Стратегии раннего вмешательства, которые помогут вашему ребёнку вступать в контакт, общаться и учиться в процессе повседневного взаимодействия (часть 2): Ищем улыбку! Весёлые занятия по правилам с учётом сенсорных особенностей ребёнка
Цель статьи: помочь вам чаще вызывать у ребёнка улыбку и смех в процессе игры, пения песен и общения друг с другом. Чем больше удовольствия получает ваш ребёнок, проводя время вместе с вами, тем чаще он обращает на вас внимание и взаимодействует с вами и тем больше возможностей для обучения вы можете ему предоставить.
Работа над этой статьёй подразумевает, что вы освоили навыки, полученные при изучении статьи «Как привлечь внимание ребёнка», и уверенно ими пользуетесь. Если сейчас вы проводите больше времени, общаясь с вашим ребёнком в игре и занимаясь повседневными делами, и ребёнок часто вознаграждает вас взглядами, использованием жестов и даже иногда улыбками; если вы периодически просматриваете список на холодильнике, — значит, вы готовы двигаться дальше.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ВЕСЕЛИТЬСЯ ВМЕСТЕ
В этой статье мы сконцентрируемся на увеличении коэффициента веселья ваших занятий с ребёнком. Вот как минимум шесть причин считать веселье важным аспектом, помогающим вашему ребёнку учиться:
Чем веселее — тем быстрее идет обучение. Все люди вне зависимости от возраста предпочитают заниматься тем, от чего они получают удовольствие. Кажется, что может быть проще? Ведь благодаря весёлому времяпрепровождению ваши совместные занятия будут длиться дольше, а значит, ваш ребёнок будет больше практиковаться и, как следствие, быстрее научится чему-то.
Чем веселее — тем больше возможностей для обучения. Чем дольше вы с ребёнком взаимодействуете, тем больше возможностей для обучения вы ему предоставляете.
Если ребёнку весело заниматься, ему становится проще запоминать то, чему следует научиться.
Сигналы, которые подаёт ваш ребёнок, когда хочет, чтобы веселое занятие продолжалось, являются основой для его обучения общению. Взгляды и отражающееся на лице предвкушение, улыбки, протянутые в вашу сторону руки, радостное подскакивание — все это можно превратить в чёткие жесты, слова, а постепенно и в предложения! Это одна из самых мощных возможностей для обучения общению, которая есть у вас как человека, который заботится о ребенке.
Любимое занятие ценно само по себе! Если ваш ребёнок выражает желание продолжить взаимодействие, то повторение любимого занятия будет для него ценной наградой. Это естественная система поощрения, на которой основывается эффективность обучения через игру.
Чем чаще вы выступаете в роли источника веселья и удовольствия для ребёнка, тем больше он обращает на вас внимания. По мере того, как ваш ребёнок будет узнавать, как много разных весёлых занятий вы умеете устраивать, он начнет искать все больше возможностей поиграть с вами, а значит, будет более вовлечённым и общительным, что создаст больше возможностей для обучения.
Что происходит при аутизме
Как показывают наблюдения, дети с аутизмом не получают столько удовольствия от общения, как другие дети. Основываясь на исследовании, проведенном одной из нас (Джеральдин Доусон «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться»), мы склонны предположить, что одна из основных биологических особенностей аутизма — именно этот низкий уровень естественного вознаграждения от общения и совместной деятельности. В то же время эти особенности поддаются воздействию. Через игру, доставляющую вашему ребёнку удовольствие, вы можете повысить его стремление к участию в совместной деятельности, что, в свою очередь, приведет к еще большей мотивации взаимодействовать с вами и, соответственно, к большему количеству возможностей для обучения.
Почему это представляет собой проблему
Поскольку дети с аутизмом не считают взаимодействие с окружающими настолько приятным, как большинство типично развивающихся детей, они не ищут возможности для общения с другими. Это является проблемой, потому что люди многому учатся в процессе непосредственного контакта с окружающими: общению, речи, использованию предметов, подражанию, игре, дружбе, притворству, эмоциональной близости и др. Другими словами, все аспекты мыслительной и эмоциональной жизни дети осваивают не столько в школе или других учебных заведениях, сколько в процессе повседневной семейной жизни. Именно поэтому мы полагаем, что сведенное к минимуму общение сокращает и возможности для обучения, что в итоге приводит к задержке формирования навыков общения и коммуникации при аутизме.
Эта глава целиком посвящена такого рода играм на взаимодействие между двумя людьми — играм, в которых поощряются прикосновения и взгляды, веселье и радостное возбуждение, идет ли речь о вас или о вашем ребенке! Мы называем эти первые игры, которые развивают вовлеченность в совместную деятельность и доставляют удовольствие, сенсорными социальными играми-ритуалами. Сенсорными — потому что они часто стимулируют органы чувств; социальным — потому что основное внимание в этих играх направлено на взаимодействие с другим человеком, а не на манипуляции с предметами либо обучение когнитивным и другим полезным навыкам (хотя такое обучение нередко сопровождает занятия); наконец, ритуалами — потому что эти игры при систематическом повторении становятся для ребёнка знакомыми. Ритуализированность таких игр облегчает процесс овладения ими, и в результате ребёнок быстро начинает сам их инициировать, прося окружающих поиграть с ним.
ЭТАП 2. КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ ВЕСЕЛЕЕ
Три простых шага помогут вам вызвать у ребёнка улыбку, чтобы способствовать его обучению во время сенсорных социальных игр, в которых вы вместе принимаете участие:
Шаг 1. Определите ритм чередования действий в сенсорных социальных играх.
Шаг 2. Создайте репертуар сенсорных социальных игр и разучите их.
Шаг 3. Определите, какая интенсивность занятий будет оптимальной для обучения вашего ребёнка.
Далее мы расскажем, что требуется, чтобы освоить каждый из этих шагов, дадим вам некоторые идеи относительно того, какие занятия можно попробовать, и предложим способы решения проблем, которые могут возникнуть.
