ТЕАССН (сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children — терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Программа ТИЧ была впервые разработана в 1965 году Школой Медицины, Университет Северной Каролины, Чапел Хилл. На данный момент ТИЧ широко используется для помощи и сопровождения людей с аутизмом на протяжении всей жизни.
Цель — создать для людей с аутизмом условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям. В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам коррекции аномального поведения.
- Крупная моторика
- Мелкая моторика
- Координация руки и глаза
- Имитация
- Восприятие
- Познавательная деятельность
- Речь
- Самообслуживание
- Социальные отношения
Для того, чтобы все эти знания ребенок усваивал быстро и качественно, психолог использует метод визуальных подсказок или индивидуальных расписаний.
Для каждой сферы выпущены отдельные книги с рекомендациями, оценочными листами и возможными заданиями. На русском они не издавались.
На русский язык достаточно давно был переведен сборник упражнений по программе ТЕАСН (Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет) Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH). То есть это не сама программа – а примерные упражнения, которые можно использовать при работе по данной программе. Данные упражнения также могут быть интересны тем, кто занимается с детьми по АВА.
Задачи обучения:
- Максимально развить независимость ребенка.
При построении программ и выборе заданий акцент делается на возможностях ребенка справиться с ними максимально самостоятельно. Для этого в самом задании заложены подсказки для ребенка. Кроме того, цели, которые психолог и родители ставят перед ребенком, максимально приближены к актуальному уровню развития ребенка.
- Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими (общаться, играть)
Психолог уделяет много внимания развитию навыков коммуникации. Это может быть вербальная или невербальная (жестовая, знаковая, карточная) коммуникация. Основная задача – научить ребенка общаться социально приемлемым и понятным для других способом. Для отработки навыков коммуникации дети работают не только один на один с педагогом, но и включаются во взаимодействие с другими детьми во время групповых заданий.
- Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные умения и индивидуальные способности
В программу ребенка включены задания на развитие основных академических навыков в чтении, письме, математике, ориентации в окружающей среде, времени и т.д.
- Стимулировать генерализацию навыков так, чтобы все новые знания ребенок мог максимально часто и эффективно использовать дома, в саду, школе
Очень важно, чтоб приобретенный навык ребенок мог применить вне кабинета психолога, в других условиях и с другими людьми. Для этого очень важно, чтобы родители активно включались в процесс обучения и придерживались одной стратегии с психологом. Для того, чтобы навык сформировался, необходимо, чтобы все то, что сформировано в кабинете, родители отрабатывали дома, в естественной среде.
- Развивать чувство себя, понимание себя
В программу включены задания на развитие эмоциональной сферы, которые помогают ребенку лучше понимать себя, свои чувства, свою реакцию на те или иные ситуации. Кроме того, важная часть работы – это развитие понимания того, что мои чувства, желания, потребности могут не совпадать с чувствами других людей.
Основные принципы концепции ТЕАССН
Аутизм – это всестороннее нарушение развития. Люди с аутизмом в течение всей своей жизни ограничены данным расстройством. Поэтому они нуждаются в поддержке и сопровождении во всех сферах жизни и на протяжении всего жизненного пути.
Помощь в сопровождении людей с аутизмом осуществляется в форме так называемого принципа двух путей. Их, образно выражаясь, можно рассматривать как людей другой культуры. Они воспринимают мир по-другому, учатся по-другому, у них другие ценности, правила и интересы. Однако, тем не менее, они живут в мире, который создан нашей «неаутистической культурой», которая предъявляет соответствующие требования людям другой культуры, т.е. людям с аутизмом. Чтобы вести максимально независимую жизнь, они должны получать поддержку при развитии их способностей и навыков, которые помогают им соответствовать предъявляемым нашим миром требованиям. Но вместе с этим мы должны «прислушиваться» к людям с аутизмом и создавать им такое окружение, где в значительной мере компенсируется дефицит и трудности, вызванные аутистическим нарушением. Это дает возможность изучать новые типы поведения.
Люди, которые работают с аутистами, не должны являться специалистами только в своей узкой области (логопедия, психология, дефектология), они должны быть специалистами по аутизму.
Существенную роль играет сотрудничество с родителями. В то время как профессионалы могут помогать своими знаниями как «специалисты по аутизму», родители предстают в роли «специалистов по своему ребенку». Родители – важный источник информации для составления программы помощи и неотъемлемые партнеры при осуществлении такой программы. Без их помощи практически невозможна эффективная помощь, которая должна включаться в повседневную жизнь ребенка.
Существенным признаком аутистического расстройства является неравномерный профиль развития такого человека, который не позволяет по уровню развития способностей в одной области сделать вывод о развитии способностей в другой. Это значит, что люди с аутизмом, с похожими проявлениями аутистического нарушения и похожим уровнем развития могут иметь абсолютно разные трудности и проблемы. Следовательно, им требуются также разные виды и масштабы помощи. Поэтому центральное значение имеет индивидуализация помощи. Каждому человеку необходима своя специальная программа, и при ее внедрении важно определить, что же может быть полезно именно этому конкретному человеку.
Для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы необходима полная и актуальная информация о способностях, интересах и специфических проблемах в различных сферах жизни. Сильная сторона ТЕАССН – это наличие диагностики РЕР (Psychoeducational Profile) — психолого-образовательный профиль. РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения для таких детей.
Все программы помощи ориентированы на сильные стороны и интересы человека с аутизмом и используют их для компенсации слабых сторон. Особое значение в конкретном планировании оказания помощи имеют способности, уже сформированные у человека с аутизмом и которые можно усовершенствовать путем целенаправленной поддержки.
Как определяется программа обучения?
Первым этапом работы является диагностика. Определяются стиль обучения ребенка, актуальные потребности развития, сильные стороны. На основе собранных данных и с учетом возраста ребенка определяется программа обучения. Важным процессом в работе является консультирование родителей по обучающим стратегиям с целью поддержания их дома.
Чем TEACCH отличается от АВА?
Цель программы TEACCH — максимальное развитие самостоятельности и гибкости детей с аутизмом. Программа включает не только интеллектуальное развитие, но и обучение навыкам социального взаимодействия, саморегуляции, ориентации в быту. Вся программа построена на актуальных способностях ребенка, преследует планомерное развитие, основанное на ИНТЕРЕСАХ и СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ ребенка. Психолог, работающий с ребенком, не использует подкрепление, а помогает ребенку получать удовольствие от самого процесса обучения.
Программа имеет четкую структуру, позволяющая получать видимый результат и постоянно увеличивать объём и сложность учебного материала. TEACCH включает не одну, а сразу несколько сфер, с которыми психолог и родители работают одновременно, помогая ребенку социализироваться и развиваться.
Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист