ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Стратегии, которые помогут вашему ребёнку вступать в контакт, общаться и учиться в процессе повседневного взаимодействия (часть 1): как привлечь внимание ребёнка

Почему вашему ребёнку важно уметь обращать внимание на других людей

Есть многое, что дети не умеют делать, пока они маленькие, но одна вещь им удается очень хорошо: обращать внимание на то, что происходит вокруг, и учиться, опираясь на то, что они видят.

Вскоре после рождения малыши начинают видеть достаточно хорошо и благодаря этому узнают многое об окружающем мире, и прежде всего о людях и предметах, за которыми могут наблюдать. Более того, маленькие дети подмечают закономерности в действиях людей и в свойствах окружающих их предметов. Чаще всего окружающие действуют и двигаются определенным образом, и наблюдательные малыши достаточно быстро это замечают, а потому бывают удивлены и заинтригованы необычным поворотом событий. На самом деле, все неожиданное и необычное привлекает их внимание в значительно большей степени, чем привычная рутина: новое притягивает малышей.

Наблюдать за людьми и слушать их — возможно, самые важные способы учиться для маленьких детей, потому что дети о многом узнают из общения с другими людьми. Для большинства младенцев и детей до двух лет наблюдение за окружающими — любимое занятие, к тому же чаще всего — самое приятное (если они чувствуют себя комфортно, не голодны и не утомлены).

Что происходит в случае, если у ребёнка расстройство аутистического спектра (РАС)

Маленькие дети с РАС не выказывают такого ярко выраженного интереса к другим людям и общению с ними. Почему? Существуют два объяснения, с которыми вы, возможно, уже знакомы.

Согласно одному из них, детям с аутизмом намного труднее, чем другим, различать зрительные образы и звуки, которые создаются людьми. Социальные взаимодействия не только сложны, они иногда непредсказуемы и требуют от маленького ребёнка способности понимания мимики, звуков, жестов и слов. Предметы куда более предсказуемы и, как правило, не так сложны, как люди. Когда маленький ребёнок воздействует на предмет, то эффект от такого воздействия обычно бывает для него предсказуемым. Манипулируя предметом, ребёнок снова и снова может добиваться одной и той же «реакции» в ответ на свои действия.

В отличие от функционирования предметов, люди действуют спонтанно, более разнообразно и менее предсказуемо. Пытаясь вовлечь ребёнка в общение, окружающие порой слишком сильно воздействуют на его органы чувств: они могут говорить очень быстро и эмоционально, издавать много звуков и т. д. — и всю эту информацию ребёнку приходится обрабатывать одновременно.

Некоторые люди могут двигаться и жестикулировать в процессе общения, размахивать руками и быстро изменять выражение лица, чтобы соответствовать тону и настроению разговора. Вся эта информация периодически может оказываться слишком будоражащей для ребёнка, и, как следствие, он возмущается или пытается уйти от общения. Раньше это был весьма распространенный способ понимания аутизма, но последние исследования дают основание предположить, что это далеко не самый точный способ понять, почему дети с РАС не проявляют интереса к другим людям.

Согласно другому объяснению, маленькие дети с РАС с самого начала менее склонны обращать внимание на окружающих. Ученые обнаружили, что у типично развивающихся детей стремление наблюдать за людьми и взаимодействовать с ними словно бы «встроено» от рождения. Это свойство, как и любые другие свойства и способности, у некоторых детей проявляется в большей степени, чем у других. Однако при наличии РАС это врожденное стремление наблюдать за людьми и взаимодействовать с ними, похоже, ослаблено. Из-за того, что люди не так интересны ребёнку, как реалии предметного мира, этот мир конкурирует за внимание ребёнка с РАС сильнее — в сравнении с типично развивающимся ребёнком, который больше интересуется людьми. В итоге получается, в сущности, тот же вывод, что и в первом объяснении: дети с аутизмом, в отличие от типично развивающихся детей, находят взаимодействие с предметами несколько более интересным, чем взаимодействие с людьми.

Почему это представляет собой проблему

Если маленькие дети не наблюдают за людьми, которые о них заботятся, они упускают множество важных возможностей для обучения. Дети должны следить за всем, что делают другие люди: за физическими движениями, языком тела, за выражениями лица, словами — и все это для того, чтобы чему-то научиться. Все, что самые маленькие дети узнают об общении, эмоциях, языке и социальном взаимодействии, проистекает из их индивидуального опыта наблюдения, подражания и взаимодействия с окружающими. Если они не проводят много времени общаясь с родителями или другими людьми — то есть всматриваясь в их лица, вслушиваясь в их голоса и наблюдая за их действиями, — их обучение может замедлиться, особенно это касается обучения навыкам коммуникации и игры. Чтобы ускорить обучение, нужно помочь детям научиться все дольше фокусировать внимание на других людях, их действиях, речи и эмоциях; это очень важно для социального обучения. Другими словами, чем больше внимания дети обращают на других людей, тем больше у них возможностей чему-то у них научиться.

ЭТАП 1. Как удержать внимание ребёнка

 Как вы можете оказаться в фокусе внимания вашего ребенка? Есть определенные шаги, которые вы можете осуществить, чтобы обратить внимание вашего ребёнка на себя:

Шаг 1.

Определите фокус внимания вашего ребёнка.

Шаг 2.

Займите правильное положение, чтобы ребёнок вас заметил.

Шаг 3.

Устраните «конкуренцию».

Шаг 4.

Определите зону социального комфорта вашего ребёнка.

Шаг 5.

Присоединитесь, предоставив ребёнку ведущую роль.

Далее мы опишем, как выполнять каждый шаг, поделимся некоторыми идеями относительно занятий, которые рекомендуем попробовать, и предложим способы решить возникающие проблемы.

ШАГ 1. Определите фокус внимания вашего ребёнка

Большинство маленьких детей с РАС интересуются игрушками и различными предметами и проводят много времени, манипулируя и играя с ними. Если это относится и к вашему ребёнку, вам, возможно, легко будет найти интересные материалы для игры. Маленькие дети обычно хотят иметь доступ к предметам, держать их в руках, производить с их помощью интересные эффекты и получать помощь во взаимодействии с предметами, которые им нравятся. Также многие дети с РАС получают удовольствие от веселых подвижных игр, которые предлагают их родители: ритмичные движения под музыку, прыжки, бег, качание на качелях. Подбирая материалы, которые соответствуют интересам и предпочтениям вашего ребёнка (будь то его любимая игрушка, например поезд, или любимый персонаж мультфильма, или предпочитаемое занятие, такое как щекотка), вы можете создать такие ситуации для обучения, в которых ваш ребенок, скорее всего, обратит на вас внимание и будет с вами взаимодействовать и таким образом учиться новому. Использование определенных предметов в процессе общения, в котором ваш ребёнок будет заинтересован, позволит вам улучшить его социальные навыки. Сочетание общения с любимыми занятиями и сделает его более приятным времяпрепровождением для вашего ребёнка.

Зачем

Привлекательные материалы и игры мотивируют детей взаимодействовать с родителями. Мотивированный ребенок — это счастливый ребёнок, внимательный к родителю и готовый учиться. Сильная мотивация скорее побуждает к активному обучению, чем к пассивному наблюдению, а активно обучающиеся дети демонстрируют инициативу и спонтанность — два важных качества, которые вам нужно взращивать в вашем ребёнке с аутизмом.

Также мотивированный ребёнок скорее захочет, чтобы интересное времяпрепровождение продолжалось, что даст вам возможность включить в занятие множество вариантов для обучения. Чем дольше продолжается занятие, тем больше вариантов для обучения вы можете создать. Именно поэтому вам нужно знать, какие предметы и занятия по-настоящему нравятся вашему ребёнку. Следующие разделы дадут вам инструменты для определения предпочитаемых вашим ребёнком занятий и материалов. Вопросы помогут вам сосредоточить ваше собственное внимание на фокусе внимания вашего ребёнка.

Задание. Выясните, что нравится вашему ребёнку

Потратьте несколько дней, внимательно наблюдая за вашим ребенком во время его участия в следующих шести типах занятий:

Игра с игрушками и другими предметами.

Социальная игра.

Прием пищи.

Гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать).

Занятия с книгами.

Работа по дому.

Вот несколько идей, которые помогут выяснить, в чем ребёнок заинтересован и на что он обращает внимание.

В каждом из шести типов занятий, перечисленных выше, обратите внимание на то, в чем ребёнок заинтересован и на что он обращает внимание. Для каждого типа занятий составьте список предметов, материалов, игрушек или подвижных игр, от которых, как вам кажется, ребёнок получает удовольствие (ниже мы предоставили вам форму для заполнения). Если ваш ребёнок не берет предметы по своей инициативе и не придумывает подвижные игры, предоставьте ему на выбор ряд материалов или игрушек, предложите их потрогать и поиграть с ними, чтобы выяснить, что может его заинтересовать.

Затем, опираясь на ваши наблюдения за ребёнком, вовлеченным в перечисленные выше занятия, ответьте (для каждого из шести типов занятий) на следующие вопросы:

Какие предметы или занятия мой ребёнок ищет?

За какими предметами мой ребёнок любит наблюдать, какие предпочитает хватать или держать?

Для каких занятий мой ребёнок обращается за помощью ко мне или к другим членам семьи?

Что вызывает у моего ребёнка улыбку или смех?

Что успокаивает моего ребёнка, когда он расстроен, или веселит его, когда он капризничает?

Если ваш ребёнок совсем не интересуется игрушками и подходящими для игр предметами, сосредоточьтесь на его реакциях на другие повседневные занятия. Очень немногие дети не тянутся совсем ни к чему или ни к кому или не манипулируют предметами без руководства извне. Такие дети встречаются, но это редкий случай. Если ваш ребёнок передвигается самостоятельно, обратите внимание, к чему или от чего он двигается. Когда ребёнок касается чего-то или держит что-то, о каком предмете идет речь? Когда вы играете с ребёнком в тактильную игру (щекочете его, обнимаете, сжимаете, кружите — все, что угодно) — как он реагирует? Что ему нравится?

Иногда дети любят очень необычные для их возраста предметы и используют их очень ограниченно, раз за разом повторяя одни и те же действия.

Даже если интересы вашего ребёнка необычны — это его интересы, и вы можете включить их в ваш список. Есть небольшое количество детей, которых не интересуют ни предметы, ни занятия. Мы расскажем вам, как придумать для таких детей подходящие социальные игры (они также называются сенсорные социальные игры) или варианты других занятий на двоих, а позже — как пробудить в ребенке интерес к игре в игрушки. Мы опишем стратегии создания таких занятий с вашим ребёнком в статье «Ищем улыбку! Весёлые занятия по правилам с учётом сенсорных особенностей ребёнка»

Резюме шага 1

Если вы выполнили наше задание и понаблюдали за ребёнком, вы выяснили, какие предметы и занятия его привлекают. Убедитесь в том, что вы можете согласиться с большинством пунктов в приведенном ниже разделе. Если это так, вы теперь обладаете важным знанием о том, что привлекает внимание вашего ребёнка. Вы используете это знание в шаге 2. Если нет, начните экспериментировать, чтобы выяснить, что нравится вашему ребенку в каждой из перечисленных шести категорий.

Тест. Что мой ребёнок любит делать?

Я знаю количество игрушек, с которыми мой ребёнок любит играть.

Я знаю несколько социальных игр (игр без игрушек, таких как щекотка или прыжки), которые вызывают у моего ребёнка улыбку.

Я знаю несколько занятий на улице, которые нравятся моему ребёнку (качание на качелях, прогулки и т. д.).

Я знаю несколько предметов и занятий, которые помогают поднять настроение моему ребенку.

Я знаю несколько песен или звуков, которые моему ребёнку нравится слушать.

Я знаю несколько занятий или игрушек, которые я могу использовать, когда я ем вместе с ребёнком или ухаживаю за ним (купаю, одеваю, меняю подгузник, укладываю спать), и которые могут вызвать у моего ребёнка улыбку или смех.

Я знаю, что мой ребёнок любит делать с книгами (листать, смотреть картинки, слушать стихи или сказки).

ШАГ 2. Займите правильное положение, чтобы ребёнок вас заметил

Зачем

Социальная коммуникация осуществляется, прежде всего, через контакт глаз, мимику и язык тела. Мы хотим, чтобы дети смотрели на нас, чтобы они сохраняли зрительный контакт и чётко видели выражение нашего лица, взгляд и движения рта, когда мы говорим. В общем и целом, когда дети сидят перед нами во время совместной игры, это помогает нам оказаться в фокусе их внимания. Положение сидя помогает ребёнку сосредоточить внимание, потому что стул удерживает ребёнка и не позволяет ему с легкостью убежать. Сесть напротив ребенка, чтобы почитать ему книгу или поиграть с игрушкой, может показаться вам странной идеей, но если вы будете держать ребёнка на коленях во время чтения, это не поможет вам вовлечь его во взаимодействие лицом к лицу и ограничит возможности вашего общения.

Как только вы привыкнете читать книги и играть, сидя напротив ребёнка, это станет привычкой, и вы перестанете думать об этом. Если вы используете кресло-мешок или любое кресло с ручками и спинкой, ребёнок с большей вероятностью будет сосредоточен на занятии с вами.

Задание. Найдите варианты положений, благодаря которым вы окажетесь в фокусе внимания вашего ребёнка

Когда вы играете с ребёнком или заботитесь о нём, ищите такое положение, которое позволит ребёнку отчетливо видеть ваше лицо и глаза. Приложите все усилия к тому, чтобы быть близко к ребёнку, на его уровне, лицом к лицу — как во время игры, так и во время гигиенических процедур и повседневных дел. Такое положение не только открывает новые возможности для обучения, но и дает возможность вашему ребёнку учиться сосредотачивать внимание на других людях в процессе общения и взаимодействия.

Вот некоторые идеи, как найти оптимальное положение для себя и ребенка и облегчить процесс обучения:

Положение, при которых ребёнок лежит на спине, а вы сидите, склонившись над ним, идеально для социальных игр, пальчиковых игр, песенок и разных процедур. Смена подгузника на пеленальном столике или на полу — отличное время для положения лицом к лицу, когда вы можете также говорить с ребёнком, петь песенки или играть в пальчиковые игры.

Положение сидя на полу с вытянутыми ногами, когда ребёнок сидит напротив на ваших ногах или между ними, тоже отличная позиция, которая позволяет вам пощекотать животик и поиграть в игры вроде «Идет коза рогатая», «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-ворона» и «В гости к пальчику большому».

Игры на кровати или диване удобны, чтобы занять положение лицом к лицу и когда ребёнок лежит, и когда он стоит.

Посадите ребёнка на колени лицом к вам, или на маленький стульчик, на кресло-мешок, на высокий стульчик, или на краешек обычного стула или дивана, в то время как вы сидите на полу лицом к нему. Это отличное положение для песен, пальчиковых игр, для чтения книг и игр с игрушками, а также для процедуры переодевания (рубашек, штанов, носков и обуви). Удерживать положение лицом к лицу легче, если вы используете предметы, на которые ребёнок сможет опираться: к примеру, кресло-мешок или подушку, диван, ваши колени, маленький столик или стульчик для игр сидя или стоя. Играть в социальные игры и даже заниматься с книгами можно лицом к лицу: вы держите книгу перед ребёнком и показываете на картинки, а ваши глаза и лицо находятся напротив и совсем близко к лицу ребёнка — а значит, вы готовы установить зрительный контакт, что-то продемонстрировать с помощью выражения лица, ключевых слов, звуковых эффектов.

Усаживая ребёнка, убедитесь в том, что его спина и ноги удобно расположены и он может вас слушать. Его спина должна опираться о спинку стула, а ступни стоять на полу. При этом спинка и сиденье стула, который подходит вашему ребёнку, должны быть примерно под углом 90 градусов и под тем же углом должны быть бедра, колени и лодыжки ребенка. Ноги ребёнка не должны висеть в воздухе. Для малышей одного-двух лет оптимальными по высоте могут оказаться маленькие табуреты-стремянки, а если вы придвинете табурет к стене, это обеспечит ребёнку поддержку спины. Дети (да и взрослые тоже, как вы знаете из собственного опыта) чувствуют себя комфортнее, если им удобно сидеть на стуле, и готовы оставаться на нем больше времени.

Кресла-мешки очень удобны. Мы рекомендуем их всем семьям. Они позволят вам посадить вашего ребёнка напротив вас, обеспечив хорошей поддержкой. Дети также любят лежать в таких креслах, и вы можете играть на них во множество социальных игр.

Некоторые маленькие дети так хотят двигаться, что им не нравится долго сидеть. Положение стоя лицом друг к другу тоже отлично подходит для взаимодействия; с этой целью можно использовать детский или журнальный столик. Многие дети любят играть с игрушками стоя у стола — в этом случае вам надо будет просто подойти с другой стороны стола, чтобы оказаться лицом к лицу с ребёнком и присоединиться к игре. Хорошо, чтобы стол был тяжелый — в таком случае он не будет отодвигаться, если ребёнок на него облокотится; стол также должен быть достаточно низким, чтобы ребёнок мог опереться на него на уровне пояса и при этом чтобы руки у него оставались свободными, позволяя манипулировать предметами и тянуться к вам. Вы должны занимать положение напротив или наискосок — так, чтобы вы с ребёнком были постоянно обращены лицом друг к другу. Избегайте играть с ребёнком бок о бок — в таком положении ребёнку будет слишком сложно увидеть ваше лицо.

Задание. Извлекайте преимущества из приёмов пищи

Приёмы пищи, когда ребёнок сидит в высоком или специальном детском стульчике, а вы — за кухонным столом, предоставляют хорошие возможности занять положение лицом к лицу, особенно если вы кормите ребёнка в подходящее для совместной трапезы время. Очень соблазнительно посадить детей за стол, пока взрослые заканчивают приготовление пищи, вместо того чтобы сесть за стол всем вместе. Но для детей с аутизмом каждый приём пищи и перекус за столом представляет собой отличную возможность поработать над социальным вниманием и взаимодействием.

Вот некоторые идеи, как обеспечить внимание вашего ребёнка во время еды:

Вместе того чтобы положить всю еду перед ребёнком, подтяните его стульчик к обеденному столу, а сами сядьте так, чтобы ваш стул оказался напротив и вам было удобно смотреть на вашего ребёнка и есть или перекусывать вместе с ним. Поставьте тарелку с едой на стол, отложите немного из нее ребёнку и немного себе. Поговорите о еде.

Когда ребёнок справится с маленькой порцией, которую вы ему дали, предложите ещё — но не давайте ему, пока он не покажет каким-либо образом, что он хочет ее получить. Это может быть едва заметный сигнал — быстрый взгляд на вас, протянутая по направлению к еде рука, указывание на еду пальцем, какой-то звук или слово. Дождитесь этого сигнала и воспримите его как попытку вступить с вами в общение. Как только вы услышите или увидите этот сигнал, быстро передайте ребёнку еду со словами: «Еще? Конечно, вот тебе еще».

Предложите ребёнку откусить кусочек еды, которую вы держите в руке, а потом сделайте так, чтобы он предложил вам откусить от еды, которую держит он: подайтесь ему навстречу, открыв рот.

Поместите чашку ребёнка на столе — так, чтобы он ее видел, но не мог дотянуться, затем поднимите ее перед лицом ребёнка и спросите, хочет ли он пить, прежде чем отдать ему кружку. Налейте туда совсем немного жидкости, чтобы он быстро выпил, и ему понадобилось еще. Предложите налить новую порцию — но прежде, чем вы это сделаете, дождитесь сигнала к общению.

Ближе к окончанию приёма пищи спойте небольшую песенку или две, сопровождая ее пальчиковыми играми. Помогите ребёнку сделать жест, соответствующий песне — с движением рук в такт. Песни отлично стимулируют речь. Положение сидя лицом к лицу очень подходит для привлечения внимания, а совместный приём пищи переносит «луч внимания» ребенка на вас.

Резюме шага 2

Если вы выполнили все наши задания, вы должны были обнаружить несколько способов оказаться в фокусе внимания вашего ребёнка. Убедитесь в том, что вы можете согласиться с большинством пунктов в приведенном ниже разделе. Если это так, теперь вы знаете способы оказаться в центре внимания ребёнка. Вы используете это знание в шаге 3. Если вы не вполне овладели этими навыками, начните экспериментировать с каждым из них, по одному за один раз, в процессе игры с ребёнком, пока не найдете способы овладеть ими всеми.

 Тест. Нахожусь ли я в фокусе внимания во время занятий со своим ребёнком?

Когда мы взаимодействуем, мой ребёнок легко может видеть мои глаза, лицо, язык тела и движения.

Мой ребёнок иногда смотрит на меня, когда мы чем-то вместе занимаемся.

Я нахожусь напротив своего ребёнка (не возвышаясь над ним), мои глаза на уровне его глаз.

Я выяснил(а), как занять такое положение, чтобы оказаться лицом к лицу с ребёнком во время игры и ухода за ним.

Мой ребёнок находится напротив меня и сидит или стоит удобно на полу или на подходящем для него стуле либо стоит за игровым столиком подходящей высоты.

ШАГ 3. Устраните «конкуренцию»

 Зачем

Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание вашего ребёнка. Если вы понаблюдаете за ним какое-то время, то обнаружите, что отдельные предметы, расположенные в определенных местах, притягивают его, словно магнит. Видео или компьютерные изображения, механические игрушки и двигающиеся объекты могут составить вам серьезную конкуренцию, в то время как вы пытаетесь завладеть вниманием ребёнка.

Чтобы немного уменьшить эту конкуренцию, вам, возможно, придется окинуть взглядом окружающее пространство и подумать, как немного его изменить.

Задание. Определите отвлекающие факторы и устраните их

Когда вы играете с ребёнком лицом к лицу или ухаживаете за ним, понаблюдайте, на что он обращает внимание, и выясните, какие предметы в непосредственном окружении отвлекают внимание ребёнка от вас.

Как только обнаружите хотя бы один, постарайтесь свести его влияние к минимуму.

Вот некоторые идеи, как справиться с отвлекающими факторами:

Отложите неиспользуемые игрушки в ящики или на полки — с глаз долой, чтобы они не отвлекали ребёнка. Игрушки могут храниться в шкафах с дверцами и в специальных ящиках с крышками; если они стоят на полках, то их нужно чем-нибудь закрыть. Выключите телевизор, если только кто-то его не смотрит. Включенный телевизор — сильнейший отвлекающий фактор для детей с аутизмом. Во время игры постарайтесь выключить все экраны — как телевизора, так и компьютера. Если вокруг полно отвлекающих факторов, перейдите для игры в другую комнату. Большая кровать зачастую может служить отличным местом для социальной игры.

Постарайтесь оставаться наедине с вашим ребёнком во время купания (если это возможно), чтобы вы могли лучше вовлечь его в общение.

Если во время еды за столом сидят сразу несколько детей, постарайтесь перемежать вовлечение ребёнка с РАС в общение во время еды (процесс, описанный выше) с разговорами за столом с другими детьми и взрослыми. Не нужно полагать, что вы должны кормить вашего ребёнка с РАС одного. Общение с семьей за обеденным столом — очень важный опыт для вашего ребёнка, если он обращает внимание не только на еду, но и на других людей.

А что насчёт других людей? Когда ваш ребёнок с аутизмом только начинает учиться общаться и обращать внимание на других, его могут отвлекать попытки сразу нескольких человек одновременно вступить во взаимодействие. Очень здорово, когда несколько членов семьи хотят поиграть вместе, но важно помнить и о фокусе внимания вашего ребёнка. Дети, у которых нет РАС, отлично умеют переключать внимание с одного человека на другого и отвлекаться от одного занятия, чтобы начать другое, но дети с РАС испытывают сложности в установлении контакта даже с одним человеком, а вы как раз активно работаете над развитием этой способности, для того чтобы ваш ребёнок мог учиться. Социальное взаимодействие — самый важный инструмент обучения, который у вас имеется, и вам нужно защищать и улучшать взаимодействие вашего ребёнка с родителями, братьями, сестрами и другими важными людьми в его жизни. Для начала будет достаточно, если ваш ребенок научится удерживать внимание на ком-то одном.

Если другие люди пытаются взаимодействовать с вашим ребёнком в то же время, что и вы, его внимание будет отвлечено от вас. Когда никто не завладевает фокусом внимания, обучения не происходит. Поэтому постарайтесь убедить остальных членов семьи взаимодействовать с ребёнком по очереди и не отвлекать его внимание от того человека, с которым он в данный момент пытается общаться. Позже, когда умение вашего ребёнка обращать внимание на других улучшится, вы проверите, сможет ли он переключать внимание с одного человека на другого и взаимодействовать с двумя людьми одновременно. Это тоже важный навык — именно так происходит внутрисемейное взаимодействие.

А пока что мы предоставим в ваше распоряжение несколько идей относительно того, как справиться с множественными взаимодействиями:

Помогите членам семьи понять: чтобы увеличить возможности для обучения, вашему ребёнку с РАС важно научиться удерживать фокус внимания на одном человеке.

Попросите других людей дождаться своей очереди, а не прерывать взаимодействие ребёнка с вами (это, кстати, обычные хорошие манеры — как дожидаться паузы или приглашения присоединиться к разговору двух людей).

То же можно объяснить и остальным детям, которые хотят присоединиться к общению (если они достаточно взрослые, чтобы понять, что не нужно прерывать других). Тот же принцип относится и к вам самим: когда кто-то другой занимается с вашим ребёнком, не прерывайте его и не соперничайте за внимание ребёнка. Если вы будете прерывать других и показывать, «как это делается», они могут перестать пытаться общаться с вашим ребёнком. Все люди, которые задействованы в общении с вашим ребёнком, найдут свой способ это делать — или, если захотят, сами обратятся к вам за помощью.

 Резюме шага 3

Если вы выполнили все задания, вы найдете целый ряд способов исключить отвлекающие факторы и фокусировать внимание своего ребёнка на вас и ваших совместных занятиях. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведённого ниже списка. Если это так, то теперь вы умеете несколькими способами фокусировать внимание вашего ребёнка на себе. Вы сможете использовать эти навыки при работе над шагом 4. Если нет, начните экспериментировать во время игры и ухода за ребёнком, пока не найдете какие-то методы, которые будут работать в вашей ситуации.

Тест. Получилось ли у меня выявить отвлекающие факторы и свести их к минимуму?

Во время игры и повседневных режимных моментов мой ребёнок часто обращает внимание на меня и совместное занятие.

Я заметил(а), что отвлекает моего ребёнка, и нашел (нашла) способы убрать, прикрыть или спрятать отвлекающие предметы.

Я умею переходить вместе с ребёнком в другое место, чтобы избежать отвлекающих факторов.

Когда я общаюсь с ребенком, ухаживая за ним или играя, телевизор и компьютер выключены.

Когда другие люди хотят присоединиться к общению с ребёнком, я помогаю им понять важность ожидания и очередности, чтобы они не прерывали нас и не отвлекали внимание ребёнка.

ШАГ 4.Определите зону социального комфорта вашего ребёнка

Зачем

Все люди, включая детей, по-разному реагируют на близость других людей. Некоторым людям нужна большая дистанция, другие предпочитают быть как можно ближе. Чтобы привлечь внимание ребенка к вашему лицу и телу, важно определить уровень комфорта вашего ребёнка в отношении физической близости.

Задание. Изучите сигналы вашего ребёнка, чтобы определить, какая дистанция для него комфортна

Теперь вам нужно провести небольшой эксперимент: выясните, в каком положении ребёнку удобнее всего смотреть на вас и получать удовольствие от вашего общества. Это положение и есть зона социального комфорта вашего ребёнка. Расстояние, с которого вашему ребёнку комфортно смотреть на вас — это и есть правильная дистанция для его обучения. Вполне вероятно, что, по мере того как социальные занятия, игры и процедуры будут становиться все более привычными и приятными вашему ребёнку, для него может оказаться комфортной и более короткая дистанция. Но расстояние не так важно; куда важнее, чтобы ребёнок обращал больше внимания на вас и чтобы вы находились достаточно близко, чтобы дотронуться до него и до необходимых материалов.

Вот некоторые идеи, которые помогут вам распознавать сигналы вашего ребёнка о комфортном расстоянии и реагировать на них:

Во время занятий лицом к лицу, которые вы освоили в шаге 2, обращайте внимание на то, насколько близко вы находитесь к ребёнку и как он реагирует на вашу близость. Большинство родителей, играющих с маленьким ребёнком, находятся от него на расстоянии руки — так, чтобы можно было дотронуться до лица ребёнка руками. Это естественное расстояние при общении с ребёнком, игре и обмене эмоциями. Большинство маленьких детей с РАС могут спокойно справиться с таким уровнем близости, хотя, возможно, ребёнку потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к такому расстоянию, если оно меньше, чем то, которое было между вами ранее.

Если ваш ребёнок отворачивает голову и смотрит в сторону (это называется избегание взгляда), отойдите и понаблюдайте, как отреагирует ребёнок! Отступление назад идет против инстинктов большинства людей; естественная склонность побуждает нас придвинуться ближе, или дотронуться до лица ребёнка, или сделать еще что-нибудь, чтобы привлечь его внимание. Однако некоторые дети нуждаются в большем расстоянии, чтобы получать удовольствие от общения лицом к лицу. Если вы видите, что ваш ребёнок отворачивается, когда вы подходите ближе, отойдите на то расстояние, где вы были, когда он отвернулся. Попробуйте с этого расстояния возобновить общение, не вызывая избегания взгляда. Если не получилось, отойдите еще немного и попытайтесь снова.

У некоторых детей реакции могут меняться очень быстро в течение занятия. Такие дети могут получать удовольствие от вашей близости в процессе общения — и тут же переходить в менее позитивное настроение, даже если занятие и ваша вовлеченность ничуть не изменились. Если настроение вашего ребёнка быстро меняется от радости к недовольству и обратно или если ребёнку нужно немного больше времени, чтобы «разогреться» для совместного занятия, возможно, вам стоит немного отодвинуться. Подумайте о том, какие действия или эффекты во время занятия порадуют вашего ребёнка больше всего, и продемонстрируйте их ему с немного большего расстояния.

Резюме шага 4

Если вы выполнили все изложенные выше задания, то в процессе различных занятий вы обнаружили границы зоны социального комфорта вашего ребёнка и использовали это новое знание, чтобы помочь ребёнку сосредоточить внимание на вас и вашем общем занятии. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведённого ниже списка. Если это так, теперь вы владеете важными навыками изменения вашего положения в пространстве для того, чтобы привлечь и поддерживать внимание вашего ребёнка максимально комфортным для него способом, что пригодится вам для шага 5. Если нет, пожалуйста, вернитесь к началу раздела, перечитайте его заново и попробуйте ещё раз. Посоветуйтесь с тем, кто хорошо знает вашего ребёнка.

Тест. Нахожусь ли я в оптимальной зоне социального комфорта моего ребёнка?

Мой ребёнок не отворачивается от меня и не пытается отпрянуть.

Мой ребёнок иногда смотрит на меня и мои действия.