ШАГ 1. Определите ритм чередования действий в сенсорных социальных играх
Сенсорные социальные игры — это наполненные общением занятия, во время которых вы и ваш ребёнок включены в радующую совместную деятельность. Причем эта деятельность предполагает обмен словами, жестами или мимикой для того, чтобы «игра» продолжалась. Ни один из вас не «направляет» другого (хотя вам часто нужно начинать игру). Каждый партнёр ведёт — и каждый партнер следует за ним. Вы можете видеть, как ведёт ребёнок, когда вы делаете паузы или заканчиваете раунд игры: ребёнок сделает что-нибудь, чтобы игра продолжилась; это очередь вашего ребёнка вести. И наконец, сенсорные социальные игры обычно не включают действия с предметами (хотя есть и исключения). Это не игра с предметом, это игра между людьми. В сенсорных социальных играх внимание каждого участника направлено на другого, и они дают друг другу взаимные подсказки. В этих играх есть чёткий ритм, при котором оба партнера оказываются взаимно задействованы в процессе игры. Вы начинаете, делаете паузу, ваш ребёнок дает вам подсказку, вы продолжаете, делаете паузу, ваш ребёнок продолжает — и так далее.
Зачем
Сенсорные социальные игры учат вашего ребёнка тому, что тела и лица других людей представляют собой важные источники общения: они словно бы «разговаривают», с их помощью люди могут посылать и принимать эмоции, находясь в непосредственной близости. В сенсорных играх на взаимодействие вы будете обмениваться улыбками, корчить рожицы, добавлять звуковые эффекты и выражения к любым играм и привлекать внимание ребенка к своему лицу. Создание весёлых ритуалов будет мотивировать вашего ребёнка на то, чтобы подавать сигналы о желании продолжить игру, что, в свою очередь, сформирует основу для выражения и других значений, например: «Не делай так больше» и «Насчет этого я не уверен(а)». Эти ритуалы также могут помочь регулировать эмоции вашего ребёнка, уровень его энергии и степень возбуждения, а значит, ваш ребёнок будет максимально сконцентрирован на вас и готов у вас учиться.
Задание. Выберите сенсорно насыщенное занятие и попытайтесь вызвать у ребёнка улыбку!
Вначале выберите занятие — подвижную игру вроде щекотания, подпрыгивания, полёта «самолетиком» или раскачивания, игру «По кочкам, по кочкам» или подобную, какую-нибудь из пальчиковых игр, потешку песенку, игру лицом друг к другу вроде «Ку-ку» и «Ладушек» — одним словом, любую, которая интересует вашего ребёнка и вызывает у него на лице широкую улыбку. Попытайтесь найти занятие, которое не требует использования игрушки или другого предмета. В конце этого шага мы приводим список игр, который послужит вам подсказкой и поможет вам сориентироваться.
Вот несколько идей, как можно найти улыбку:
Делайте что-нибудь, чтобы привлечь внимание ребёнка. Подходите к ребёнку, когда он ничем не занят. Садитесь рядом на пол или на диван, а если он ходит или стоит где-то, встаньте рядом, поприветствуйте его, дотроньтесь; может быть, возьмите ребёнка на руки и пару раз прижмите к себе, или покрутите в воздухе, или сделайте еще что-нибудь, что может быть веселым.
Из опыта родителей
«Поначалу я никак не могла придумать какие-нибудь хорошие занятия, которые можно было бы использовать как сенсорные социальные игры. Мне нравилась идея о том, что социальное взаимодействие само по себе награда, но я совершенно терялась перед ее осуществлением. Моего сына не всегда интересовало то, что казалось очень веселым мне, так что я попробовала следовать за ребенком, чтобы что-нибудь придумать. Мы разработали игры с вращениями, прыжками и щекотанием и множество других, просто расширив любое занятие, которое казалось сыну веселым. Залезание в кроватку и вылезание из нее кажется будничной процедурой, но стоило мне однажды опустить сына в кроватку с подбрасыванием, — и это ему понравилось. Так родилась игра: я подбрасывала его, когда опускала в кроватку, и поднимала высоко в воздух, когда доставала из кроватки, — а он тем временем осваивал все больше слов, с помощью которых можно было попросить то, что он хочет. Поначалу необходимость создания сенсорных социальных игр пугала, но буквально несколько попыток — и занятия стали получаться все более естественными».
Как только в ситуации, когда вы вдвоём с ребёнком и находитесь друг к другу близко и лицом к лицу, его внимание будет обращено на вас, начните какую-нибудь игру. Быстро повторите ее два-три раза, если она совсем короткая, вроде вращения, затем сделайте паузу и подождите, выжидающе глядя на ребёнка и заняв такую позу, чтобы игру было легко продолжить. Если же вы выбрали длинное занятие, вроде песни или пальчиковой игры, начните с первой строки и движений пальцев. Сделайте так раз или два, затем остановитесь и посмотрите выжидающе на ребёнка — проверьте, хочет ли он, чтобы вы продолжали. Остановитесь прямо перед самым захватывающим моментом игры — мы называем его большим событием. Если вы играете в догонялки, это момент, когда вы занимаете исходную позицию и готовы начать преследование. Если вы играете в щекотку, это момент, когда пальцы готовы начать щекотать. Если вы играете в «Ку-ку» с одеялом, это момент перед тем, как вы стянете одеяло со своей головы или с головы ребёнка.
Полезная подсказка
Не игнорируйте ребёнка в моменты, когда он смотрит на вас выжидающе и молча ожидает продолжения игры. Если внимание ребёнка обращено на вас, любое, даже малейшее проявление невербальной коммуникации — это уже коммуникация.
Сделайте паузу перед «большим событием» и посмотрите на ребёнка выжидающе. Завладейте его вниманием, а затем — вперёд! Завершив игру, сделайте паузу ещё раз, улыбнитесь и засмейтесь, чтобы подчеркнуть весёлый характер большого события. Сразу после «большого события» остановитесь, радостно посмотрите на ребёнка, покажите, что ваши руки и тело готовы повторить игру — и подождите любого его сигнала (ёрзание, мимолетный взгляд, какой-то звук), который может послужить приглашением сыграть снова. Ещё раз повторим: подойдёт любое небольшое действие (если ребёнок выжидающе смотрит или ждёт — это тоже для вас сигнал продолжить).
Как только ваш ребёнок покажет, что хочет играть дальше, продолжите игру до её завершения, а затем сделайте еще одну паузу, подождав очередного сигнала. Продолжайте делать так, пока энергия — ваша или вашего ребёнка — не начнет иссякать. Ожидание подсказок от ребёнка вовлекает его в игру и делает взаимодействие гармоничным.
