первую очередь.

Задача

Для того, чтобы мальчик смог заниматься в логопедической группе и успешно осваивал речевой материал на занятиях, была поставлена задача: преодоление нежелательного поведения на логопедических уроках.

Методы и педагогические приёмы

Работу по преодолению нежелательных форм поведения у Д. специалист начинала с создания положительной установки и мотивации на участие в групповых логопедических занятиях. Для этого логопед провела беседу с мамой ребенка и самим мальчиком, узнала о том, что его привлекает и интересует. Так выяснилось, что Д. очень увлекается тестами, ребусами, анаграммами, квестами; мальчику были интересны различные штриховки и лабиринты, также он любил кукольный театр. В ходе логопедической коррекции педагог специально подбирала и использовала игры и задания, которые интересовали ребенка.

Для того чтобы устранить реакцию на то, что другие дети могли быть первыми в ходе опроса или исполнения роли ведущего в играх, был использован следующий приём: педагог стала использовать на занятиях считалки. Считалки специально подбирались к теме занятия. Они использовались во время опроса домашнего задания (таким способом определялось, кто будет отвечать первым) и для того, чтобы выбрать ведущего при проведении речевых игр. Д. было предложено выучить считалки. Используя этот прием, педагогу удалось создать впечатление у Д., что он сам контролирует выбор ведущего или очередность выполнения задания. Данный прием позволил научить ребенка спокойно реагировать в тех случаях, когда педагог обращалась в первую очередь не к нему. Д. стал самостоятельно подбирать и заучивать считалки дома, стал просить логопеда заранее дать ему считалку, которая подойдет к теме следующего занятия.

В ходе логопедических занятий детям необходимо было выполнять не слишком привлекательные для Д. задания, для работы над которыми важны тишина и сосредоточенность (тестовые работы, направленные на мониторинг усвоенных знаний). Это всегда было трудно для Д.: он постоянно проговаривал вслух, что он делает; часто подсказывал другим ребятам или требовал ответа у них или педагога; постоянно спрашивал, сколько у него времени на выполнение задания…. Для устранения этих форм поведения хорошо подошла игра «Молчанка». Логопед давала установку: «Кто слово сказал, тот мне проиграл». Д. очень хорошо усвоил правила игры и с успехом стал использовать игру и во внеурочной деятельности (на переменах, в столовой, дома).

Использование описанных приемов привело к тому, что сейчас Д. спокойно входит в логопедический кабинет, готовит все необходимое для занятия, держит социальную дистанцию с педагогом и положительно настроен на совместную деятельность.

Следующая группа методов была направлена на формирование у Д. навыка контроля за своим поведением. С этой целью использовалась процедура видеомоделинга.

Логопед снимала на видео моменты урока, когда мальчик вел себя приемлемым образом, а затем показывала ему. Мальчик с удовольствием просматривал запись и просил показать ее маме и другим детям. Он гордился своими достижениями и говорил «хочу всегда вести себя хорошо».

Также на занятиях использовались невербальные стоп-сигналы. При проявлениях нежелательного поведения педагог и ребята подносили указательные пальцы к губам, тем самым обращая внимание на нежелательное поведение; или несколько раз топали ногами — «прогоняли нежелательное поведение или неуместное слово», использовали пиктограммы с надписью «СТОП» или изображение красного круга (запрещающего сигнала). На первом этапе стоп-сигналы использовала педагог, затем дети группы стали тоже пользоваться стоп-сигналами как для оценки собственного поведения, так и поведения других (в данном случае Д.). Через некоторое время ребенок стал самостоятельно использовать стоп-сигналы, теперь он сам «прогоняет» нежелательные поступки и грубые слова.

В работе применялись и поощрительные сигналы — дети хлопали в ладоши, когда успешно справились с заданием, и в конце занятия; рисовали себе медальки; отмечали на доске хорошее поведение пиктограммой «улыбка» рядом с именем ребенка. Конечно же, использовалась и похвала: педагог старалась хвалить всех ребят группы, то есть всегда находила, за что можно похвалить каждого. И обязательно проговаривала, в чем ребенок достиг успеха, например: «Д. — ты сегодня молодец! Ты здорово провел игру. Ты соблюдал правила. Ты вел себя спокойно. Ты никого не обижал…». Это позволило научить детей оценивать и хвалить сверстников. Благодаря этому Д. научился осознавать свое собственное поведение как нежелательное (проблемное) и стал стараться избегать его.

Результаты

В целом, в настоящее время специалист отмечает очень значимые и ощутимые изменения в поведении мальчика: он соблюдает дистанцию с педагогом; снизилось количество проявлений вербальной агрессии к сверстникам и педагогам, ребенок больше не испытывает негативных чувств перед уроками и всегда ждет их; мальчик научился уступать другим детям и спокойно реагировать, если педагог обращается к кому-то другому; для Д. стал доступен диалог со сверстниками; он научился следовать правилам поведения на занятии: не выбегает из кабинета, поднимает руку, спрашивает разрешения выйти. Это позволило педагогу сделать занятия более интересными, динамичными и конечно, повысить уровень усвоения нового речевого материала. Эти достижения также вывели отношения «ученик — педагог» на новый положительный эмоциональный уровень!

Ответственный за размещение информации — М.Ю.Спичак, методист

Источник: Никонова Н.А. Соблюдение правил и формирование навыков правильного поведения у ребенка с РАС в ходе групповых логопедических занятий //Аутизм и нарушения развития. № 4 (45). 2014.