Я нахожусь напротив ребёнка и достаточно близко — настолько, что могу дотронуться до него и до находящихся между нами предметов.

Мой ребёнок выглядит расслабленным — играет с предметами, иногда улыбается или сосредоточен на игре, спокоен и заинтересован или счастлив и радостно возбужден.

ШАГ 5. Присоединитесь, предоставив ребёнку ведущую роль

Родители часто общаются с детьми, создавая новое занятие и предлагая его, в то время как ребёнок занят чем-то другим. Ребёнок с аутизмом может быть занят открыванием и закрыванием двери или катанием машинки взад-вперед. Когда мама или папа прерывают его, предлагая занятие, не связанное с тем, которым он увлечён, ребёнок может проигнорировать родителя или даже рассердиться и расстроиться. Это заставляет родителя воспринимать свою попытку как провал или по крайней мере почувствовать фрустрацию из-за того, что ребёнок не обращает на него внимания и не выказывает интереса к новому занятию. В этом шаге вместо попыток направить внимание вашего ребенка на что-то новое, вы попытаетесь следовать в направлении его внимания.

Зачем

Идея следовать за вниманием ребёнка, чтобы чему-то его научить, может показаться «неестественной» или противоречащей здравому смыслу. Мы привыкли обучать, давая ребёнку инструкции и направляя его. Однако многие исследования помогли нам понять, что дети, особенно маленькие в период освоения речи, учатся быстрее, если родители и другие следуют за вниманием ребёнка и говорят о том, чем он уже занимается.

Перенаправление внимания ребёнка нарушает концентрацию, и возникает риск, что она совсем пропадет. Ниже приведены задания, обобщающие опыт применения четырех основных техник, которые мы используем, чтобы следовать за вниманием ребёнка. Это основные техники обучения, которые вы будете использовать снова и снова по мере освоения глав этой книги, так что отрабатывайте их, пока у вас не будет получаться легко и естественно.

Девиз шага 5: «Куда ты — туда и я». Вместо того чтобы пытаться изменить занятие вашего ребёнка или сместить фокус его внимания, попытайтесь последовать за вниманием вашего ребёнка в его текущей деятельности и присоединиться к нему. Вы можете использовать предметы, игрушки или действия, на которых сосредоточен ребёнок, чтобы построить на этой основе взаимодействие.

Задание. Используйте активное слушание

Отличный способ начать — использовать активное слушание. Возможно, это понятие вам знакомо из других контекстов, и если это так, вы знаете, что именно оно означает: по-настоящему слушать то, что говорит другой человек, и правильно реагировать на его слова, чтобы понять, что он имеет в виду. В обычном общении с другими взрослыми мы пытаемся понять собеседника. Для этого мы слушаем его, задаем ему уточняющие вопросы, повторяя в них только что услышанное; мы комментируем его высказывания и предлагаем поддержку. Когда мы активно слушаем маленького ребёнка, погруженного в игру, мы располагаемся напротив, чтобы было легко пересекаться с ним взглядом, наблюдаем за тем, что ребёнок делает, чтобы понимать его цели, проговариваем его действия, с восхищением их комментируем и добавляем драматические звуковые эффекты (барабанную дробь, одобрительные возгласы). Также мы можем помогать ребёнку — подбирать брошенные игрушки, пододвигать поближе что-то, что он хочет. Мы также можем подражать действиям ребёнка с другим предметом.

Активное слушание такого рода, а также комментирование может происходить во многих ситуациях взаимодействия с вашим ребёнком. Оно создает обстановку, в которой вы уделяете внимание одному и тому же предмету, а разделённое внимание — мощный инструмент в обучении ребёнка. Он придает смысл речи и помещает вас в центр внимания вашего ребёнка — на центральную сцену, где вы занимаете ребёнка и реагируете на его игру (не прерывая ее и не изменяя фокус внимания ребёнка).

Активное слушание также помогает удерживать внимание ребёнка на занятии, что дает вам возможность добавить в него что-то новое. Активное слушание транслирует вашему ребёнку послание: «Я здесь, ты мне интересен, я вижу, что ты делаешь, и делаю это тоже». Когда вы присоединяетесь к занятию ребёнка, следуете за ним и проявляете большую активность (комментариями, одобрением, звуковыми эффектами и копированием действий ребёнка), он начинает обращать на вас больше внимания.

Задание. Рассказывайте о том, что происходит с ребёнком

Вы присоединяетесь к ребёнку с того момента, когда проявляете интерес к тому, что он делает, наблюдая, улыбаясь, кивая и жестикулируя (активное слушание). Легко перейти от активного и одобрительного наблюдения за действиями ребёнка к роли его рассказчика. Активно наблюдая, добавляйте простые слова или короткие фразы, чтобы описать, что делает ребёнок. Простой язык используется для того, чтобы помочь вашему ребёнку начать слышать отдельные слова и связывать их с определёнными предметами или занятиями. Если ваш язык будет слишком сложным, ребёнок может не понять, какое именно слово или какая фраза описывает предмет, который вы держите, или действие, которое вы демонстрируете.

Например, если ребёнок берёт с пола игрушечный поезд, вы можете сказать: «Это поезд!» Когда ребёнок начинает его катать, вы можете сказать: «Чух-чух-чух!» — и помочь ребёнку в этом действии. Когда ребёнок тыкает в колесо, можете сказать: «Это колесо!».

Таблица в самом конце этой статьи предоставляет идеи для рассказа о других занятиях ребёнка.

Описание игры ребёнка без прерывания или изменения фокуса внимания помогает удерживать внимание ребёнка на вас и на занятии, в то время как вы предоставляете ему возможности для изучения языка.

Не забывайте занимать позицию напротив ребёнка — так, чтобы он мог легко увидеть ваше лицо. Это помогает ребёнку лучше ощутить ваше внимание и понять вашу речь.

Задание. Предложите помощь

Другой способ увеличить внимание и вовлеченность вашего ребёнка в занятие, в то время как вы наблюдаете и рассказываете, — это предложить помощь. Подавайте ребёнку игрушки во время игры, купания или переодевания после того, как он проявит к ним интерес, а не просто кладите их в зоне, где он сам может до них дотянуться. Называйте игрушки и предметы, когда даете их ребёнку. Протягивайте ему кусочки еды один за другим, а не просто кладите всю еду на поднос его высокого стульчика; сами садитесь напротив ребёнка и проговаривайте, что происходит. Если ребёнок тянется за чем-то, находящимся слегка за пределами доступности, говорите: «Хочешь банан? Вот банан!» — и протягивайте ему. Или вы можете разделить какой-то продукт на несколько частей (например, печенье) и давать ребёнку по одному кусочку. Использование большего количества кусочков означает больше возможностей для вашего ребёнка научиться общаться и воспринимать, что вы говорите и что делаете.