Итак, теперь в вашем репертуаре есть игра для двоих, и есть пара активных участников, а не актёр и зритель. Как только вы или ребёнок начнёте терять к игре интерес, просто скажите: «Ну, всё, заканчиваем с… [название игры]». Крепко обнимите ребёнка — пусть это служит сигналом к окончанию игры.
Что следует говорить в процессе игры? Самое простое — это песни: достаточно что-то напевать, сопровождая слова соответствующими жестами. Если вы не знаете, какие жесты нужны, попробуйте придумать их сами. Для таких игр, как вращение, щекотание и догонялки, используйте простые фразы, вроде: «Догоню-догоню» (для догонялок), «Где же… (имя)» и «Ку-ку!» (для пряток), «Раз-два-три, кружись!» (для вращений). Используйте одни и те же слова изо дня в день. Эти короткие фразы помогут вашему ребёнку выучить правила игры, а заодно поспособствуют овладению речью. Зачастую первые слова дети произносят именно в подобных играх.
Нэнси начинает сенсорную социальную игру с двухлетним Дэвоном, который лежит, раскинувшись на кресле-мешке напротив нее. Она начинает петь «Паучка» и сопровождает каждую фразу жестом. Когда Нэнси поет: «По трубе по водосточной паучок взбирался», она «ползет» пальцами вверх по груди Дэвона. Затем она делает паузу, и тогда он пристально смотрит на маму. Для следующей фразы («Но полился дождь, и крошка смытым оказался») она несколько раз ведёт по его груди вниз руками. Нэнси снова делает паузу; сын улыбается, ожидая продолжения, и при этом отлично удерживает зрительный контакт. Затем она поднимает руки к своему лицу и закрывает его ладонями, напевая при этом: «Солнце вышло из-за тучки [лицо выглядывает из-за ладошек] лужицы сушить». Наконец, она кладет свои руки на грудь Дэвона так, чтобы снова «ползти» по ней пальцами, произносит: «И снова…» — и замирает, ожидая сигнала от Дэвона. Он смотрит на неё, улыбается и тянется к ее рукам, и в этот момент она заканчивает: «…по водостоку паучок спешит» (ее пальцы поднимаются по груди ребенка).
Это отличная сенсорная социальная игра, которую многие родители инстинктивно используют для развлечения маленьких детей — и большинству детей она нравится. Дэвон улыбается, отлично удерживает зрительный контакт и тянется к маме во время пауз, давая таким образом маме подсказки. Почему нет? Это приятный обеим сторонам диалог-игра, где каждый партнёр действует по очереди и делает паузу, дожидаясь другого. При таком гармоничном взаимодействии оба участника находятся на одной волне и показывают это улыбками, действиями, взглядами, обращенными друг другу в глаза, и радостными голосами и жестами. Чувства между ними искренни, они оба в хорошем настроении и разговаривают на одном эмоциональном языке: «Как нам хорошо играть вместе».
Когда вы вводите новую сенсорную социальную игру, ребёнок может отнестись к ней с недоверием. В этом случае вводите занятие небольшими частями, начиная и останавливаясь несколько раз, чтобы ребенок запомнил ритуал и то, что от него ожидать. Дети не всегда сразу показывают, что им нравится новая сенсорная социальная игра. Может показаться, что они вообще не заинтересованы в ней. С вашей стороны нормально настаивать на представлении новой игры. Сделайте три быстрых повторения, даже если вам кажется, что ребёнку она не очень нравится. Однако если ваш ребёнок выглядит настороженным, повторите игру в более мягком варианте: тише и медленнее, так, чтобы ребёнок получил возможность узнать, чего ожидать, и не избегал её. После нескольких повторений игра может стать более интересной. Однако если вы видите явные признаки дискомфорта (ребенок пытается отодвинуться, у него застывшее, серьёзное лицо, он избегает контакта или протестует), прекратите этот ритуал и переключитесь на знакомый и радостный.
Полезная подсказка
Самое главное здесь — это повторение. Чем чаще игра повторяется, тем в большей степени она становится ритуалом, тем больше ребёнок выступает в ней полноправным партнером (как Дэвон, когда он демонстрировал, что знает, чего ожидать от мамы после пауз) и тем большему он учится.
Если ваш ребёнок не получает удовольствия ни от каких сенсорных социальных игр, вам придется придумать их самим. Вот некоторые идеи:
Купание: используйте в ванне пузыри от пены — поместите их на руку ребёнка, а затем смойте струей воды. Повторите. Лейте воду на руки ребёнка, когда он сидит в ванне. При вытирании ребёнка полотенцем используйте несколько дополнительных движений по животу.
Переодевание или смена подгузника: попробуйте поиграть в «Ку-ку» с подгузником или каким-нибудь предметом одежды. Попробуйте пощекотать ребёнку пальчики на ногах или сыграть в «Эта свинка танцевала…», прежде чем надеть носки, или после того, как вы их снимите, или пока вы моете ноги ребёнка в ванне. Попробуйте втереть немного лосьона в руки ребёнка — посмотрите, понравится ли ему это. Попробуйте, осторожно поместив ребёнка в кресло-мешок, начать его слегка подбрасывать, или прижмите подушку к животу ребёнка, когда играете с ним на кровати.
Примеры некоторых сенсорных социальных игр
Игры и песни без предметов
Ладушки (не только с руками, но и со ступнями)
Ку-ку
Сорока-ворона
«Идет коза рогатая»
«Поехали, поехали с орехами, с орехами»
«Эта свинка танцевала»
Паучок
«В гости к пальчику большому»
Догонялки
«По кочкам, по кочкам…»
Самолетик
«Как на наши именины испекли мы каравай»
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»
«Полетели, полетели, на головку сели»
«Сидим с шофером рядом»
Часы («Мышь полезла первый раз посмотреть, который час»)
Молоток («Тук-ток, токи-ток, бьёт кулак как молоток»)
«Вот так! Вот так!» («Наши ручки отмываем»)
Мошка («Села мошка на ладошку»)
Танцы под музыку
Смешные рожицы и звуки
Ткнуть в надутую щеку пальцем. С шумом выпустить воздух из надутых щёк
Озвучить воздушные поцелуи.
Вытянуть губы трубочкой, втянуть через них воздух. С шумом выдохнуть на ручки, ножки ребёнка или на его живот
Спрятать лицо, играя в «ку-ку»
Посвистеть
Высунуть язык и пошевелить им
Потянуть себя за уши: «Би-бип!»
«Языковая машина»: потянуть себя за ухо, высунуть язык, затем надавить на кончик носа и убрать язык. Сопровождать каждое действие звуками
Резюме шага 1
Теперь, когда вы выполнили все задания, описанные выше, вы, возможно, имеете представление о том, какие сенсорные социальные игры предпочитает ваш ребёнок, и можете использовать их в дальнейшем. Некоторые дети получают удовольствие от более подвижных, активных игр: убегать и быть пойманным, кувыркаться в воздухе, качаться и кружиться. Другие предпочитают игры, в которых есть прикосновения: «Сорока-ворона», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», «Эта свинка танцевала», или щекотка, или когда им намыливают живот во время купания, или когда им на живот шумно выдувают воздух. Есть еще песенки и пальчиковые игры, смешные рожицы и звуки, от которых ваш ребёнок получает удовольствие.
Вы, возможно, также почувствовали ритм этих занятий, представляющий собой основанную на взаимодействии очередность начала, пауз, подсказок и продолжений, которая делает игры совместными. Со временем расширьте репертуар сенсорных социальных игр вашего ребёнка от пяти до десяти, а затем и до двадцати.
Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы научились создавать сенсорные социальные игры с вашим ребёнком и готовы к некоторым дополнительным стратегиям, которые включают эти игры в качестве важной составляющей. Если нет, продолжайте пробовать разные ритуалы — возможно, ваш ребёнок нуждается в более длительном периоде привыкания к ним, чтобы разобраться в последовательности действий и понять, чего ему ожидать.
Тест. Получается ли у меня чередовать действия в сенсорных социальных играх?
Я знаю некоторое количество сенсорных социальных игр, которые вызывают у моего ребёнка улыбку и радостное возбуждение.
Я выяснил(а), как мне надо расположиться, чтобы при выполнении этих ритуалов оказаться лицом к лицу с ребёнком.
Когда я начинаю любимую игру ребёнка, он часто встречается со мной взглядом и улыбается мне.
Когда я делаю паузу на несколько секунд перед «большим событием» в любимой игре, мой ребёнок ждёт, когда я продолжу.
Когда я делаю паузу, мой ребёнок активно выражает свое желание продолжить игру: смотрит на меня, издаёт какие-то звуки, тянется ко мне и т. д.
Мне удалось вызвать в ребёнке интерес к нескольким новым сенсорным социальным играм, занимаясь ими вместе с ребёнком в течение нескольких дней подряд.
ШАГ 2. Создайте репертуар сенсорных социальных игр и разучите их
Как только в вашем репертуаре окажется хотя бы несколько сенсорных социальных игр, доставляющих удовольствие вашему ребёнку и помогающих вам вызвать у него улыбку, вы готовы двигаться дальше.
Зачем
Эти занятия основываются на регулярном повторении одних и тех же слов и действий, и как только ребёнок их освоит, они могут потерять для него привлекательность. Первыми признаками потери интереса могут быть менее активный отклик на ваши действия (когда во время пауз вы ожидаете ответной реакции ребёнка), избегание зрительного контакта во время ваших действий и изменение языка тела: от активного к пассивному или от пассивного к гиперактивному. Позаботьтесь о том, чтобы не лишиться пользы, которую приносят сенсорные социальные игры: будьте готовы расширить репертуар, поощряйте участие ребёнка как полноценного партнера, вносите достаточно разнообразия в игру, чтобы поддерживать интерес ребёнка, выбирайте подходящее время и обстановку и осторожно добавляйте предметы, которые, как вам кажется, могут помочь.
Задание. Проявите творческий подход к созданию репертуара сенсорных социальных игр и внесению разнообразия в освоенные игры
Вот некоторые идеи:
Пусть ваша очередь вести в игре будет покороче, чтобы у ребёнка было больше возможностей ответить. В идеале такая возможность должна появляться у него каждые 5–10 секунд. Если вы затянете свою часть игры, взаимодействие перестанет быть сбалансированным, ваш ребёнок не будет полноценным партнером и очень быстро заскучает или, как минимум, не будет достаточно общаться, чтобы получить максимум пользы от занятия.
Внимание! Избегайте ситуаций, в которых вы скорее развлекаете ребёнка, в то время как он пассивно наблюдает за тем, как вы делаете всю работу. Ваше с ребёнком взаимодействие должно быть гармоничным в течение всей игры и выражаться жестами, движениями, взглядами, звуками, словами или чем-то еще. Цель занятия в том, чтобы ваш ребёнок принимал активное участие в игре, общался с вами — пусть даже только взглядом — инициируя сенсорную социальную игру, откликаясь на неё или прося о продолжении. Вам нужно будет часто начинать, останавливаться и ждать, чтобы дать вашему ребёнку возможность отреагировать. Проявляйте терпение во время пауз, ожидая. Как только вы увидите, что ребёнок рад, что он показывает каким-либо образом, что он узнал ритуал и готов принять в нем участие, — выполняйте этот ритуал и добавляйте в репертуар еще один. Незатейливые песенки, включающие в себя простые движения рук, особенно важны: в них много повторяющихся фраз, которые со временем ребёнку станет легко предсказать, общения, которое игра даёт вам обоим, и жестов, которые постепенно побуждают вашего ребёнка подражать им.
Хорошая цель — создать репертуар из 10–20 разных сенсорных социальных игр, которые нравятся ребёнку и в которые он может играть с другими людьми. Попытайтесь найти в течение дня промежутки времени, чтобы заполнить их сенсорными социальными играми. Распределите их по шести типам занятий. Помимо упомянутых выше ситуаций купания и переодевания, для игр с животиком, игр с пальчиками на ногах, «Ладушек», «Ку-ку» и «Забодаю-забодаю» отлично подойдёт момент смены подгузника. Попытайтесь встроить сенсорную социальную игру в каждую смену подгузника и/или в каждое высаживание на горшок. Приёмы пищи и перекусы также могут предоставить отличную возможность состроить смешные рожицы и создать звуковые эффекты с помощью еды и напитков, если, конечно, вы сможете выделить на это время.
