ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Слуховая терапия А. Томатиса

Приблизительно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, переучить мозг воспринимать информацию без эмоциональной окраски, которая мешает правильному восприятию информации и включает защитную функцию.

Когда можно применять метод «Томатис»?

—  Нарушение речи

—  Коммуникативные расстройства

—  Проблемы обучаемости

—  Проблемы концентрации внимания

—  Задержка психического развития

—  Проблемы психомоторного развития

—  Расстройства аутичного спектра

—  Аффективные и эмоциональные расстройства

—  Первазивное расстройство развития

—  Личностное развитие и эмоциональное равновесие

—  Развитие голосовых данных и музыкальности

—  Подготовка к родам

Томатис для детей включает в себя терапевтические программы для детей в возрасте от 24 месяцев до 12 лет, направленные на:

  • ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки);
  • лечение задержек в развитии, аутизма;
  • лечение расстройства речи (заикание, дислексия);
  • лечение расстройства моторно-двигательных функций (гиперактивность);
  • решение проблем с учебой в школе (дефицит концентрации внимания);
  • развитие усидчивости;
  • тренировку вестибулярного аппарата;
  • укрепление вегетативной нервной системы;
  • снятие возбужденности, раздражительности, страха.

Также метод Томатис эффективен при:

  • трудностях в обучении письму и чтению вслух у младших школьников;
  • плохом понимании прочитанного материала;
  • неспособности писать под диктовку;
  • неорганизованности;
  • трудностях с пробуждением и усталости в конце дня;
  • отсутствии интереса к учебе;
  • неуверенности в себе (низкая самооценка);
  • для развития коммуникативных навыков у детей.

Томатис для подростков

 Включает в себя терапевтические программы для подростков 12–17 лет, направленные на:

  • устранение дефицита концентрации внимания;
  • усовершенствование процессов восприятия информации и способности к обучению;
  • лечение дислексии.
  • Также метод Томатис поможет:
  • при проблемах, возникших при изучении иностранных языков;
  • при расстройствах настроения (депрессия и т.д.);
  • развить или улучшить коммуникативные навыки.

Многие дети в возрасте от 4 до 16 лет страдают от различных нарушений обучаемости. Эти нарушения вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социоэкономическими условиями, и не психоаффективным расстройством.

Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период.

К таким нарушениям относятся дислексия (нарушение чтения), дизорфография (неспособность соотнести звуки речи с письмом) и диспраксия (неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений). К нарушениям обучаемости также относят дисфазию (нарушение устной речи) и дискалькулию (неспособность к арифметике и счету).

Эффект метода «ТОМАТИС» основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации.

Благодаря этому, метод «ТОМАТИС» может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи.

Метод «ТОМАТИС» не устраняет эти проблемы, но, по крайней мере, помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.

Сегодня метод используется в более чем 250 центрах во всем мире. В них работают специалисты в области психологии, медицины, образования, трудотерапии и музыки.

За эти годы, доктор Томатис развивал довольно сложную теорию, которая основана на взаимодействии слухового восприятия с голосом. Этот краткий обзор может только наметить некоторые из основных идей в теории Томатиса. Значительное число научных разработок и практических исследований подтверждают эффективность этого метода. Кроме того, клинические результаты, полученные практикующими врачами, доказывают, что метод Томатиса работает.

Краткий обзор теории А.Томатиса (Пьер Салье. Слуховая терапия А.Томатиса)

Ухо

Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций, которые необходимо рассмотреть. Все они учтены в методе Томатиса. Одна из самых важных функций уха – вестибулярная. Вестибюль, принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря вестибюлю мы способны ориентироваться в окружающем пространстве. Вестибюль – также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации.

Другая часть внутреннего уха – улитка, она выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи. Вестибюль и улитка связаны и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации. Тактильные, зрительные и слуховые сигналы проходят через вестибюль и улитку, но согласно теории Томатиса, функции уха на этом не исчерпываются.

Функция энергии

Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет » заряжающими звуками » и считает, что звуки c низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов, активизируя полукруглые каналы вестибюля. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект можно легко наблюдать у людей, слушающих тяжелую музыку (реп или рок). С другой стороны, произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное воздействие.

Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии » и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше, стремительно развивающееся общество.

Функция слушания

Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Томатис проводит четкую грань между слушанием и слышанием.

Слышание – пассивный процесс; слушание – активный и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо или концентрировать свое внимание. Их проблема – неспособность слушать. В результате, они не могут сконцентрироваться и имеют трудности с чтением. Если вы хотите узнать, имеете ли вы или ваш ребенок проблемы со слушанием, смотрите превосходный контрольный список Пауля Мадаул в конце этой статьи.

Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровывать ненужную информацию. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы можем не обращать внимания на различные раздражители, исходящие из внешней среды или непосредственно от нас; это позволяет нам сосредоточивать свое внимание и концентрироваться, не испытывая чувства растерянности или беспомощности перед наплывом огромного количества информации. Мы можем сортировать и организовывать эту информацию, определяя её значимость, не испытывая при этом чувства перегруженности. С другой стороны, когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учебе, в общении и в социальных навыках.

«Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды». (Цитируется: Paul Madaule, L.P. and Valerie Dejean, O.T., «The Listening Function»)

Доминирующее ухо

К удивлению многих, все мы имеем доминирующее ухо, причём у одних доминирует правое, у других – левое ухо. Те, у кого доминирует правое ухо, способны улавливать и обрабатывать слуховую информацию быстрее, чем люди с доминирующим левым ухом. Поэтому «правши» способны лучше управлять параметрами собственного голоса и речи: интенсивностью, частотой, тембром, ритмом и потоком предложений. Программа Томатиса позволяет клиентам обучиться использовать свое правое ухо более эффективно, с целью обретения лучшего контроля над голосом. В различных жизненных ситуациях это помогает сохранять самообладание и уверенность в себе.

Несколько независимых исследователей, оценивая результаты воздействия метода Томатиса на заик (Badenhorst, 1975), заключили, что «индивидуумы с доминирующим правым ухом продемонстрировали превосходную способность к спонтанному и адекватному эмоциональному реагированию на различные стимулы. Как правило, „правши“, являлись более открытыми и более отзывчивыми натурами, имевшими меньшую склонность к беспокойству, напряженности, расстройству и агрессии. Эти результаты полностью соответствовали предсказаниям теории Томатиса». (Цитируется: Van Jaarsveld and Duplessis, S. Afr. J. Psychology, 1988, 18 (4)).

Взаимосвязь уха и голоса

Говоря о функции уха, нельзя не вспомнить о голосе: они связаны между собой необычным образом. На основе накопленных экспериментальных данных, Томатис в 1953 году представил доклад во Французскую академию наук, в котором устанавливается следующий закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».

Как следствие, улучшение слуха приводит к изменению голоса. Это явление можно наблюдать у певцов, имеющих проблемы с голосом. Во многих случаях причиной голосовых проблем являются проблемы со слухом, поскольку ухо не способно проконтролировать точность звука, чтобы воспроизвести его. Это приводит к тому, что многие певцы начинают «выдавливать» из себя звуки вместо того, чтобы попробовать преодолеть эту трудность. Как только решаются проблемы со слухом, голос восстанавливает свой полный потенциал. Не удивительно, что многие известные певцы, к примеру, Мария Каллас, консультировались в центре Томатиса.

Дети с плохим слухом часто имеют проблемы с обучением и обладают монотонными, плоскими, а иногда и резкими голосами. Резкий голос, например, указывает на неспособность анализировать высокие созвучия и на доминирование левого уха. Улучшая слуховые способности и развивая правое ухо ребёнка, можно заметить, как его голос начинает воспроизводить богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах.

Когда появляется слух

Ещё в начале своей карьеры Томатис утверждал, что зародыш, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Научные исследования подтвердили эту идею, которая в настоящий момент является непреложной истиной.

Ухо зародыша начинает полноценно функционировать в четыре с половиной месяца. Генри Труби (1) сообщает, что шестимесячный зародыш перемещает свое тело в ритм речи матери. Основываясь на исчерпывающем обзоре научной литературы, Томатис (2) заключил, что голос матери, не только служит эмоциональным питательным веществом для ребенка, но также и готовит его к приобретению языковых навыков после рождения.