Помогайте ребёнку, когда он пытается достичь цели (такой, например, как поставить кубик на кубик) — так, чтобы ваша помощь была для него очевидна. Когда вы предоставляете желаемые предметы и необходимую помощь, вы становитесь частью игры и помогаете ребёнку реагировать на вас и вашу речь. Держите желаемый предмет наготове и на виду и передавайте его ребёнку с драматическим эффектом, чтобы он обратил внимание на то, что вы присоединились к игре.

«Моему ребёнку никогда не нужна помощь!»

Некоторые дети так настойчиво независимы, что им, кажется, вовсе не нужна никакая помощь. Если у вас такой ребёнок, вам нужно будет создавать ситуации, в которых помощь ему все-таки понадобится. Вы можете, например, поместить любимую игрушку или что-то вкусное в прозрачный контейнер или банку с крышкой — так, чтобы ребёнок мог увидеть и потрогать контейнер, но не мог его открыть. Затем вы можете предложить помощь, протягивая руку и спрашивая, нужно ли ребёнку помочь, а потом открыть контейнер или банку и дать ребёнку желаемый объект. Когда ребёнок узнает предмет в контейнере или банке, он может выразить интерес к этому предмету, переведя взгляд с банки или контейнера на вас или обратно, или издать какой-то звук, глядя на него, или похлопать по нему руками, или протянуть его вам. Даже если вы не уверены, хочет ли ребёнок предмет внутри банки или контейнера, вы можете открыть его и дать ребёнку этот предмет. Эта игра получит дальнейшее развитие по мере ее повторения в течение некоторого времени и с разными материалами. Вы можете также предлагать ребёнку желаемые предметы, сопровождая свои действия спецэффектами — например, заводить вращающуюся игрушку.

Задание. Подражайте действиям ребёнка

Еще один способ усилить внимание ребёнка к вам и создать ситуацию взаимодействия — это подражать его действиям. Занимая положение лицом к ребёнку, играйте игрушкой или предметом по очереди — или используйте такую же игрушку или объект, чтобы воспроизвести действия ребёнка так, чтобы вам не нужно было забирать у него игрушку. Например, если ребёнок начинает катать машинку взад-вперед, вы можете использовать вторую машинку, чтобы катать ее взад-вперед, воспроизводя скорость, с которой это делает ребёнок. Подражание может распространяться на звуки и слова, которые произносит ваш ребёнок.

Полезная подсказка

Сверьтесь со списком действий, звуков и движений, которые вы наблюдали у ребёнка во время игры. Играйте в одну игрушку с ребёнком по очереди или возьмите еще одну, похожую, чтобы воспроизводить его действия. Не забывайте проговаривать свои действия и называть используемые предметы и ваши действия, выражаясь как можно проще и лаконичнее. Если ребёнок не повторяет ваши действия в ответ, вернитесь к списку и попробуйте другое действие.

Положение лицом к ребёнку и подражание его действиям практически наверняка привлекут его внимание. Если ваш ребёнок пытается положить кубик в коробку, подавайте ему кубики один за другим (помогайте) и кладите некоторые сами (подражайте). Если ребёнок бьёт ложкой по подносу, сидя в высоком стульчике, возьмите другую ложку и бейте ей в том же ритме, занимая положение напротив ребёнка и проговаривая: «Бам-бам-бам!» Вы почти наверняка увидите, как внимание ребёнка переключается на вас. Эта стратегия имитации действий ребёнка помогает не только переключить его внимание на вас, но и помогает осознать вас как социального партнера. Присоединяясь к занятию ребёнка с проговариванием своих действий, вы превращаете соло в дуэт.

Полезная подсказка

Некоторые дети могут расстроиться, когда вы впервые к ним присоединитесь и будете пользоваться их материалами для игры. Они привыкли играть определенным способом и могут сопротивляться переменам, которые наступают с присоединением к игре другого человека. Если ваш ребёнок расстроился из-за того, что вы присоединились к игре, не переживайте! Ребёнку просто нужно привыкнуть к вашему вмешательству. Займите положение лицом к ребёнку в пределах его зоны социального комфорта и в течение нескольких дней используйте исключительно технику активного слушания и рассказа. Когда ребёнок привыкнет, можете добавить новую технику помощи. Какое-то время только помогайте, а затем можете начинать иногда использовать подражание.

Задание. Объедините активное слушание, рассказ, помощь и подражание

Мы только что обсудили четыре техники следования за интересами и занятиями вашего ребёнка: активное слушание, рассказ, помощь и подражание. Эти четыре техники обычно применяются вместе, когда люди играют со своими маленькими детьми. Даже если вы сосредотачиваетесь на той или иной технике, вы, скорее всего, обнаруживаете, что часто использовали больше одной одномоментно. Освоив каждую из этих техник в процессе игры или ухода за ребёнком, потратьте некоторое время на отработку следования за вашим ребёнком во многих его занятиях в течение дня. В следующие несколько дней применяйте эти техники с как можно большим числом занятий всех шести типов, перечисленных ранее в шаге 1: игры с игрушкой или предметом, социальная игра, приёмы пищи, процедуры по уходу (переодевание, смена подгузника, купание, укладывание спать), занятия с книгами и работа по дому.

Возможно, вам придется сделать сознательное усилие, чтобы начать практиковаться во время занятия (однако со временем, по мере того как вы будете применять эти навыки и видеть результаты, эти действия станут все более автоматическими). Вы начнете занятие или присоединитесь к ребенку, если он уже чем-то занят, и, приняв подходящее положение, будете сознательно следовать за ним. Потратьте на занятие около пяти минут, а под конец проведите еще несколько минут, обдумывая то, что происходило, когда вы слушали, рассказывали, помогали и подражали. Попытайтесь сделать какие-то записи — возможно, вам поможет форма, которую мы приводим ниже, чтобы показать вам один пример, который может быть полезным для вас.

