ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Стратегии раннего вмешательства, которые помогут вашему ребёнку вступать в контакт, общаться и учиться в процессе повседневного взаимодействия (часть 3): построение взаимодействия

Цель главы: помочь вам создать репертуар совместных занятий, во время которых вы и ребёнок будете действовать по очереди, и встроить их в игры, привычные занятия и повседневные режимные моменты, чтобы ваш ребёнок был больше вовлечен в общение с вами.

ПОЧЕМУ СОБЛЮДЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ТАК ВАЖНО

Одно из основных достижений ребёнка во взаимодействии с другими людьми — это овладение умением соблюдать очередность. Способность к сотрудничеству, умение действовать по очереди с другим человеком являются фундаментом социального развития и общения. Подумайте о настольных играх, умении вести беседу и расплатиться на кассе в магазине, о религиозных службах, встречах, танцах, детских ролевых играх — все эти социальные взаимодействия подразумевают соблюдение очередности. Общаясь с другими людьми в разных ситуациях, обратите внимание на то, как вы и ваши собеседники соблюдаете очередность в ходе общения друг с другом. Мы говорим не о структурированном взаимодействии, когда один человек говорит: «Сейчас моя очередь», а другой ждёт. Речь идет о естественном соблюдении очередности, которое происходит во время разговоров взрослых людей, во время совместных игр ребенка и родителей, а также в игровых взаимодействиях детей — например, когда один ребёнок берёт в песочнице ведерко и насыпает в него песок, а другой сначала наблюдает, а затем подходит, чтобы тоже насыпать песок в ведро. Посмотрите на взаимодействие двух людей: вы увидите, что они всегда и везде совершенно естественно действуют по очереди.

Даже самые маленькие дети ощущают эту очередность действий. Родители часто замечают это, когда играют со своим малышом. Родитель может состроить смешную рожицу — а малыш в ответ посмотрит ему в глаза с восторженной улыбкой и рассмеётся. Это очередь малыша, и родитель, скорее всего, состроит в ответ еще одну смешную рожицу. Такого же рода соблюдение очередности также происходит в играх со звуками: ребёнок издаёт какой-то звук просто ради забавы, и родитель в свою очередь подражает этому звуку. Вновь приходит очередь ребёнка — и он опять издает звук или наблюдает и улыбается, и родитель опять откликается.

Когда малыши немного подрастают, они продолжают использовать структуру очередности и когда подражают, и при взаимодействии со взрослыми и другими детьми. Это хорошо знакомый всем тип игры: двухлетний малыш видит, как другой ребёнок что-то делает, и подражает ему, после чего второй ребёнок делает это снова, и т. д. Эти взаимодействия могут показаться всего лишь легкомысленной игрой, но на самом деле это серьезное обучение. Каждый человек в паре соотносит свою реакцию с реакцией другого, и в итоге партнеры строят своё взаимодействие на принципе взаимности. Маленький мальчик широко раскрывает рот и вскидывает руки в воздух, опрокидывая башню из кубиков. Его товарищ по игре опрокидывает свою башню и делает такие же жесты. Первый ребёнок с восторгом смотрит на его движения; когда башня из кубиков рушится в следующий раз, он подпрыгивает, добавляя это движение к предыдущим.

Маленькие дети используют это поведение, чтобы научиться у других людей огромному множеству вещей. Они наблюдают за человеком, который для них важен или интересен. Они смотрят на его действия и слушают его слова, удерживая их в голове, чтобы понять и запомнить. Они могут подражать этим словам и действиям сразу же или позже, чтобы потренироваться и научиться тому, что делал другой человек. Социальное обучение такого рода — один из способов, благодаря которому маленькие дети учатся столь многому как будто бы сами по себе, то есть без того, чтобы кто-то специально учил их.

Соблюдение очередности также устанавливает своего рода равновесие во взаимодействии, где никто не выступает в роли начальника или подчиненного. Вместо этого два партнёра становятся ведущим и ведомым по очереди. Сначала один ведёт, другой следует за ним, затем тот, кто следовал, может предложить что-то новое — и недавний лидер становится ведомым в новом занятии. Мы называем это разделённым контролем в игре. Если занятие контролируют оба партнера, оно сбалансировано. В течение игры каждый ведёт, и каждый следует за другим, что требует от них обоих умения взаимодействовать. Ни один из них не контролирует единолично другого или само занятие. Они распределяют контроль на двоих и по очереди занимают лидирующую позицию. Ребёнок берёт на себя контроль в разных ситуациях: когда выбирает предметы, производит какие-то действия с игрушкой, отказывается от игрушки, капризничает и тянется, говорит или общается с помощью глаз, тела, выражений лица. Вы берёте на себя контроль, когда предлагаете выбор, показываете, как играть с игрушкой, даете что-то ребёнку или задаете вопрос. Разделенный контроль над соблюдением очередности приводит к тому, что занятие выстраивают оба партнера, поэтому оно и считается совместным. Равновесие между партнерами расширяет возможности для обучения ребёнка, способствует развитию у него инициативы и навыка импровизации. Ещё раз повторим: все это возможно в том случае, когда ребёнок получает какой-то контроль над занятием. Помимо этого равновесие развивает умение ребёнка сосредоточиться на партнере в позиции лидера, когда наступает его (партнера) очередь вести. Каждый раз, когда фокус внимания меняется, перед ребёнком открывается новая возможность для обучения.

Что происходит при аутизме

Ритуалы совместной игры — сенсорные социальные игры, создание которых мы обсудили в статье «Ищем улыбку! Весёлые занятия по правилам с учётом сенсорных особенностей ребёнка», построены по принципу соблюдения очередности. Очередь действовать переходит от вас к ребёнку: вы начинаете игру, ребёнок откликается, демонстрируя признаки удовольствия и желания продолжить, вы продолжаете — этот парный танец создаёт у ребёнка понимание соблюдения очередности и общего смысла коммуникации. Большинству детей это понимание даётся легко — но не детям с РАС. Они могут хуже осознавать, когда наступает очередь партнёра, потому что хуже понимают сигналы, передаваемые глазами, лицом и голосом, которые столь много говорят другим детям. Дети с РАС не так хорошо различают и понимают подобные способы коммуникации.

Почему это представляет собой проблему

Если маленькие дети с РАС не включаются в коммуникацию с родителями или не откликаются на их действия, когда наступает их очередь, они упускают возможность овладеть важнейшими навыками (такими, как подражание и обмен эмоциями), лежащими в основе взаимодействия между людьми. Есть опасность, что маленькие дети с РАС будут играть в основном в одиночестве, не вовлекая родителей в свои занятия и не стремясь получить от них ответную реакцию. Они могут все больше удаляться от окружающего мира — и от всех важнейших возможностей обучения, предоставляемых этим миром. Однако проблема не только в том, что отсутствие включенности во взаимодействие на раннем этапе жизни мешает обучению. Дело в том, что раннее детство — сензитивный период в развитии мозга. В науке сензитивным периодом называется период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики, это время, когда создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств и видов поведения. В этот период нейронные связи образуются с максимальной скоростью, позволяя мозгу буквально впитывать и обрабатывать любую поступающую из окружающего мира информацию, будь то обращенная к ребёнку или услышанная речь, события и т. д. Этот чувствительный период продолжается всего несколько лет, и мы хотим убедиться в том, что соответствующие отделы мозга получают информацию, которая им нужна, чтобы научиться взаимодействию.

К счастью, есть много способов наладить ваше взаимодействие с ребёнком, а также сделать так, чтобы те возможности для обучения ребенка, которые открываются в тот момент, когда приходит ваша очередь быть лидером, не были упущены.

В этой статье мы поговорим об очередности в игре с игрушками и другими предметами, а также о включении очередности в разные повседневные занятия. Все это необходимо для того, чтобы ваш ребёнок больше не терял возникающие во взаимодействии с вами возможности для обучения, а научился ожидать вашей реакции, подражать вам в игре, использовать жесты и слова, а также получать удовольствие от совместного времяпрепровождения.

ЭТАП 3. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ

Улучшить соблюдение очередности вашим ребёнком помогут следующие шесть шагов:

Шаг 1. Освойте 4-ступенчатую структуру совместных занятий и игр с соблюдением очередности.

Шаг 2. Начните с подготовки к игре.

Шаг 3. Продумайте процесс игры: ее структуру и последовательность действий.

Шаг 4. Усложните игру, добавив новые варианты.

Шаг 5. Завершите эту игру и перейдите к другому занятию.

Шаг 6. Создавайте совместные занятия в ходе повседневных дел, чтобы стимулировать разностороннее развитие ребёнка.

Далее мы покажем, как осуществлять каждый шаг, и какие занятия можно попробовать, также мы предложим вам варианты решения проблем, которые могут возникнуть у вас в процессе работы над навыками соблюдения очередности.

ШАГ 1. Освойте 4-ступенчатую структуру совместных занятий и игр с соблюдением очередности

Игры с маленькими детьми (особенно содержащие много возможностей для обучения общению с окружающими и соблюдению очередности) имеют особую структуру. Совместные занятия, или ритуалы совместных занятий, были изначально названы и описаны известным американским психологом Дж. Брунером. Совместное занятие похоже на разговор: оно включает в себя цепочку поочередных действий — ваших и вашего ребёнка — и основано на совместной деятельности. В статье «Ищем улыбку! Весёлые занятия по правилам с учётом сенсорных особенностей ребёнка» вы научились создавать сенсорные социальные игры, в основном без использования игрушек или других предметов. В этой главе вы научитесь делать то же самое, используя игрушки и другие предметы, создавая совместные занятия, которые могут продолжаться в течение 2–5 минут и подходят даже для очень маленьких детей. Структура таких игр-занятий состоит из следующих четырех частей, каждую из которых мы далее подробно опишем в каждом шаге этой статьи:

Подготовка к игре (как выбрать необходимые для игры предметы, а также что надо сделать до начала игры): один из вас выбирает игрушку и начинает что-то с ней делать.

Процесс игры (как именно играть): второй участник включается в игру, и вы подражаете друг другу, строите что-то вместе или по очереди выполняете одно и то же действие.

Добавление новых вариантов (как изменить и разнообразить игру): делать одно и то же в течение какого-то времени может быть скучно, поэтому через какое-то время добавьте в игру изменения. Структура игры с соблюдением очередности при этом сохраняется, и вы вдвоём продолжаете взаимодействовать, но немного изменяете сценарий игры.

Завершение игры и переход к следующему занятию (как закончить игру и перейти к следующей деятельности): когда интерес вашего ребёнка к занятию угасает, вы знаете, что пришло время перейти к другому занятию, поэтому вы заканчиваете текущую игру и начинаете играть во что-то другое (переходите к новому занятию).

В новом занятии все четыре части повторяются: оно также начинается с подготовки игры, затем следует процесс игры, добавление одного-двух новых вариантов и завершение игры (занятия).

Зачем

Если взаимодействие между вами и ребёнком сбалансировано, то применение 4-ступенчатой структуры совместных занятий создаст ещё больше возможностей для обучения. Поочередное взаимодействие неоднократно помещает каждого из партнеров в фокус внимания другого. Каждый раз, когда наступает ваша очередь, фокус внимания вашего ребёнка направлен на вас. Он видит, что вы собираетесь сделать, слышит ваши слова, видит эффект от ваших действий — и может всему этому учиться. Затем наступает очередь вашего ребёнка, и он может сразу же отработать то, что только что услышал и увидел (с вашей помощью) — таким образом, он оказывается в процессе активного обучения.

Ребёнок хорошо видит цель ваших действий, так как вы выбираете игру с учётом его интересов, и это помогает ему вычленить значение ваших жестов и слов. Когда вы изменяете старые игры, добавляя в них новые игровые материалы или действия, занятие перестает быть скучным и однообразным и интерес к нему усиливается. У ребёнка сохраняется мотивация принимать участие в игре и продолжать осваивать, отрабатывать и закреплять новые навыки. Наконец, когда вы завершаете игру и организованно переходите к другой, это помогает вам удерживать внимание ребёнка и учит его ожидать следующего занятия. Структура совместного занятия позволит вам помочь ребёнку научиться большому количеству ранних навыков коммуникации: пониманию и использованию повседневного языка, подражанию действиям, которые используются детьми того же возраста, гибкой и творческой игре с другими людьми.

ШАГ 2. Начните с подготовки к игре

Зачем

Этап подготовки к игре очень важен, потому что именно с него начинается интерес ребенка к занятию. Вы можете использовать игрушки ребёнка: покажите новое действие с ними и предложите ребёнку повторить его. Например, ваш выбор остановился на кубиках, которые, как вы знаете, ему нравятся. Выберите момент, когда ребёнок ничем не занят, и приступайте к этапу подготовки игры: для этого вы достанете коробку с кубиками и со словами: «Давай поиграем в кубики. У меня есть кубики. Садись. Кладём кубик наверх. И еще один» возьмёте несколько штук и начнёте строить башню. Не забывайте про правильное положение: вы с ребёнком должны сидеть лицом друг к другу. Хорошая коммуникация основывается на возможности смотреть друг другу в глаза, видеть выражение лица партнёра, его жесты, движения тела и слышать сказанные им слова.

Когда начинается непосредственно процесс игры, передайте несколько кубиков ребёнку. Ребёнок, в свою очередь, может повторить то, что вы только что сделали, — например, положить кубик на верхушку башни, или потянуться к кубику и сказать «ку», показав таким образом, что он заинтересован в продолжении занятия, или сделать с кубиками что-то другое. Если это так, поощряйте его и помогите достроить вашу башню или начать строить собственную. Это и есть игровая деятельность, или процесс игры. Соблюдайте очередность, по очереди добавляя детали к башне.

Затем добавьте новый вариант игры: обрушьте башню! Обычно это очень веселит детей. Затем начните все снова. Еще один вариант игры с кубиками: вы можете выложить кубики в линию и провести машину по «дороге» или выстроить их в квадрат, в качестве «дома» для игрушечных животных.

Когда ребёнок начнёт терять интерес к занятию или вы исчерпаете все идеи, наступит время завершить игру. Уберите игрушки до того, как ребёнок уйдет: пусть поможет вам положить кубики обратно в коробку, а затем поставить её на место. После этого наступает черед выбрать другую игрушку. Таким образом, у вас получается 4-ступенчатое занятие с соблюдением очередности на всем его протяжении.

Задание. Выберите такие игрушки или предметы, которые подходят для этапа подготовки и могут стать основой для игры

Мы обычно рекомендуем выбирать те предметы, в которые играют типично развивающиеся сверстники вашего ребёнка — это и игрушки, и обычные бытовые предметы (например, кастрюли, крышки, ковшики или другие предметы для кухни и ванной). Таким образом, ваш ребёнок будет знать, как играть с этими предметами, когда он окажется в компании детей своего возраста. Возможно, ваш ребенок уже выбирает предметы для игры без вашей помощи. Если это так, используйте их, если же нет, вы можете выбрать одну-две игрушки (предмета), в которые, как вам кажется, вашему ребёнку будет интересно играть.

Вот некоторые идеи выбора предметов или игрушек для этапа подготовки к игре:

Выберите предметы или игрушки, которые состоят из нескольких частей — либо такие, которые позволят вашему ребёнку делать с ними несколько разных действий. Игрушки, в которые можно играть только одним способом, а также монолитные игрушки практически не позволяют играть в них по очереди или использовать их для развития сюжета и его вариаций. Когда предмет состоит из частей или с ним можно совершать разные действия (либо то и другое), вы с ребёнком можете по очереди делать что-то или извлекать интересные эффекты; это и есть реализация совместного контроля. Хорошими примерами подходящих предметов могут быть кубики, сортеры, рамки-вкладыши, книги, набор фигурок животных, гоночные трассы для машинок и треки для катания шариков и т. п.

Полезная подсказка

Если ваш ребёнок уже играет с предметом, выполните все шаги из статьи «В фокусе: как привлечь внимание ребёнка». Обучение наиболее эффективно, когда мы следуем за ребёнком, а не заставляем его переключиться. Это было доказано в ходе научных исследований!

Внимание! Электронные игрушки не подходят для использования во время совместных занятий. Дело в том, что чаще всего в основе электронной игры лежит необходимость воспроизводить одно и то же действие снова и снова. Из-за этого становится сложно соблюдать очередность, придумывать вариации существующей игры или обратить на себя внимание вашего ребёнка.

Если ваш ребёнок уже играет с игрушкой, попытайтесь присоединиться к нему, а не предлагать новую игрушку. Присоединение к ребёнку позволяет вам следовать за его интересом, а не убеждать переключить внимание. Присоединившись к ребёнку, вы окажетесь в фокусе его внимания, и это даст вам возможность начать взаимодействие с ним: сыграть с ним несколько раз по очереди и предложить новый вариант игры.

Внимание! Избегайте включать в занятие игрушки, которые ваш ребёнок очень любит и которые использует в повторяющихся, стереотипных действиях. Очень сложно создавать совместные занятия с вещами, с которыми ваш ребёнок обращается особым, повторяющимся, ритуализированным способом. Иногда это оказывается возможным — никогда не помешает попытаться, но если ваш ребёнок отказывается играть по очереди или не позволяет играть с игрушкой никаким другим способом, кроме привычного, изменить ситуацию, скорее всего, будет сложно.

Полезная подсказка

Иногда дети хотят постоянно держать любимые маленькие игрушки в руках, но готовы отложить их в сторону, чтобы поиграть с другими игрушками. Если это так и если вы можете вовлечь ребёнка в совместное занятие, несмотря на присутствие любимых игрушек, значит, они не представляют собой проблему. Но если ребёнок не выпускает любимую игрушку из рук и всё время производит с ней какие-то действия, а вы не можете увлечь его никакими другими занятиями, возможно, вам стоит попробовать ограничить время, проводимое ребёнком с любимыми игрушками. Уберите их куда-нибудь повыше и подальше и давайте ребёнку поиграть с ними только в определённое время: в машине, перед сном, в высоком стульчике в ожидании ужина или в течение времени, которое вам нужно, чтобы приготовить ужин.

А что, если ваш ребёнок совершенно не интересуется никакими предметами? Вернитесь к статье «В фокусе: как привлечь внимание ребёнка» и сначала создайте репертуар сенсорных социальных игр. Как только вы с ребёнком его освоите, начните вводить в сенсорные социальные игры причинно-следственную игру с предметами.

Причинно-следственная игра с предметами — это игра, в которой вы производите с игрушкой какое-то действие или вызываете с её помощью «большое событие» — в результате произведенного с игрушкой действия происходит что-то очень интересное! Например, вы играете в догонялки (сенсорная социальная игра), но в конце игры берёте мячик, дотрагиваетесь им до ребёнка, а потом бросаете мяч в корзину! Или используйте маракасы в любимом вами и ребёнком танце во время сенсорной социальной игры с музыкальным сопровождением — потрясите маракасами, а потом дайте их ребёнку, чтобы он повторил ваше действие.

Обратите внимание: в приведенных выше описаниях совместных занятий с предметами мы нарушаем правило, упомянутое при описании сенсорных социальных игр, — напомним, речь там шла о том, что привлекательный для ребёнка предмет должен всегда находиться у взрослого. Но теперь мы расширяем границы базовой сенсорной социальной игры, чтобы включить в нее соблюдение очередности и вызвать у ребёнка интерес к совместным занятиям с предметами. Другими словами, вы можете использовать знакомую сенсорную социальную игру в качестве подготовки к игре и собственно игры, а затем добавить предмет, чтобы создать новый вариант игры.