По возможности старайтесь сидеть за столом напротив ребёнка, занимая положение лицом к лицу и как можно ближе к ребёнку — настолько, насколько позволяет положение ваших стульев. Положите ему и себе одинаковую еду и налейте какие-нибудь напитки. Когда ваш ребёнок откусывает кусочек пищи или делает глоток, подражайте ему, добавляя разные эффекты: звуки еды и питья, фразы «Ммм, хорошо!», «Вкусно!». Следите, нравятся ли ребёнку ваши действия. Если он демонстрирует признаки удовольствия, повторите свои действия. Утрируйте их! Предложите ребёнку откусить от вашей еды. Затем попробуйте уговорить его дать вам кусочек. Издавайте смешные звуки и демонстрируйте другие реакции, когда их проявляет ребёнок. Некоторые дети считают очень смешным, когда родитель берет детскую бутылочку и изображает, что он из нее пьёт, — только нужно быстро вернуть ее ребёнку! Обязательно повторите все эти ритуалы несколько раз, чтобы ребёнок начал видеть в них последовательность и знал, чего ожидать дальше. Нарочитая избыточность ваших реакций, звуков, дурашливое поведение — как раз то, что часто требуется для привлечения внимания ребёнка с аутизмом (и без аутизма, конечно, тоже!), чтобы он начал участвовать в игре, разглядел ее последовательность и понял юмор.
Как только вы почувствуете, что слишком сильно повторяетесь, добавьте какую-нибудь вариацию! Удивите ребёнка добавлением нового куплета, новых звуковых эффектов, новых шагов в игре, а возможно, и каких-нибудь дополнительных предметов или другого человека. Вариации позволят игре продержаться дольше — а это означает больше возможностей для обучения для вашего ребёнка.
Алексис и ее отец играют в игру «Вокруг розовых кустов»: водят хоровод и поют песенку:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Каждый день и каждый год
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГОП!
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Каждый день и каждый год
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
(Соответственно после первого куплета нужно подпрыгнуть, а после второго — повалиться на «землю».)
Алексис изначально очень полюбила ту часть, где нужно падать, и повторяет игру с папой несколько раз, причем падает первой (инициирует коммуникацию), затем хохочет и смотрит на папу, когда он тоже падает (разделение веселья), затем снова встает и тянется к его рукам (предлагает начать игру снова). Однако после нескольких повторов она прекращает падать самостоятельно и тянуться к папиным рукам. Папа думает, что она заскучала, и предлагает: «Давай пригласим твою сестру!» Восьмилетняя Тесса закатывает глаза, но папа отводитАлексис к Тессе (которая сидит на диване и читает), берет ее за руку и включает в хоровод. Он помогает Алексис взять руку Тессы, и втроём они играют еще несколько раз. Для Алексис это очень интересно — она внимательно следит за Тессой. Когда они обе падают, она берет Тессу за руку, чтобы заново начать игру. Тесса говорит: «Возьми папу за руку» и показывает жестом на папу. Алексис смотрит на него, протягивает ему руку — и они втроем повторяют игру.
Этого изменения — вовлечения еще одного человека — оказалось достаточно, чтобы усилить интерес Алексис и ее мотивацию принимать активное участие в игре, а результатом стал ряд возможностей для обучения. Папа также мог бы добавить большую мягкую игрушку в качестве еще одного участника игры или положить маленький предмет (небольшую игрушку, кеглю, мячик и др.) на пол между ними, чтобы водить вокруг хоровод. Подобные вариации могут усилить интерес ребёнка, а также и ваш — пока вы раздумываете над изменениями в игре, которые могут сработать!
Важно чувствовать момент, когда на самом деле пришло время закончить игру. Если реакции вашего ребёнка стали слабее и если, несмотря на внесённые в игру вариации, интерес к ней угасает, пора ее заканчивать и предложить занятие другого рода. Завершите игру и в том случае, если скучно стало вам, а также, если реакции вашего ребёнка становятся хотя и более частыми, но при этом менее организованными и слишком активными — сейчас лучше слегка успокоиться. Замедлите игру, говорите тише или снизьте интенсивность. Если эти приёмы не помогают вам успокоить ребёнка в ходе игры, объявите игру завершенной и помогите ребёнку перейти к более спокойной игре с игрушками.
Задание. Подумайте, когда использовать предметы в сенсорных социальных играх
Сенсорные социальные игры чаще всего включают в себя занятия без предметов. В песенках, пальчиковых играх, играх на взаимодействие и в подвижных играх ваше умение расположить себя и ребёнка напротив друг друга — очень важный момент для привлечения внимания вашего ребёнка к вашему лицу и общению с вами. Однако вы можете также включать в сенсорные социальные игры разного рода предметы. Предмет должен поддерживать достижение цели сенсорной социальной игры: как можно более полного привлечение внимания ребёнка к вашему лицу и телу, так чтобы ребёнок начал улыбаться, выражать свое удовольствие и вступать в общение снова и снова, чтобы игра продолжалась.
Используемый в сенсорной социальной игре предмет должен быть особого рода: он должен привлекать внимание ребёнка к вам, а не отвлекать от вас!
Отсюда одно из правил использования предметов в сенсорных социальных играх: держать их можете только вы.
Полезная подсказка
Старайтесь выбирать предметы, которыми ваш ребёнок не умеет манипулировать самостоятельно. Таким образом, вы сможете дольше удерживать предмет у себя, так как ребёнок будет нуждаться в вашей помощи, чтобы начать и продолжить игру.
Ребёнок не должен ни держать эти предметы, ни управлять ими (потому что это уводит его внимание в сторону от вас).
Мыльные пузыри, воздушные шары (никогда не давайте ребёнку бесконтрольно использовать воздушные шары — есть риск задохнуться!), вертушки на палочке, разные звучащие игрушки, волчки, флейты и помпоны — все это можно включить в сенсорные социальные игры, сделав их по-настоящему мощными инструментами обучения. В арсенал предметов можно добавить: заводные игрушки, праздничные гудки, шагающие пружинки, брызгалки с водой, игрушечные ракетницы, лосьоны и шарфы.