Форма показывает способы, которые можно использовать, чтобы проследовать за интересом ребёнка и присоединиться к нему в процессе игры с мячом, не перенаправляя внимание ребёнка на другое занятие. Читая этот пример, представляйте любимую игрушку вашего ребёнка или его типичную игру с какими-либо предметами. Подумайте о том, как вы можете использовать техники рассказа, помощи и подражания в ситуации общения с вашим ребёнком по предложенному образцу. Затем подумайте о каком-нибудь обычном повседневном занятии, например о купании.

Как вы могли бы использовать эти стратегии в ходе купания?

Пример занятияАктивное слушаниеРассказ  Помощь  Подражание*  
Игра с игрушками или другими предметами Игра с мячом  Смотрит на мяч Бросает мяч вниз Поднимает и бросает мяч Смотрит, как я качу к нему мяч Поднимает руки, когда я предлагаю мяч Бросает мяч вниз Ловит мяч, когда я бросаю его ему на колени Случайно роняет мяч Мяч закатывается за него Показывает мне жестом, чтобы я бросила мячМяч Прыг-скок Бросок Катится Вверх Вниз Поймал, молодец! Ой! О, нет! Вот, лови!  Дать ребёнку мяч, который находится в недоступном для него месте Откатить его ребёнку, чтобы начать игру Откатить его обратно ребёнку Бросить его в руки ребёнку Придержать руку ребёнка, чтобы помочь ему ударить по мячу Подержать мяч, чтобы ребёнок мог по нему ударить Достать мяч из-под стула и дать его ребёнкуДействия ребёнка с мячом: вращение, удары ногой, броски Звуки, которые издает ребёнок Жесты, которые он использует  
Игра с игрушкой или другим предметом
Социальная игра
Приём пищи
Гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать) Занятия с книгами  
Работа по дому
* Возможно, понадобятся два предмета – для ребенка и для вас.

Резюме шага 5

Если вы выполнили все вышеизложенные задания, вы знаете ряд способов проследовать за интересом вашего ребенка и присоединиться к его занятию, не перенаправляя его внимание на другое занятие.

Комбинирование четырех техник в занятии

После выполнения одного из этих практических занятий проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы теперь владеете важными навыками усиления и удержанию фокуса внимания вашего ребенка на вас — эти знания пригодятся вам при освоении информации в остальных главах этой книги. Если нет, снова прочитайте главу и раз за разом пробуйте каждое новое занятие с ребёнком в течение следующей недели или дольше. Потратьте время на то, чтобы овладеть этими навыками. Нет никакой спешки!

Вы и ваш ребёнок получите гораздо большее удовольствие от взаимодействия, когда вам удастся следовать за ребёнком в его действиях.

Тест. Следую ли я за своим ребёнком?

В течение нескольких минут я следовал(а) за интересом ребёнка и не пытался(ась) перенаправить его на другие занятия.

Я находился(ась) лицом к лицу с моим ребёнком, и мой ребёнок занимал положение, в котором ему удобно смотреть на меня.

Я наблюдал(а) за действиями ребёнка и проговаривал(а) все, что он делает, и называл(а) все, на что он смотрит, в течение некоторого времени, прежде чем дотронуться до его игрушек.

Я присоединился(ась) к игре, подражая действиям моего ребенка и звукам, которые он издает.

Я помог(ла) ребёнку, облегчив ему достижение цели, повторив его действия и/или подавая ему желаемые предметы.

Мой ребёнок время от времени смотрел на меня.

РЕЗЮМЕ

Мы обсуждали способы сфокусировать внимание вашего ребёнка на вас и наладить общение лицом к лицу. Наблюдайте за вашим ребёнком, чтобы понять, на что направлен фокус его внимания, и в итоге вы сможете присоединиться к вашему ребёнку на «сцене», в луче направленного на вас света. Займите правильное положение, чтобы оказаться лицом к лицу с ребёнком на не слишком большом расстоянии. Это дает вашему ребёнку возможность смотреть вам в глаза и на выражение вашего лица, изучая всю социальную информацию, которая поступает от человеческих лиц. Поначалу эта ситуация может казаться неловкой, но по мере отработки она становится все легче. Такого рода взаимодействие лицом к лицу отлично подходит для игры, а также предоставляет вашему ребёнку множество возможностей для обучения в ходе повседневных занятий. Помните о шести основных видах занятий, перечисленных в шаге 5 (игра с игрушками, социальная игра, прием пищи, гигиенические процедуры и ежедневные режимные моменты, занятия с книгами, работа по дому), и попытайтесь использовать эти техники в каждой ситуации взаимодействия с ребенком.

Мы также описали некоторые способы усилить направленное на вас в процессе занятий внимание вашего ребёнка. Самые важные способы составляют «большую четверку» обучающих техник. Первые два — это 1) активное слушание в процессе взаимодействия с ребёнком — наблюдение за тем, что он делает, и комментирование; и 2) рассказ о его действиях в коротких фразах и отдельных словах, в то время как вы присоединяетесь к занятию ребёнка, а не пытаетесь прервать его или перенаправить его внимание на что-то другое. Мы также добавили 3) помощь и 4) подражание как ещё два важных способа присоединиться к игре ребёнка и направить его внимание на вас. Мы знаем, что для некоторых родителей более естественно разговаривать и общаться с ребёнком лицом к лицу во время игр и процедур по уходу. Для маленьких детей с аутизмом увеличение времени, в течение которого другие люди находятся в фокусе их внимания, — критически важное условие для их развития. Вы присоединитесь к ребёнку в занятиях, которые он и так любит, а общение со счастливым ребёнком — само по себе приятное занятие для большинства родителей. Получайте удовольствие, отрабатывая эти шаги!

Игры, занятия и предметы, которые нравятся моему ребёнку

ЗанятиеПредметыПодвижные игры / социальные взаимодействияСенсорная игра  
Игрушка или другой предмет
Социальная игра
Прием пищи
Гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать) Занятия с книгами
Работа по дому

Список на холодильник

Цель: усилить внимание вашего ребёнка, направленное на вас.

Действия:

Определите фокус внимания вашего ребёнка.

Найдите правильное положение в этом фокусе, лицом к лицу с ребёнком.

Устраните привлекательные для ребенка предметы, конкурирующие с вами за его внимание.

Определите зону социального комфорта ребёнка и оставайтесь в ее пределах.

Следуйте за своим ребенком: используйте техники активного слушания, рассказа, помощи и имитации.

Источник: Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.