Резюме шага 2

Если вы выполнили все задания этого раздела, вы подобрали занятия с игрушками и предметами, которые могут быть использованы как основа совместного занятия. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы теперь обладаете важными навыками соблюдения очередности и обучения ребенка в ходе совместных занятий. Вы сможете использовать эти знания в шаге 3. Если нет, начните экспериментировать во время игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, пока не найдете какие-то занятия, для которых будет верно каждое утверждение.

Тест. Удаётся ли мне справиться с организацией совместного занятия?

Мой ребёнок играет с игрушками или предметами, которые используют и его сверстники.

Мой ребёнок умеет играть с предметами или игрушками, которые состоят из нескольких частей, которыми можно делиться в ходе игры.

С выбранными предметами или игрушками можно играть разными способами, что позволяет моему ребёнку не повторять одно и то же действие много раз.

Все механические игрушки и предметы, которые можно включать и выключать, убраны и спрятаны, или же из них вынуты батарейки.

Я не забываю разместить ребёнка напротив себя так, чтобы ему было удобно сидеть или стоять: сидя на полу, сидя на подходящем по размеру стуле или стоя за игровым столом подходящей высоты.

Я помню о правиле следовать за интересами ребёнка, присоединяться и подражать ему или развивать действия ребёнка в ходе игры.

Я помню о четырёх частях игры (подготовка к игре, процесс игры, добавление новых вариантов, завершение/переход) по мере того, как происходит игра.

ШАГ 3. Продумайте процесс игры: ее структуру и последовательность действий

Зачем

Вам нужно продумать процесс игры — то, что вы с ребёнком будете делать по очереди, чтобы превратить занятие во взаимодействие — так, чтобы оно стало совместным и предполагало действия по очереди. Если процесс игры начинает ваш ребёнок (например, берет скалку, чтобы раскатать пластилин, или катает туда-сюда машинку, или начинает строить из кубиков башню), следуйте за ним, выполняйте те же самые действия. Когда придёт ваша очередь действовать, вы можете просто копировать действия вашего ребёнка, используя другие части того же игрового материала. Например, вы можете поставить еще один кубик на башню, или взять вторую скалку, чтобы раскатать пластилин, или взять ещё один шарик и вставить его в трубку после того, как это сделал ребёнок.

Что, если ребёнок не начинает игру?

Если ваш ребёнок не начинает играть с игрушками и предметами первым или если вы хотите показать ему новую игрушку, вы можете показать ребёнку действие, а затем дать ему те предметы, которые вы использовали. Или покажите ему действие, а потом дайте ему такие же предметы, как у вас, и помогите повторить ваши действия. Например, во время игры с пластилином, вы можете формочкой для печенья вырезать из него звёздочку и затем назвать её: «Это звезда!». Ваше первое действие — это подготовка к игре: вы показали ребёнку, как пользоваться формочкой для вырезания печенья, чтобы вырезать из пластилина фигурку; потом вы произнесли слово для увеличения словарного запаса вашего ребёнка.

Если ваш ребёнок любит мыльные пузыри, вы можете надуть щёки и сильно дунуть в тот момент, когда наступает ваша очередь выдувать пузыри, — так, чтобы ваш ребёнок смотрел на вас и у вас был шанс показать. Затем вы можете сказать: «Дуй!», чтобы обозначить действие, и: «Пузыри», когда вы их выдуете. В конце концов, вы найдёте совместное занятие, в котором вы с ребёнком сможете действовать по очереди.

Задание. Называйте предметы и действия во время игры по очереди

Большинство родителей автоматически, неосознанно добавляют к игре слова, как описано выше. Использовать во время игры слова, называть предметы и действия и добавлять к игре звуковые эффекты полезно для развития всех детей. Но для ребёнка с РАС особенно важно, чтобы вы использовали самые простые слова и фразы — практически такие же, какими пользуется он сам. Если ваш ребёнок еще не говорит, используйте короткие слова, чётко произнося их (глаголы — в повелительном наклонении). Например, во время игры с пластилином вы можете обозначать предметы и действия таким образом: «пластилин», «открой», «катай», «дави», «нажимай», «режь», а также называть формы для вырезания печенья («квадрат», «круг», «дерево», «самолет»). Подходящие фразы из двух слов: «открой банку», «отрежь пластилин», «вырежи квадрат», «достань пластилин», «положи обратно», «синий пластилин» и т. д.

Полезная подсказка

Чтобы научиться соблюдать очередность, ребёнок должен наблюдать за тем, как вы действуете, когда пришла ваша очередь. Если он не обращает на вас внимания, измените свое положение так, чтобы вы находились лицом к лицу. По возможности расположите материал для игры на уровне своего лица, чтобы ребёнок смотрел и на ваше лицо, и на материал. Не бойтесь быстро взять игрушку, сказать: «Моя очередь!», выполнить действие и вернуть игрушку ребёнку. Обычно это привлекает внимание! Ваш ребёнок может поначалу возмущаться, потому что он ещё не знает правил, но если вы будете совершать короткие действия и всегда сразу отдавать игрушку, он быстро привыкнет к соблюдению очередности.

Вот некоторые идеи по использованию слов во время совместных действий:

Во время игры с игрушками, когда приходит очередь действий ребёнка, подумайте о том, как называется предмет или материал, и в тот момент, когда ребёнок его держит, трогает или к нему тянется, громко и четко назовите его. Называйте также все простые действия с предметами: «положи внутрь», «вытащи», «встряхни», «катай», «бей», «открой», «закрой», «потри», «хлопай», «бросай», «вверх», «вниз» и т. д. Повторяйте слова, когда настает ваша очередь использовать предмет.

Делайте то же самое во время совместных игр без использования предметов. Какие действия, жесты, движения вы делаете во время песен и подвижных игр? Не забывайте называть каждое из них.

Резюме шага 3

В начале обучения игра может казаться несколько однообразной, но пусть это вас не смущает: вашему ребёнку необходимо узнать, что происходит дальше, а также научиться ждать своей очереди. Игра также должна быть интересной и весёлой, а это значит, что очередь ребёнка действовать должна наступать очень быстро. Как только вы с ребёнком освоите очередность, игра должна стать гармоничной — такой, чтобы вы действовали по очереди примерно одинаковое количество раз. В игре партнеры равны.

Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, теперь вы владеете важными навыками соблюдения очередности и обучения совместным занятиям. Вы научитесь применять эти навыки при изучении шага 4. Если нет, начните экспериментировать во время игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, пока не найдете занятия, для которых каждое из утверждений будет верно.

ШАГ 4. Усложните игру, добавив новые варианты

Зачем

Когда мы играем, мы берём какую-то идею или сюжет и повторяем их в течение игры, но не привязываемся к ним и не обязаны повторять их снова и снова без изменений. Естественная тенденция в игре — начать игру и через какое-то время творчески ее изменить, чтобы игра стала еще интереснее и приносила большее удовольствие. Это — основа творческой игры. Только что дети играли в дочки-матери — и вот они уже супергерои, которые летают по комнате и спасают мир. Или другой пример: занятие, которое начинается с разминания пластилина, превращается в создание фигурок животных, которые затем бегают, прыгают и ползают по столу. Сюжет детской игры обычно развивается и варьируется, и мы хотим, чтобы дети с РАС могли участвовать в творческой игре вместе со сверстниками, а также проявлять инициативу и привносить собственные идеи в ходе этой игры. Именно так дети осваивают различные концепции: игру с воображением («понарошку»), ролевую игру, навыки использования бытовых предметов. Добавление материалов, идей или действий к изначальной теме мы условимся называть вариантами или углублением. Изменения затрагивают разные аспекты занятия, чтобы ребенок мог научиться разным концепциям, включая ту, что предметы могут использоваться разными способами (гибкая игра); также они помогают развивать творчество и воображение вашего ребенка и предотвращают скуку, продлевая тем самым процесс обучения.

Задание. Пробуйте разные способы изменения и развития сюжета игры

Нет единственно верного способа изменять или развивать игровой сюжет. На самом деле есть только один «неверный» способ — если вы начнете управлять игрой и ожидать от ребёнка, что он станет подражать каждому новому действию, которое вы в нее добавляете. Сначала убедитесь в том, что игра хорошо усвоена (вы повторили ее несколько раз) и что вы в той же степени следуете за ребенком, в какой он следует за вами. Если вам не приходят в голову никакие изменения игры, просто сделайте что-то новое с теми же материалами, пока ребёнок наблюдает за вами, и, если он не подражает вам и не пытается сделать что-то другое, помогите ему повторить ваше действие. Поощрите его за попытку, а затем просто позвольте делать все, что ему хочется, с предоставленными материалами.

Вот некоторые идеи для изменения игры:

Добавляйте новые материалы. После игры по очереди с игрушкой или предметом начните вводить в игровые занятия больше деталей и показывайте ребёнку, как добавлять их к сюжету. Например, если игра заключается в чирканье по бумаге фломастером, добавьте фломастер другого цвета; добавьте наклейки, которые можно наклеить на бумагу и закрасить, или возьмите восковые мелки и покажите, как их можно использовать, чтобы рисовать.

Изменяйте действия. После поочередного выполнения действия слегка измените его. Например, если игра заключается в строительстве башни из кубиков и вы по очереди кладёте кубик один на другой, начните выстраивать их в ряд, вместо того чтобы строить из них башню. А затем можно провезти по выстроенной из кубиков дороге машинку.

Измените игру, добавив более сложные действия. Например, если игра заключается в собирании пазла и вы с вашим ребёнком по очереди доставали детали пазла из контейнера и вставляли их в нужные места, вы можете изменить игру, достав сразу все детали. Разложите их на столе, покажите друг другу и назовите, прежде чем начать раскладывать по местам. Или еще один вариант игры для ребёнка, который умеет обращаться с простыми просьбами и называть картинки: предложите ему попросить деталь пазла у другого человека.

Резюме шага 4

Если вы выполнили предыдущие задания, вы разработали разные стратегии для варьирования и развития сюжета совместного занятия. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, вы теперь обладаете важными навыками соблюдения очередности и обучения совместным занятиям. Вы воспользуетесь этими навыками при изучении шага 5. Если нет, начните экспериментировать во время игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, пока не найдете занятия, для которых каждое из утверждений будет верно.

Тест. Получается ли у меня изменять и развивать игровой сюжет совместного занятия?

Я знаю, как добавлять новый материал в игру, в которую я играю с ребенком.

Я знаю, как добавлять в игру новые действия.

Я знаю, как усложнять игровые действия, добавляя новые варианты игры.

После того как я внес(ла) в игру изменения, мой ребенок чувствует себя комфортно: играет с предметами, иногда улыбается, сосредоточен на игре, спокоен, заинтересован или счастлив/возбужден — и продолжает соблюдать очередность.

 ШАГ 5. Завершите эту игру и перейдите к другому занятию

Зачем

После того как вы какое-то время поиграете, неизбежно произойдет одно из трёх возможных событий: устанет ребёнок, или устанете вы, или вы исчерпаете идеи и игра станет слишком однообразной. Когда обучающий эффект исчерпывается или когда вы или ваш ребёнок теряете интерес, наступает время отложить игрушку в сторону и перейти к следующему шагу: завершению игры. Идеально, если один из двух партнеров делает шаг к завершению, и вы продолжаете общаться как партнёры: следуете за вашим ребёнком, но предлагаете ему помощь в завершении.

Задание. Поддерживайте гармоничное партнерское общение во время завершения текущего занятия и перехода к следующему

Вот некоторые идеи по поводу того, как можно завершить совместное занятие и перейти к другому:

Если вы видите, что занятие исчерпало свой обучающий потенциал, предложите что-нибудь вроде: «Ты уже всё? Давай заканчивать?», после чего достаньте контейнер, в котором хранятся части игрушки, положите внутрь одну часть и предложите ребёнку сделать то же самое. Вы можете вдвоём сложить все части игрушки в контейнер, закрыть крышку и положить контейнер на место, после чего перейти к следующему занятию.

Ваш ребёнок тоже может сигнализировать вам о том, что пора заканчивать игру. Если он отказывается продолжать играть с предложенными материалами, отталкивает их, пытается уйти или начинает повторять действия таким образом, что вам становится затруднительно играть с ним по очереди, либо выказывает утрату интереса вялостью, — это все сигналы того, что пора закончить игру и начать убирать детали. Некоторые дети, хорошо знакомые с последовательностью этапов игры, могут сами сказать: «Всё» или начать убирать материалы, ведя вас за собой через процесс завершения.

