Ребенок с расстройством аутистического спектра имеет определенные поведенческие особенности, которые не всегда могут быть понятны и приятны окружающим людям. Для ребенка с аутизмом требуются специально созданные условия и гораздо больше затраченных усилий со стороны педагогов, родителей, специалистов для формирования эффективного, адаптивного поведения, адекватного той социальной ситуации, в которую он попадает.
Педагогам, прежде всего, необходимо помнить, что сам по себе ребенок с РАС не представляет собой сосредоточение неблагоприятного для окружающих поведения — существуют определенные условия, стимулы, которые нежелательное поведение ребенка могут «запустить». И вот эти «запускающие механизмы» необходимо наблюдать и понимать в отношении каждого отдельного ребенка с РАС. Тогда, контролируя эти внешние переменные окружающей среды, можно во многом снизить нежелательные поведенческие паттерны.
Задача воспитателя и учителя — понять, какие факторы окружающей среды и внутренние переживания приводят ребенка к возникновению поведенческих проблем. В некоторых случаях, дети очень чувствительно могут реагировать на определенные внешние стимулы (яркий свет, звук, большое количество людей вокруг и т. п.). Тогда у ребенка могут возникнуть тревоги, страхи, навязчивые или агрессивные формы поведения.
Практика показывает, что если вовремя вмешаться в негативные изменения в поведении ребенка, то можно снизить вероятность их появлений, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты.
Обычно педагоги, у которых есть опыт обучения ребенка с РАС в общем классе, отмечают следующие трудности в поведении:
- возникающее чувство тревоги и волнение ребенка, которое выражается в двигательном беспокойстве, крике и т. п.;
- демонстрируемые ребенком агрессия или деструктивные формы поведения;
- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми (раскачивание; взмахи руками; воспроизведение одних и тех же звуков или слов; повторение одних и тех же движений; однообразные, повторяющиеся манипуляции с предметами).
Учителю необходимо помнить, что дисциплинарные меры, которые он обычно использует при работе с учениками в классе, не всегда эффективно срабатывают при взаимодействии с детьми с аутизмом. Для коррекции поведения ребенка с РАС нужны специальные технологии и, главное, понимание того, что поведение ребенка с РАС, даже его не очень желательные формы — это не проявление внутреннего негативизма, а попытки ребенка общаться, контактировать с окружающей средой. Наша обычная логика, которая актуализируется при применении нами всевозможных методов модификации поведения обучающихся, далеко не всегда подходит для коррекции поведения ребенка с РАС.
Перечислим те наши убеждения, которые не всегда будут «срабатывать» в отношении коррекции поведения ребенка с РАС:
Применение поощрений и наказаний по отношению к ребенку с РАС. Ребенок с РАС далеко не всегда понимает причинно-следственные связи между демонстрируемым им поведением и «поощрениями» или «наказаниями», которые следуют в ответ на его поведение.
Ребенок не всегда может понять длительные, долго разъясняющие что-либо речи, обращенные к нему. Длительные «рассуждения» учителя о негативном поведении ребенка, попытка провести «разъяснительную беседу» с большой вероятностью не будут восприняты ребенком.
Детей с РАС трудно мотивировать учитывать потребности других — их сложно призвать к порядку, попросив поставить себя на место другого человека, почувствовать, что присутствующим в классе может быть неприятно поведение ребенка. Мы уже обозначали, что у ребенка с РАС есть серьезные проблемы со способностью к идентификации с другими людьми.
Ребенку с РАС трудно обобщить позитивные изменения в своем поведении, которые происходят от одной ситуации к другой, если ему это не подкреплять и четко не обозначать.
Ребенок с РАС сам может «устанавливать» некоторые ритуалы или процедуры, которые запускают негативные формы его поведения.
Для того чтобы понять, что является причинами возникновения нежелательного поведения ребенка, педагогу необходимо проанализировать следующие моменты.
Во-первых, как часто нежелательное поведение ребенка с РАС проявляется?
Во-вторых, в каких ситуациях, в какое время дня и т. д. это поведение ребенка «запускается»?
В-третьих, что этим поведением ребенок пытается продемонстрировать, что пытается «сказать» окружающим таким образом?