Вот некоторые идеи, как использовать предметы в сенсорных социальных играх:
При использовании предмета в сенсорной социальной игре вы с ребёнком не манипулируете им по очереди — предмет всегда находится только у вас. Начните игру, каким-то образом задействуя в ней предмет, чтобы создать больший эффект. Внимательно наблюдайте за ребёнком. Вам нужны улыбки, выражение удовольствия и стремление ребёнка приблизиться к вам или к предмету. Если ребёнок замирает, выглядит испуганным, отступает — остановитесь и подождите. Попытайтесь повторить действие, но очень мягко и в этот раз направляйте предмет в сторону от лица и тела ребёнка. Наблюдайте за реакцией ребёнка. Если страх не исчез, если ребёнок замирает или отступает назад — отложите предмет в сторону и займитесь чем-нибудь другим.
Если ребёнок улыбается, подходит, выглядит заинтересованным или радостно возбуждённым, повторите действие с предметом ещё раз, а затем дождитесь какой-либо реакции ребёнка, которая покажет, что он хочет продолжения. Когда вы получите такой сигнал (это может быть взгляд, улыбка, жест, приближение к вам или к предмету, какие-то звуки или слова), скажите: «Ещё? Ты хочешь еще пузыри?» — или что-то вроде этого, а затем снова повторите действие. Если ребёнку по-прежнему интересен процесс, повторите его несколько раз. Здесь тоже соблюдается очередность, но другого рода. Речь идет о коммуникативной очередности: вы делаете что-то, ваш ребёнок откликается, вы отвечаете.
Вот как в идеале выглядит включение предмета в игру: ребёнок приближается к вам, трогает игрушку, ждет повторения, трогает ваши руки или лицо или каким-то образом выражает свое возбуждение. Если ребёнок так не поступает, предложите игрушку и уговорите его подойти ближе. Это занятие должно проводиться на близком расстоянии и доставлять много радости вам обоим! При использовании предметов проговаривайте действия простыми словами. Не забывайте добавлять некоторые слова и звуковые эффекты — это важно. Например, в случае с пузырями типичным проговариванием будет что-то вроде этого: «Хочешь еще пузырей? Хочешь, чтобы я подул(а)? Дую! (Затем дуете.) Лови пузыри! Хлоп-хлоп. Видишь пузырь? Лови! Хлоп». Всё это вы проговариваете, пока ваш ребёнок выполняет различные действия. Используйте похожий рассказ каждый раз, когда вы играете в определенную игру. Выделяйте интонацией названия вещей, которые вы используете, действий, которые совершаете, звуковых эффектов и коротких фраз вроде «Раз, два, три» или «На старт, внимание, марш!».
Добавьте звуковые эффекты, жесты, мимику и что-нибудь ещё, что сделает ритуал веселым и развлечет вас и вашего ребёнка.
Полезная подсказка
Чрезвычайно важно, чтобы вы удерживали контроль над предметом. Если ребёнок просит дать ему этот предмет, считайте, что эта просьба — сигнал для того, чтобы включить предмет в игру, а не передать его ребёнку. Не затевайте борьбы за предмет. Лучше закончить игру и куда-нибудь спрятать предмет или отдать его ребёнку, чем устраивать большую ссору по поводу обладания им. У вас всегда будет возможность повторить игру в ближайшие несколько часов или дней.
Не бойтесь нарочитости и некоторой избыточности в выражении ваших положительных эмоций! Наблюдая за реакциями ребёнка, постарайтесь выяснить, что заряжает его энергией, веселит и вызывает радостное возбуждение, не являясь при этом чрезмерно стимулирующим — к этому моменту мы скоро вернемся.
Игры и песни с предметами
Выдувание пузырей.
Воздушные шары: надуйте один, сосчитайте: «Раз, два, три» — и пустите его летать по комнате (снова предупреждаем: будьте осторожны и не оставляйте детей без присмотра — они могут задохнуться в процессе игры с воздушными шарами).
Вертушки на палочках — подуйте на них, чтобы они вращались.
Помпоны — потрясите, положите на голову, бросьте и т. д.
Одежда и аксессуары, которые можно надевать друг на друга: бусы, очки, шляпы, браслеты или часы.
Лосьон: нанесите небольшое количество на тело ребёнка, вотрите и помассируйте.
Тонкие шарфики: подбрасывайте, прячьтесь под ними, танцуйте с ними.
Покрывала или коврики: заверните в них ребёнка, как хот-дог.
Игра в «Ку-ку» с платками и накидками.
Игры, включающие в себя сжимание и покачивание в кресле-мешке.
Подбрасывание ребёнка на маленьком батуте или на кровати (обязательно придерживайте ребёнка за бедра).
Подбрасывание или перекатывание в положении вниз животом на большом гимнастическом мяче
Покачивание ребёнка между вашими ногами.
Раскачивание ребёнка на лошади-качалке (спереди, чтобы быть лицом к лицу с ребёнком).
Кресло-качалка: качайте быстро, затем медленно.
Закручивание веревочных качелей.
Игры с брызганьем водой в ванне.
Создание мыльных пузырей с помощью соломинки в ванне.
Игрушки, издающие звуки: праздничные гудки, флейты, тамбурины и прочее.
Шагающие пружинки.
Толкание ребёнка на качелях от себя — с тем, чтобы затем поймать, остановить качели и подождать.
Задание. Попытайтесь чередовать сенсорные социальные игры и игры с предметами
Так как сенсорные социальные игры сближают вас с ребёнком и в плане общения, и эмоционально, их можно считать прекрасной составляющей любого взаимодействия. Когда вы играете с ребёнком, убедитесь в том, что вы можете чередовать сенсорные социальные игры и игру с игрушками и предметами. Предметная игра развивает мышление, воображение, координацию движений, а также сложные игровые навыки. Сенсорные социальные игры направлены на развитие навыков общения и взаимодействия, эмоционального единения и подражания. Чередование в одном совместном занятии игр с предметами и сенсорных социальных игр обеспечивает:
Больше энтузиазма, мотивации и энергии для обучения.
Более комплексное развитие разных жизненно важных навыков.
Обучение соблюдению очередности в игре и отклик в рамках типичных ритуалов и занятий.
Больший настрой на общение и большую вовлеченность в совместные занятия.
Не забывайте также о том, что, когда наступает время завершить сенсорную социальную игру, возможно, будет разумно перейти к занятию, включающему в себя игру с предметами. Это даст вам с ребёнком немного отдохнуть после интенсивно проведенных сенсорных социальных игр. Некоторые дети могут возражать против окончания сенсорного социального ритуала — это хорошо, так как это значит, что им по-настоящему понравилось! Однако если вы чувствуете, что наступило время заканчивать занятие (вы чувствуете усталость, или вам кажется, что игра идет по кругу), а ребёнок сопротивляется, вы можете смягчить переход, предложив ему предмет или другое приятное занятие (например, перекус). Этим вы привлечете внимание ребёнка к новому предмету или занятию, и, таким образом, вам легче будет закончить игру.
Сенсорные социальные игры вовлекают детей с аутизмом обратно в социальный мир и помогают получить удовольствие от взаимодействия с окружающими. Сенсорные социальные игры являются очень важной частью нашего подхода к раннему вмешательству в случаях с РАС и тем или иным способом используются во множестве разных терапевтических подходов.
Резюме шага 2
Если вы выполнили все задания, описанные выше, вы не только разработали несколько разных типов сенсорных социальных игр, но и развили навык наблюдения и можете теперь оценить, как и когда использовать сенсорную социальную игру. Вы также знаете, когда вам нужно внести вариации в игру, завершить её или преобразовать в игру, сосредоточенную на взаимодействии с предметом. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы готовы к следующему шагу. Если нет, перечитайте этот раздел еще раз, попробуйте использовать другие ритуалы и посоветуйтесь с кем-нибудь, кто хорошо знает вашего ребёнка, если у вас возникли проблемы с тем, чтобы придумать что-то новое.
Тест. Получилось ли у меня создать сенсорные социальные игры и расширить их репертуар?
Мы с ребёнком создали репертуар, состоящий приблизительно из десяти весёлых сенсорных социальных игр, включающих в себя песни и пальчиковые игры.
Я разработал(а) по одному (или больше) сенсорному социальному ритуалу для большей части игровых занятий и повседневных режимных моментов (купания, переодевания, приёма пищи) в течение дня.
Мой ребёнок проявляет активность в играх, выступая не просто пассивным наблюдателем или зрителем, но полноценным партнёром.
Когда я делаю паузу в игре, ребёнок тем или иным способом дает мне понять, что хочет, чтобы я продолжал(а) игру (о какой бы из множества наших игр ни шла речь).
Я научился(ась) варьировать игры или трансформировать их, добавляя новые действия, для того чтобы игры перестали быть слишком однообразными.
Я достаточно легко могу проговаривать действия и придумывать простые сценарии для наших совместных игр.
Я научился(ась) подмечать, когда ребенок теряет интерес к занятию и, значит, следует завершить игру, прежде чем ребёнок захочет уйти, начнет проявлять беспокойство или замкнется в себе.
Я научился(ась) выполнять некоторые сенсорные социальные игры с предметами.
Я попробовал(а) чередовать игры с предметами (игрушками) и социальные ритуалы.
ШАГ 3. Определите, какая интенсивность занятий будет оптимальной для вашего ребёнка
Последний шаг в этой статье поможет вашему ребёнку в том, чтобы достичь того оптимального уровня энергии (или допустимого уровня возбуждения), который даст возможность учиться новому во время весёлых совместных занятий с вами.
Зачем
Перевозбужденные или, напротив, погружённые в себя дети находятся не в самом подходящем для обучения состоянии. Оптимальное обучение происходит, когда ребенок бодр, внимателен и вовлечен — а не когда он пассивен, заторможен, устал или перевозбужден, взбудоражен и его действия сложно поддаются контролю. Важно научиться определять, когда ваш ребёнок приходит в состояние перевозбуждения или, наоборот, недостаточно возбужден, и предпринимать такие действия, которые оптимизируют уровень возбуждения вашего ребёнка, необходимый для обучения.
Задание. Научитесь снижать темп занятия, если ребёнок начинает перевозбуждаться
Возможно, вы уже сталкивались с ситуацией, когда ваш (или чужой) ребёнок «заводился», если родители играли с ним очень энергично. Это весело — наблюдать, как дети оживляются и заряжаются энергией в ходе игры. Но в определенный момент они могут настолько «завестись», что перестают слушать и реагировать на других — то есть оказываются в перевозбужденном состоянии. Они временно теряют способность контролировать себя и свое поведение, могут начать носиться, кричать или визжать, а иногда даже проявляют деструктивное поведение и агрессию. Это момент, в который игра между родителем и ребёнком или между братьями и сестрами может быстро перерасти в конфликт, в котором детей отчитывают, а родители расстраиваются.
Вот некоторые идеи, как избежать перевозбуждения:
Как только вы видите, что ребёнок начинает перевозбуждаться, тут же замедляйте темп игры. Не нужно останавливаться — просто продолжайте делать то же самое медленнее, тише, с меньшей стимуляцией. Вы должны понять, сколько времени требуется ребёнку, чтобы успокоиться. Вы можете во многих ситуациях использовать сенсорные социальные игры, чтобы помочь своему ребёнку отрегулировать уровень его возбуждения. Расстроенные или перевозбужденные дети часто успокаиваются в процессе мягких сенсорных социальных игр. Детям, которые сильно расстроены вследствие испытываемого ими гнева, страха или фрустрации, можно помочь с помощью мягких сенсорных ритуалов, включающих в себя раскачивание, обнимание и сжимание или легкое давление на их головы и спины. Эти действия могут сопровождаться вашим тихим и успокаивающим голосом, пением спокойной песни или проговариванием нараспев фраз вроде «Все в порядке, все в порядке, все отлично, все в порядке».
Задание. Найдите способы помочь вялому ребёнку стать более энергичным
Дети, которые кажутся вялыми, скучающими, не заинтересованными в окружающем мире, которые не реагируют или мало реагируют на ваши инициативы или на происходящие вокруг события, могут учиться не лучше, чем перевозбужденные дети. Они чаще сидят или лежат, чем активно двигаются, как большинство маленьких детей, которые редко надолго сохраняют неподвижность. Выражение их лица нейтрально; как по их лицу, так и по языку их тела сложно сказать, какие эмоции они испытывают. Они могут казаться усталыми. Они могут делать одно и то же в течение длительного времени, не меняя позы: наблюдать за своими руками или смотреть в окно.
Вот некоторые идеи относительно того, как «взбодрить» или активизировать вялых детей, используя оживленные сенсорные социальные игры:
Быстро перемещайте ребёнка — подбрасывайте, крутите, встряхивайте или используйте быстрые действия и энергичные песни.
Используйте более энергичные прикосновения, более громкие музыку и голос, добавляйте больше эмоций. Используйте физические действия, включающие в себя быстрые и относительно резкие движения: подскакивания на ваших коленях или на мяче, оживлённые прыжки на мини-батуте. Используйте сенсорные социальные предметы, чтобы создать громкие звуки или визуальные эффекты.
Используйте прикосновения, чтобы «завести» вялого ребенка: втирайте в его кожу лосьон, энергично растирайте или сжимайте конечности, массируйте голые ступни, заворачивайте ребёнка в коврик, сжимайте в кресле-мешке, выдувайте пузыри на руки, на ноги или на живот. Будьте осторожны: щекотка оказывает сильный возбуждающий эффект, который быстро может стать неприятным. Если ребёнок проявляет желание, чтобы его снова пощекотали (идет к вам, протягивает руки), повторите, но если не проявляет такого желания — прекратите.
Резюме шага 3
Мы обсуждали вопросы, касающиеся уровня возбуждения вашего ребёнка во время сенсорных социальных игр. Возможно, вы наблюдали, как ваш ребёнок периодически перевозбуждается и либо плачет, либо во время некоторых игр делается гиперактивным и его действия становятся хаотичными. Вы, скорее всего, пробовали изменить ритуалы: например, замедлить темп или завершить их раньше запланированного, чтобы предупредить перевозбуждение. Или, возможно, ваш ребёнок тихий, расслабленный и отстраненный и для него несвойственно возбуждаться и проявлять эмоции. Мы надеемся, что вы наблюдали, как ваш отстраненный ребёнок включается в совместное занятие во время сенсорных социальных игр и демонстрирует больше улыбок, больше оживленности, больше социально приемлемого поведения, больше внимания к вам, больше эмоций.
Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы готовы переходить к следующему этапу. Если нет, проведите немного больше времени, наблюдая за ребёнком, играя с ним и думая о том, что происходит. Когда вы заметите одно из этих состояний (недостаточное или излишнее возбуждение), попытайтесь использовать одну из разработанных вами сенсорных социальных игр, чтобы оптимизировать состояние вашего ребёнка: замедлить темп занятия, если он перевозбужден, и зарядить энергией, если он вялый. И то и другое поможет вашему ребёнку направлять свое внимание на вас и многому учиться у вас.
Тест. Удалось ли мне оптимизировать уровень энергии и степень возбуждения моего ребёнка для последующего обучения?
Я стал(а) гораздо лучше чувствовать уровень возбуждения моего ребёнка во время разных занятий.
Я понимаю, когда мой ребёнок перевозбужден, недостаточно возбужден или находится в оптимальном состоянии для обучения и взаимодействия.
Я научился(ась) использовать некоторые из наших сенсорных социальных игр, чтобы помочь моему ребёнку стать более спокойным и организованным в ситуации, когда он перевозбуждён.
Я научился(ась) использовать некоторые сенсорные социальные ритуалы для того, чтобы предотвратить перевозбуждение и беспорядочные действия моего ребенка в ходе нашей социальной игры.
Я научился(ась) использовать некоторые социальные игры, чтобы помочь моему сдержанному ребёнку стать более энергичным и мотивированным на участие в игре.
Я знаю, что значит для моего ребёнка «оптимальное состояние», необходимое для участия в совместном занятии, и я знаю, как использовать сенсорные социальные игры, чтобы помочь ребёнку достичь этого состояния и удержаться в нем в течение нескольких минут или дольше.
РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ
Сенсорные социальные игры способствуют вашей помощи ребёнку несколькими способами: увеличением коэффициента веселья во взаимодействии ребёнка с вами; увеличением времени, в течение которого ваш ребёнок принимает участие в общении; организацией более тесного взаимодействия вашего ребёнка с другими людьми во время занятий; оптимизацией уровня энергии (уровня возбуждения) вашего ребёнка для того, чтобы он лучше обучался и включался во взаимодействие. Как только эти игры становятся для вас с ребёнком привычными и знакомыми, начинайте делать в них паузы — так, чтобы ваш ребёнок мог каким-то образом подсказать вам, что хочет продолжить. Таким образом, вы с ребёнком сможете соблюдать очередность в игре и выступать активными ее участниками. Это также поощряет ребёнка к сознательному взаимодействию с вами и помогает ему понять, что общение важно — оно контролирует действия других людей и дает вашему ребенку то, что он хочет.
Сенсорные социальные игры дают вам замечательный инструмент для того, чтобы помочь вашему ребёнку найти оптимальное эмоциональное состояние для обучения — энергичное, вовлеченное и настроенное на одну волну с вами. Вы также можете использовать эти ритуалы в любое время, когда видите, что ваш ребёнок находится в состоянии перевозбуждения или недостаточного возбуждения. Если сенсорные социальные игры перемежаются игрой с предметами, они помогают вашему ребенку психологически оставаться с вами. Сенсорные социальные игры и игры с предметами — это не просто развлечение для вас и вашего ребёнка, но мощные инструменты для поддержания коммуникации, обмена эмоциями и для социального развития.
СПИСОК НА ХОЛОДИЛЬНИК
Цель: использовать сенсорные социальные игры, чтобы ваш ребенок чаще улыбался и смеялся во время игр и песен лицом к лицу.
Действия:
Найдите улыбку!
Оставайтесь в фокусе внимания ребенка, в положении лицом к лицу.
Создайте веселые игры из песен, подвижных игр и прикосновений.
Добавьте к ним оживленную мимику, голос и звуки.
Проговаривайте свои действия.
Используйте стимулирующие предметы, чтобы создать сенсорные социальные игры.
Разнообразьте игры, когда они становятся слишком повторяющимися.
Часто делайте паузы и ждите, чтобы ваш ребенок дал вам подсказку продолжить игру.
Используйте сенсорные социальные игры, чтобы оптимизировать уровень возбуждения вашего ребёнка, необходимый для обучения.
Источник: Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.