Если занятие становится слишком однообразным, но ребёнок хочет его продолжать, предложите другое занятие, которое будет для него настолько привлекательным, что у него сохранится мотивация играть с вами. Покажите ребёнку новую игрушку, пока он все ещё однообразно играет с первой. Покажите, как с ней можно играть, чтобы она выглядела по-настоящему привлекательной. Если ребёнок потянется к ней, поменяйтесь: дайте ребёнку новую игрушку в обмен на старую (быстро уберите старую игрушку из поля зрения ребенка). Есть шанс, что всё пройдет хорошо, и вы окажетесь в начальной фазе нового совместного занятия. Если же ребёнок все-таки возмущается, отдайте ему обратно одну-две детали (минимальное количество) прежней игрушки и попытайтесь через несколько минут обменять их на новую игрушку. В конце концов вашему ребенку станет скучно, и он согласится на обмен.

Когда вы переходите к другому занятию, как вы выбираете, чем именно заняться: сенсорной социальной игрой или совместной игрой с предметами? Мы рекомендуем чередовать эти типы занятий — для оживленности и разнообразия. Сенсорные социальные игры лучше всего проводить в то время, когда вы хотите оптимизировать возбуждение ребёнка и его мотивацию к обучению. Некоторые дети оказывают явное предпочтение одному или другому типу занятий. Например, если ребёнок предпочитает совместные игры с предметами, вам стоит сделать сознательное усилие и добавить в репертуар сенсорные социальные игры; для ребёнка, который не интересуется предметами, вам нужно будет очень постепенно выстроить репертуар совместных занятий с предметами. Со временем, по мере того как игры вашего ребенка станут более зрелыми и сложными, вы обнаружите, что естественным образом станете включать все больше социальных взаимодействий в совместные занятия с предметами. Эти два типа занятий со временем будут становиться все более похожими. Подумайте о дошкольниках, которые играют в переодевание или с пластмассовыми фигурками героев — в их игре столько же социальных элементов, сколько действий с предметами. Однако все программы дошкольного образования (в детских садах и подготовительных классах) предусматривают занятия обоих типов. Свободная игра часто предполагает больше действий с предметами, а совместные игры в кругу, как правило, включают в себя песни, пальчиковые игры и другие сенсорные социальные игры. Занятия с книгами и ролевые игры часто объединяют оба типа занятий. Убедитесь, что вы обучаете ребёнка тем же играм, в которые играют его сверстники (как сенсорным социальным играм, так и совместным занятиям с предметами): это подготовит вашего ребёнка к обучению в группе.

Резюме шага 5

Если вы выполнили все задания этого раздела — вы освоили все фазы совместного занятия, и теперь у вас есть несколько игр, в которые вы ежедневно играете вместе с ребёнком. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, значит, теперь вы владеете важными навыками соблюдения очередности и обучения совместным занятиям. Если нет, начните экспериментировать во время игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, пока не найдете занятия, для которых каждое из утверждений будет верно.

Тест. Удаётся ли мне завершить одно совместное занятие и перейти к следующему?

Я замечаю, когда мой ребёнок теряет интерес к совместному занятию.

Я могу определить, когда занятие становится слишком однообразным или когда уровень возбуждения ребёнка повышается (понижается) настолько, что это препятствует процессу обучения.

Мой ребенок помогает мне убрать игрушки по окончании совместного занятия.

Если мой ребёнок сопротивляется завершению занятия, я использую восстановительные стратегии (предлагаю выбор, ввожу в действие новую игрушку, обмениваюсь материалами), чтобы помочь ему перейти к новому занятию.

Я могу помочь ребёнку перейти к новому совместному занятию, удерживая его внимание и продолжая с ним взаимодействовать.

ШАГ 6. Создавайте совместные занятия в ходе повседневных дел, чтобы стимулировать разностороннее развитие ребёнка

Зачем

Все типы гигиенических процедур и повседневных режимных моментов имеют структуру совместного занятия. Например, во время приёма пищи есть подготовка к игре (когда вы моете ребёнку руки, сажаете его в стульчик, повязываете нагрудник), процесс игры (накладывание еды, после чего ребёнок начинает есть), один или несколько новых вариантов (вы тоже садитесь, как правило, рядом с ребёнком, общаетесь с ним, что-то сами едите, а возможно, делитесь едой с ребёнком, реагируете на его просьбы и отказы вашего ребёнка, предлагаете питье или другие блюда), а также завершение игры (вопрос: «Ты поел?», вытирание рук и лица, снимание нагрудника, убирание подноса, вытаскивание ребёнка из стульчика).

Важно изыскать как можно больше возможностей для совместных взаимодействий с ребёнком в ходе гигиенических процедур и повседневных режимных моментов. Если думать о каждой повседневной процедуре как о возможности совместного занятия, это поможет создать новые способы взаимодействия. Иногда сложно выделить достаточно времени, чтобы сесть и поиграть с ребёнком, поэтому, если вы найдете способы включить совместные занятия в повседневные дела, вы обеспечите своему ребёнку регулярные тренировки и массу возможностей для обучения. Мы только что описали четыре фазы приёма пищи, которые могут быть представлены как четыре фазы совместного занятия. Потратьте немного времени на размышления о купании. Подумайте, как можно применить к этой процедуре четыре шага совместного занятия (подготовка к игре, процесс игры, добавление новых вариантов игры, завершение игры и переход к другому занятию). Подумали? Теперь читайте дальше — посмотрим, насколько ваши мысли совпали с нашим «сценарием».

Подготовка к игре: вы с ребёнком пришли в ванную, включили воду, раздели его.

Процесс игры: ребёнок находится в воде, вы его намыливаете и ополаскиваете.

Добавление новых вариантов: вы называете части тела, когда моете их; вы играете с пузырями и с игрушками для ванны, со струйкой воды; еще можно плескаться, брызгаться, двигать руками под водой и т. д.

Завершение игры и переход к следующему занятию: ребенок вылезает из ванны, вы вытираете его и одеваете в пижаму.

Как же можно создать взаимодействие, подобное описанному нами выше, таким образом, чтобы ваш ребёнок по-настоящему в нем участвовал, соблюдая очередность в занятии? Ваш ребёнок может участвовать в подготовке игры, если он заходит в ванную вместе с вами (то есть вы не несёте его на руках), помогает вам включить воду или подставляет руки под воду, чтобы проверить, подходит ли ему температура; самостоятельно бросает любимые игрушки в воду, принимает участие в процессе раздевания — даже если пока что он может только стянуть через голову футболку или снять носки, а затем положить одежду в корзину для белья. А еще ребёнок может потянуться к вам и, возможно, что-то сказать в ответ на ваше предложение поднять его и поместить в воду (то есть вы не берёте при этом ребёнка молча, подходя к нему сзади). Как ребёнок может участвовать в процессе игры? Он может по очереди с вами самостоятельно намыливать себе живот, грудь, руки и ноги губкой; протягивать вам мыло; помогать втирать шампунь в волосы; держать ковшик, когда вы наполняете его водой; лить воду на намыленные грудь и живот. Все это — возможности для соблюдения очередности, сопровождаемые речью и моделированием действий.