В-четвертых, как поведение ребенка с РАС (например, его агрессивные проявления) отличаются от схожего поведения других детей этого же возраста?
В-пятых, есть ли настоятельная необходимость изменять и трансформировать такое поведение, или оно не приносит никому вреда и позволяет ребенку проявить себя или успокоиться?
В-шестых, какие конкретно навыки могут понадобиться ребенку, чтобы научиться справляться с переживаемой им ситуацией? Чему он должен научиться для этого? Что может быть альтернативой?
Например, ребенок может проявлять явную реакцию негативизма и беспокойства, когда происходят резкие изменения в последовательности выполняемых им действий. Тогда учитель может поставить перед собой цель — постепенно научить ребенка переключаться с одного вида деятельности на другую (с помощью визуальных подсказок, работы с расписанием и т. д.). Соответственно, переключение деятельности уже не будет вызывать у ребенка таких сильных эмоций тревоги или агрессии, и его поведение не будет демонстрировать в нежелательном ключе эмоции страха и беспокойства.
Далее приведем алгоритм работы учителя по модификации нежелательного поведения ребенка.
Анализ «запускающего инцидента»:
- Что обычно происходит перед тем, как ребенок начинает демонстрировать «нежелательное поведение»?
- Как это влияет на возможности ребенка справляться с заданиями и как это поведение влияет на класс?
- Каковы последствия поведения ребенка с РАС?
- Когда и где поведение происходит?
- Что происходит потом?
- Кто вовлекается (намерено или нет) в это поведение ребенка?
Разработка стратегии для решения поведенческих проблем ребенка с РАС:
Если есть возможность — поговорите с ребенком о его поведении или, если нет такой возможности, обсудите это с родителями, у которых наверняка есть собственные «наработки» по взаимодействию с ребенком в таком состоянии.
Если Вы теряетесь в определении причин нарушения поведения ребенка — проконсультируйтесь со специалистом: психологом, педагогом-психологом, дефектологом. Специалисты, имеющие опыт взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, наверняка подскажут, как понять «послание», выраженное в поведении ребенка, и что с этим поведением делать.
Предложите ребенку в данной конкретной ситуации, вызывающей негативное поведение, альтернативу соответствующего ситуации поведения. То есть, если он не может кричать и выражать свой гнев, когда испытывает беспокойство из-за невозможности перестроиться на новый вид деятельности, то как он может свое беспокойство выразить? Предоставьте ему альтернативу, которая будет приемлема и для него, и для всего класса. Например, можно использовать визуально оформленную для ребенка Шкалу стресса. Эта шкала поможет ребенку сообщить Вам, что он начинает испытывать раздражение или страх. Это может быть вспомогательная карточка, которую ребенок держит в кармане и может показать взрослому, если ситуация становится для него нестерпимой. Это может быть сделано в виде светофора, с тремя цветами состояний (красный, желтый, зеленый), в виде градусника «накала» эмоций. Ребенок, показав, например, карточку с красным цветом, демонстрирует учителю, что ему нужна помощь, чтобы справиться с эмоцией. С помощью Шкалы стресса, символика которой понятна ребенку, он сможет показать взрослому, что с ним происходит, а взрослый сможет определить, насколько хорошо ребенок справляется с ситуацией.
Поощрите ребенка, если ему удалось использовать альтернативу: желательно, чтобы это поощрение было не только на словах, но и подкреплялось чем-то (жетонами, картинками, которые ребенку нравятся и т. д.). Например, можно подготовить специально для этого заготовленные жетоны (звездочки, флажки и т. д.), которые бы ребенок воспринимал как вознаграждение за достигнутые изменения в поведении.
Старайтесь в процессе обучения задействовать интересные для ребенка задания, соответствующие его склонностям, увлечениям. Это позволит максимально включить ребенка в процесс взаимодействия и предотвратить нежелательное поведение.
Адаптация пространства класса для поддержки чувства безопасности ребенка с РАС:
Старайтесь минимизировать отвлекающие ребенка стимулы, а также стимулы-раздражители; помните, что у ребенка с РАС есть особенности в сенсорном восприятии, которые влияют на его настроение и поведение.
Не забывайте, что у ребенка должно быть место, где он сможет успокоиться, куда его можно отвести, если он не сможет совладать со своим состоянием (ресурсный класс, ресурсная зона в классе).
Не забывайте использовать визуальные подсказки и техники переключения внимания ребенка с одного действия на другое.
Введите упражнения для самоуспокоения и релаксацию учеников в ежедневные занятия с классом.
Будьте готовы к кризисным ситуациям в поведении ребенка с РАС, которые не поддаются Вашему контролю. Не пытайтесь «давить» на ребенка в этих кризисах, не боритесь с ним, не ругайте его — лучше предложите возможность пространства для успокоения, тайм-аут.
Возможно, Вам понадобится помощь и поддержка других специалистов, которые помогут разработать план действий в ситуации появления трудностей в поведении ребенка, смогут позаботиться о ребенке в ресурсном классе (педагог-психолог, дефектолог, методист инклюзивного образования, психолог). Не пренебрегайте помощью своих коллег и используйте все ресурсы для повышения адаптивности ребенка в инклюзивном пространстве класса, группы.
Используйте технологии обучения ребенка с аутизмом, чтобы сделать для него ситуацию взаимодействия более прозрачной и понятной:
1) расписания, графики, календари, которые иллюстрируют последовательность действия и событий;
2) изображения в рисунках правил поведения в классе для напоминания, что можно, а что нельзя делать в классе;
3) грамотно визуально организованная среда класса, где подписываются или сопровождаются картинкой необходимые для обучения и взаимодействия ребенка предметы и объекты, а также изображается порядок выполнения действий;
4) презентации, визуализирующие объяснение какой-то темы, какого-либо явления или задания;
Замена нежелательного поведения уместным и соответствующим ситуации:
Учите ребенка взаимодействовать в сложных для него социальных ситуациях. Например, важно научить ребенка обратиться за помощью (к учителю, к другому ребенку); научить выражать свои просьбы; научить выражать эмоции приемлемыми способами (научить ребенка с РАС обозначать свои потребности и переживания учителю и сверстникам).
Используйте специально придуманные для конкретного ребенка социальные истории при обучении социальным навыкам. Эта техника помогает людям в спектре аутизма понимать социальные ситуации. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. При составлении социальной истории важно преподнести адекватное социальное поведение какой-то ситуации в форме истории, изображенной с помощью визуализирующих последовательность действий картинок.
Пример:
Когда звенит звонок — нужно убирать все предметы с парты (со стола).
Я слышу, что звенит звонок.
Я останавливаю свою игру (выполнение задания). Я убираю все предметы с парты на место.
Мы все ждем, когда учитель скажет, что мы можем идти на перемену.
Я тоже жду разрешения учителя, чтобы никому не мешать.
Мой учитель доволен, что я спокойно дождался его разрешения пойти на перемену.
Другие дети тоже рады, что я никому не мешал, и мы все вместе пошли отдыхать.
При составлении социальных историй важно использовать следующий алгоритм:
1) описать социальную ситуацию, которая вызывает затруднение у ребенка;
2) добавить в описание то, чего следует ожидать от конкретной ситуации, включая текст о возможных чувствах, переживаниях и поведении ребенка, демонстрируемом им при таких обстоятельствах (как правило, это страх, беспокойство или раздражение);
3) добавить в описание ожидаемое, адекватное ситуации поведение ребенка с указанием причины, почему именно такое поведении важно;
4) завершить историю подкреплением достижения желаемого поведения, его важности для всех участников взаимодействия.
Обучите ребенка социальным навыкам, которые помогут ему инициировать общение, поддерживать контакт. Научите ребенка успокаивать себя перед тревожными для него социальными актами, используя методы расслабления, самоуспокоения.
Обучите ребенка конкретным играм и занятиям, которые бы его расслабляли и переключали внимание с негативного поведения.
Избегайте планирования занятий, которые требуют одновременной вовлеченности и в обучение по предмету, и в общение. Если на занятии акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.
Избегайте переутомления ребенка.
Постарайтесь сами соблюдать спокойствие и позитивный настрой, так как Ваше раздражение и беспокойство могут транслироваться ребенку, усугубляя его состояние и поведение.
Технология помощи ребенку с РАС в развитии самоконтроля
Очень важно помочь ребенку научиться контролировать себя. Помимо социальных историй в формировании навыка самоконтроля можно использовать визуализированную когнитивную репетицию. Алгоритм этого метода следующий:
Определите нежелательное поведение ребенка, которое необходимо уменьшить (например, ребенок громко кричит в ответ на определенные звуки).
Определите, какие стимулы вызывают это нежелательное поведение ребенка (что за звуки вызывают такую реакцию, какой именно шум или раздражитель). Предоставьте ребенку альтернативную возможность справиться с неприятно воздействующим на него стимулом. Если ребенка раздражают шумы и звуки в спортивном зале — пусть он перед входом в этот зал надевает специальные наушники, заглушающие посторонние шумы.
Определите подкрепления, которые приятны ребенку. Давайте эти подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным образом (это могут быть жетоны или какая-то приятная деятельность, которой ребенок может заняться после урока физкультуры).
Отрепетируйте эту последовательность с помощью фотографий и картинок, чтобы ребенок знал, что нужно делать, когда он попадет в стрессовую для себя ситуацию. Все фотографии должны быть понятны ребенку и символизировать для него цепь событий: стимулы, приводящие его к нежелательному поведению, альтернатива поведения, подкрепление.
Последовательность действий усваивается ребенком с помощью когнитивной (мысленной) репетиции, инструктором которой выступает педагог, а основным материалом для репетиции — последовательность фотографий. После освоения этой последовательности в когнитивном плане, ребенку будет легче контролировать свое поведение в стрессовой для него ситуации (когда он снова услышит громкий звук) в реальности.
Используйте эту последовательность в ситуациях, когда у ребенка начинаются проблемы с самоконтролем; храните фотографии рядом, чтобы воспользоваться ими при необходимости.
Далее мы в таблице 2 в одной колонке представим основные трудности взаимодействия педагога с ребенком с РАС, а в другой — возможные рекомендации по устранению этих трудностей.
Таблица 2.
Устранение учителем трудностей при взаимодействии с ребенком с РАС
Поведение ребенка с РАС | Предлагаемые реакции учителя |
Трудности, связанные с особенностями коммуникации ребенка с РАС | |
Отказ от коммуникации: не отвечает на прямо обращенные к нему вопросы, игнорирует просьбы и обращения. | Постарайтесь не «давить» на ребенка, чтобы он непременно дал ответ. Проявите терпение, обратитесь с этим вопросом к ребенку позже. Узнайте, что с ним происходило. Возможно, это просто было пустяковое отвлечение, возможно, это както воздействовало на него, и он чувствовал себя неуютно. |
Во время коммуникации ребенок не смотрит на Вас, не «держит» контакт глаз. | Это вовсе не свидетельство того, что ребенок Вас не слышит. Людям с РАС очень сложно смотреть на собеседника. Просто спросите ребенка, понятно ли ему то, что Вы говорите, не добиваясь того, чтобы он смотрел Вам в глаза. |
Ребенок демонстрирует сложность в выполнении нескольких обращенных к нему инструкций, просьб, заданий. | Давайте инструкции по одной, последовательно, подкрепляя их визуальными опорами или напоминаниями, обращенными конкретно к ребенку. |
Вам кажется, что на Вашу просьбу или вопрос ребенок отвечает грубостью. | У детей с РАС своеобразное видение подачи обратной связи собеседнику. Это никак не связано с проявлением негативизма и хамства. Иногда просто так топорно и прямолинейно ребенок воспринимает ситуацию общения. Такой способ подачи может для него быть возможностью донести до собеседника свое реальное отношение и состояние. Попробуйте сочинить для ребенка социальную историю, чтобы разъяснить, какие могут быть альтернативы поведения в ситуации обратной связи с партнером, чтобы его не обижать. |
Ребенок говорит все, что думает в данный момент, не жалея при этом чувства других людей («детская непосредственность»). | Не обижайтесь на такой вариант честности ребенка. Для него это возможность «предъявить» себя в общении. Придумайте социальную историю, чтобы предложить ему другой вариант поведения, который бы не оскорблял чувства других людей. |
Ребенок может задавать не очень уместные в контексте выполнения каких-либо заданий вопросы, сбивающие с толку всех участников взаимодействия. | Четко ответьте ребенку, что в данный момент вопрос не уместен, и что Вы обсудите его с ребенком позже (желательно назовите реальное время, когда Вы сможете к нему вернуться). Также можно попросить дефектолога или психолога отработать с ребенком обращения с вопросами в различных ситуациях. В поведенческом анализе есть специальные техники, которые формируют этот навык. |
Ребенок хочет отвечать на все вопросы учителя, не поднимая руки, перебивая других учеников. | Введите правила ответов на вопросы учителя в классе. Для ребенка представьте эти правила визуально, с иллюстрацией последовательности действий в ситуации, когда вопрос задан. Заодно у ребенка будет формироваться важный социальный навык — соблюдения очередности в группе людей. |
Трудности, связанные с особенностями социального взаимодействия ребенка с РАС | |
Трудности с принятием чужого мнения, упрямство в продвижении своей точки зрения. | Старайтесь быть справедливыми ко всем детям. Используйте всевозможные технологии: социальные истории, примеры из разных произведений, фильмов, знакомых ребенку, что есть и другие точки зрения, которые имеют право на существование. |
Желание быть лидером в группе, быть всегда первым и т. д. | Убедите ребенка следовать расписанию в очередности всевозможных благ. Ребенку можно объяснить, что важно соблюдать правила в очередности: сегодня лидирует один ребенок, завтра будет лидером кто-то другой. Не бойтесь включать игры и упражнения, где руководители и лидеры процесса в игре будут меняться согласно заранее оговоренной структуре. |
Не считывает невербальную информацию от окружающих, не всегда понимает «социальные сигналы» и реакции других на его поведение. | Чаще включайте ребенка в ролевые игры, активное взаимодействие со сверстниками, чтобы эти сигналы ребенок мог наблюдать. Обращайте внимание ребенка на эти реакции и сигналы, подкрепляя их визуальными подсказками. Подкрепляйте визуальными подсказками для ребенка и свои реакции (например, картинки с изображением эмоциональных реакций: «доволен», «не доволен», «радуешься», «удивлен» и т. д.). |
Ребенок в процессе взаимодействия с другими детьми группы, класса не умеет инициировать контакт, создавать дружеские отношения и т. д. | Используйте всевозможные иллюстрации дружеского поведения. Активно подключайте родителей для помощи ребенку приобретать друзей (приглашение в гости, совместные прогулки, социальные сети и т. д.). Инициируйте побольше совместных мероприятий, из которых не стоит исключать ребенка с РАС. Используйте больше визуальных материалов, социальных историй, иллюстрирующих, что такое дружба, как дружить и т. д. |
Трудности, связанные с нежелательным поведением ребенка с РАС | |
Ребенок проявляет нежелательное поведение: беспокойство, агрессию. | Постарайтесь предотвратить беспокойство или разочарование ребенка, отметив признаки начинающегося беспокойства в поведении ребенка (например, раскачивание тела, хлопки, дергание себя за волосы и др.). Знайте особенности своих учеников! Помогите им справиться с заданием и дайте возможность успокоиться. Научите ребенка определять свои эмоции и давать знать о них Вам приемлемыми способами (карточки, Шкалы стресса и т. д.). |
Может начать бегать по классу. | Пространство класса должно быть и физически безопасным для ребенка: чтобы он не упал и не поранился. Предоставьте возможность успокоиться ребенку. Отведите его в ресурсную зону или в ресурсный класс, чтобы он имел возможность снять свое возбуждение. Также используйте «аварийные карточки — стопсигналы», социальные истории, визуальные подсказки, что бегать в классе нельзя. |
Может «закатить» истерику, кричать. | Используйте технику тайм-аут, дайте возможность ребенку успокоиться. Не боритесь с ребенком, не удерживайте его. Разговаривайте спокойным тоном с ребенком. |
Может в приступе агрессии разорвать сделанную работу. | Дайте ребенку чистый лист бумаги. Испорченную страницу уберите. Дайте ему возможность начать сначала, помогите выполнить задание. |
Боится совершить ошибку, нервничает, проявляет беспокойство, очень старается. | С помощью социальной истории объясните ребенку, что ошибаться — это нормально, что мы все иногда ошибаемся. Дайте возможность попрактиковаться ребенку в овладении каким-либо знанием или навыком. |
Источник: Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов. – Москва: РИТМ, 2016. — 192 с.