Добавление новых вариантов, возможно, лучше продумать заранее, потому что это — отличное время для игрового взаимодействия в процессе купания. Вместо того чтобы класть мыло на живот ребёнка, положите его ему на голову. В ходе игры с резиновой уточкой положите мыло на голову уточке («Мыло на уточке!»).

Завершение игры может включать в себя уборку: ребёнок может положить игрушки в контейнер, а мыло в мыльницу. Он может сесть, чтобы его вытерли, вытягивать по вашей просьбе руки и ноги, помогать вам вытирать и расчесывать волосы, размазывать лосьон по животу и ногам и т. д. Все процедуры, которые вы обычно проводите, могут включать в себя участие ребёнка — и таким образом стать временем интенсивного развития речи и навыков общения и взаимодействия.

Потребует ли это больше времени? Да, конечно — ведь вы превращаете все ваши повседневные режимные моменты в основанную на взаимодействии игру и реализуете возможности для обучения, которые может воспринять ваш ребенок. Гораздо легче делать все эти дела безо всякой структуры; в конце концов, мы часто просто хотим поскорее покончить с купанием! Легче и быстрее одеть ребёнка, поменять ему подгузник или накормить его под включенное видео, которое он смотрит. Однако когда вы добавите в совместные дела четырехшаговую структуру соблюдения очередности, вы предоставите вашему ребёнку множество возможностей для обучения. Вы поможете ему узнать, что будет дальше, какая у этого занятия структура, когда оно начнется и когда закончится. Это сделает занятие более предсказуемым и даст ребёнку возможность предвкушать, а не просто быть пассивным объектом вашей заботы. Вы поможете вашему ребёнку узнать значения слов, жестов и последовательности действий, существующие в повседневной жизни. Вы поможете вашему ребёнку научиться подражать, наблюдать и делать что-либо, обращать внимание на других людей и реагировать, когда кто-то к нему обращается.

Почти каждое занятие, которое связано с ребёнком, может стать совместным: чистка зубов, приготовление пищи с участием ребенка, одевание и раздевание, прогулка, укладывание спать, поездка за город. Когда повседневная жизнь ребёнка включает в себя все эти возможности для обучения, которые реализуются в постоянном взаимодействии с вами и другими окружающими его людьми, ваш ребёнок получает вмешательство на постоянной основе. Вы сами, скорее всего, обнаружите позитивную сторону этого: ребёнок будет чаще улыбаться в ходе этого взаимодействия, а ведь нет ничего более приятного для родителя, чем счастливый, полный энтузиазма ребёнок! Следующее занятие предоставит в ваше распоряжение инструменты, которые помогут вам обнаружить структуры потенциального совместного занятия в ходе ваших повседневных игр и процедур по уходу за ребёнком.

Задание. Продумайте структуру совместных занятий на основе ваших повседневных дел

Уделите некоторое время в течение следующих нескольких дней, наблюдая себя и ребёнка во время различных занятий в шести областях, которые мы обсуждали в статье «Как привлечь внимание ребёнка»:

Игра с игрушками или другими предметами.

Совместная игра.

Приём пищи.

Гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать).

Занятия с книгами.

Работа по дому.

Вот несколько идей относительно того, как превратить повседневные дела в совместные занятия:

Подумайте, используете ли вы для каждого из вышеперечисленных шести типов занятий 4-ступенчатую структуру. Какие занятия включают в себя подготовку, процесс, внесение изменений в процесс и завершение/переход к другому занятию? В каких делах этой структуры недостаёт и её появление могло бы их улучшить? Начните составлять список идей для потенциальных занятий, включающих действия, которые вы можете делать для каждого из этапов 4-ступенчатой структуры и от которых ваш ребенок может получить удовольствие. Если вы не уверены в том, как отреагирует ребёнок, не беспокойтесь. Вы всегда можете попробовать то или иное занятие и при необходимости внести изменения, исходя из того, что сработало, а что нет. После того как вы определите содержание какого-либо процесса, подумайте над тем, как его можно изменять. Затем подумайте над завершением. Удалось ли вам предусмотреть участие ребёнка в фазе завершения? И наконец, подумайте в том же духе о подготовительном этапе занятия. Сможете ли вы начать занятие вместе с ребёнком таким образом, чтобы он ожидал, что последует дальше, и был готов участвовать? После того как вы определитесь с основными составляющими совместного занятия, попытайтесь, основываясь на ваших наблюдениях, ответить на следующие вопросы для каждого из перечисленных выше шести типов занятий:

Как мы с ребёнком можем пройти этап подготовки игры совместного занятия?

Что представляет собой процесс игры? Как мы можем соблюдать очередность в рамках этого процесса?

Какие варианты можно добавить в игру? Как вы можете ее усложнить?

Какими будут действия по очереди во время игры по новым правилам?

Как мы с ребёнком сможем завершить занятие? Как сможем вместе перейти к следующему?

Вот некоторые конкретные идеи относительно того, как можно преобразовать повседневные занятия в совместные, структурируя их по схеме:

Занятия с книгами

Подготовка к игре. Выберите книгу — одну из двух, а затем займите положение перед ребёнком лицом к лицу.

Процесс игры. (Очередь ребёнка:) Ребенок открывает книгу и смотрит на картинку, на которую вы указали (или которую назвали). (Ваша очередь:) Вы показываете и называете следующую картинку. Повторите несколько раз.

Добавление новых вариантов. Вы добавляете что-то новое: выполняете какое-либо описанное в книге действие, или считаете утят, или поете песенку, относящуюся к содержанию книги. Изменения также включают в себя работу со следующими страницами книги, обращенную к ребенку просьбу показать на что-то самому, задавание вопросов. Не торопитесь придумывать новые варианты, пока занятие с книгой не кажется вам слишком однообразным.

Завершение/переход. Ребёнок помогает положить книгу обратно на место и идет выбирать другую игрушку.

Смена подгузника

Подготовка к игре. Вручите вашему ребёнку подгузник (это подскажет ему, чего ожидать дальше) и пройдите вместе с ним, держа его за руку, в то место, где будете менять подгузник. Пусть ребёнок протянет к вам руки, чтобы вы его подняли.

Процесс игры. Пусть ребёнок сам вручит вам подгузник, влажные салфетки и т. д.

Добавление новых вариантов. Поиграйте в совместную игру, пока ребёнок все еще лежит после того, как вы надели на него чистый подгузник («Ладушки», «Идет коза рогатая» и т. д.)

Завершение/переход. Ваш ребёнок садится, протягивает руки, чтобы его подняли, сам выбрасывает грязный подгузник в мусорную корзину и отходит от места смены подгузника.

Приём пищи

Подготовка к игре. Ваш ребёнок протягивает руки, чтобы вы подняли его и посадили в высокий стульчик, помогает надеть на себя нагрудник, выбирает, с чего начать — с еды или питья.

Процесс игры. Сначала ваш ребёнок, затем вы начинаете есть и пить.

Добавление новых вариантов. Новая еда, новые продукты на выбор, угощение друг друга, имитационные игры, использование ложки или вилки, кормление понарошку куклы или плюшевой игрушки.

Завершение/переход. Пусть ребёнок отдаст вам тарелку, чашку, ложку; поможет вытереть себе руки и лицо, протереть поднос; протянет руки, чтобы его вынули из стульчика и поставили на пол.

Прогулки

Подготовка к игре. Приготовьте носки и обувь, пусть ребёнок сядет рядом с дверью и поможет вам надевать на него носки, обувь и куртку. Вместе откройте дверь, выйдите и закройте дверь.

Процесс игры. Любое занятие, которое выбирает ребёнок. Соблюдение очередности может заключаться в том, что ребёнок каким-либо образом показывает (просит) покачать его на качелях (раскачивайте ребёнка стоя лицом к нему, а не сзади, чтобы вы могли взаимодействовать, касаться его ног и т. д.), в бросании мячика друг другу, совместном копании в песке, подхватывании ребёнка внизу горки и т. п.

Добавление новых вариантов. Добавьте в ваше взаимодействие еще одно занятие

Завершение/переход. Сложите мячики, лопатку и другие предметы и игрушки. Возьмитесь за руки, чтобы зайти в дом. Снимите обувь, носки, куртку и уберите их. Вымойте руки и попейте что-нибудь.

Переодевание

Подготовка к игре. Вытащите одежду и положите её на пол или на кровать — на любое место, где вы будете одевать ребёнка.

Процесс игры. Протяните ребенку футболку, помогите ему продеть в футболку голову и т. д.

Добавление новых вариантов. Добавьте еще один предмет одежды.

Завершение/переход. Завершите переодевание песенкой, аплодисментами, закрыванием ящиков комода или дверцы шкафа. Можете посмотреть с ребенком в зеркало и назвать каждый предмет одежды или провести какой-то другой ритуал.

Резюме шага 6

Если вы выполнили все приведенные выше задания, у вас есть представление о том, какие совместные занятия с ребенком вы можете включить во все ваши повседневные дела. Теперь вы думаете об этих делах как о возможностях для ребенка принять в них участие. Эти занятия послужат основой для соблюдения очередности и обучения вашего ребенка разнообразным навыкам. Проверьте, можете ли вы согласиться с большинством утверждений из приведенного ниже списка. Если это так, у вас есть планы использования структуры совместного занятия для вовлечения вашего ребенка в большое количество интерактивных обучающих ситуаций во время всех ваших повседневных дел. Если нет, начните экспериментировать во время игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, пока не найдете занятия, для которых каждое из утверждений будет верно.

Тест. Получается ли у меня проводить с моим ребенком разные совместные занятия?

Я знаю, как организовать подготовку к различным играм с игрушками и другими предметами, которые нравятся моему ребенку, или совместным играм без игрушек.

Я знаю, как построить процесс игры таким образом, чтобы вызвать у моего ребёнка улыбку.

У меня есть идеи по поводу добавления новых вариантов, материалов или игровых действий в эти игры, и, мне кажется, они понравятся моему ребёнку.

У меня есть идеи относительно того, как мой ребёнок поможет мне завершить текущее занятие и выбрать новое.

У меня есть идеи, как использовать 4-ступенчатую структуру совместного занятия во время приема пищи.

У меня есть планы, как использовать 4-ступенчатую структуру совместного занятия во время прогулок.

Я попытался(ась) применить 4-ступенчатую структуру для занятий с книгами.

Я использую 4-ступенчатую структуру совместного занятия во время гигиенических процедур и повседневных режимных моментов (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать).

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ

В этой главе основное внимание было уделено тому, как создать «танец для двоих» в совместных занятиях с вашим ребенком, имеющих 4-ступенчатую структуру. Эти занятия могут включать использование предметов и игрушек или проводиться без них. Обычные гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты могут быть преобразованы в совместные занятия с 4-ступенчатой структурой. Создание процесса взаимодействия с ребёнком, основанного на очередности, увеличивает количество возможностей для обучения вашего ребёнка, для овладения речью и построения взаимодействия с другими людьми, а также позволяет ребенку активно участвовать в повседневной жизни и узнавать, из чего она состоит. Теперь ваша очередь — радуйтесь и веселитесь!

Занятия с использованием 4-ступенчатой структуры

Пример занятияПодготовка к игреПроцесс игрыНовые вариантыЗавершение/переход
Железная дорогаВыберите, какие вагончики использовать и где расположиться для игрыПо очереди соединяйте рельсы и вагончики, возите поезда по железной дорогеПоезда могут терпеть крушения, ехать вверх и вниз по мостам, через туннели, поворачивать медленно и быстро. В вагонах могут путешествовать люди и животные (на крышах)Уберите рельсы и вагончики в контейнер и выберите другое занятие
Игра с использованием предметов и игрушек    
Совместная игра    
Прием пищи    
Гигиенические процедуры и повседневные режимные моменты (купание, переодевание, смена подгузника, укладывание спать)    
Занятия с книгами    
Работа по дому    

СПИСОК НА ХОЛОДИЛЬНИК

Цель: научить ребенка взаимодействию по очереди, основанному на 4-ступенчатой структуре совместных занятий.

Действия:

Разместите себя напротив ребёнка, а важные материалы между вами.

Оставайтесь в фокусе внимания ребёнка! Убедитесь в том, что ребёнок наблюдает за вашими действиями.

Проговаривайте свои действия, называйте предметы, добавляйте в игру простые слова, песни и звуковые эффекты.

Применяйте 4-ступенчатую структуру совместного занятия для игр, гигиенических процедур и повседневных режимных моментов, которая включает:

1) подготовку к игре;

2) процесс игры;

3) добавление новых вариантов;

4) завершение игры и переход к следующему занятию.

Соблюдайте очередность и поддерживайте

Источник: Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.