По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые зародыш слышал в матке. По реакции детей и взрослых ясно, что использование голоса матери оказывает сильное воздействие: дети часто успокаиваются, как будто голос успокаивает их; они проявляют больше любви и привязанности, особенно, к матери. Приемные дети достигают лучшего контакта со своей приемной матерью. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.

Поскольку Томатис использует голос матери как часть терапевтического процесса, некоторые люди неверно заключили, что ответственность за трудности ребенка он перекладывает на мать. Это не отражает позицию Томатиса вообще. Использование голоса матери представляет собой терапевтический инструмент, посредством которого создается или восстанавливается связь между матерью и ребенком, который не развивался полноценно. Сотни исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что эта связь изначальна – основа персональной безопасности и начало взаимодействия с миром.

Используя голос матери, Томатис стремится привить ребенку желание повторно соединиться с матерью и услышать её голос, как впервые. Этому «психологическому» подходу должна сопутствовать конкретная работа, цель которой, – построить заново систему восприятия. Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что метод Томатиса предлагает чёткую систему для более гармоничного и совершенного развития.

Программа слушания 

Сначала слуховые возможности ребенка тестируется с помощью специального аудиометра. Затем составляется индивидуальная программа.

Обучение слушанию проводится с помощью использования звукового воздействия, которое генерируется при помощи специального электронного устройства. Во время тренировки ребенок слушает в наушниках музыку, которая прошла специальную акустическую обработку.

Чтобы изменить функцию слушания, интенсивное вмешательство требуется с самого начала. Курс аудиотренировок состоит из нескольких сессий для стимуляции функций мозга, развития его способности эффективной обработки сенсорной информации. Первые 15 дней используется звуковая стимуляция, продолжительностью два часа в день. Последующие блоки обычно короче и проводятся с перерывом в один или два месяца. Активная работа с микрофоном применяется для того, чтобы помочь ребенку или взрослому научиться слушать свой собственный голос.

Принципы действия метода ТОМАТИС

Действие метода основано на следующих научно обоснованных подходах:

  • Аудиотренировки выполняются с использованием специально обработанных скрипичных концертов Моцарта. Благодаря контрастности, непредсказуемым изменениям интенсивности звука и его тембра мозг «удивляется», вследствие чего начинают развиваться механизмы звукового внимания.
  • Наушники специальной конструкции обеспечивают передачу звуковых колебаний посредством как воздушной, так и костной проводимости. Воздействие звукового сигнала на молоточек, стремечко и крохотные мышцы, приводящие в движение улитку и вызывающие колебания вестибулярной мембраны среднего уха, тренируют эту самую миниатюрную «мускулатуру» нашего организма. К тому же, благодаря костной проводимости сигнал передаётся прямо во внутреннее ухо и улучшает его регуляцию.

Указанные процессы превращают акустическую вибрацию в электрический импульс, при этом происходит стимуляция активности головного мозга под воздействием сигналов, поступающих от внутреннего уха, и заряжение энергией тела.

 В результате применения метода «ТОМАТИС» наблюдаются улучшения по следующим показателям

— концентрация внимания

— понимание устной и письменной речи

— способность к коммуникации

— навыки чтения

— устная и письменная речь

— двигательные навыки

— скоростные реакции

— чувство ритма

— уверенность в себе

— поведение в целом

Когда ждать результатов при прохождении терапии ТОМАТИС?

Использование метода ТОМАТИС приводит к изменениям на поверхностном и глубинном уровнях.

На поверхностном уровне первые результаты аудиотренировок становятся заметными достаточно быстро, спустя несколько недель (в некоторых случаях – даже дней) с момента начала занятий.

При этом следует понимать, что в результате перестройки на глубинном уровне, происходящей под воздействием терапии, происходит восстановление внутреннего равновесия индивидуума и, как следствие, изменение – в лучшем смысле слова – личной системы ценностей. Такие глубинные преобразования менее заметны и происходят медленнее.

Важным преимуществом метода является длительное сохранение достигнутых положительных изменений, их продолжение по окончании курса аудиотренировок по методу ТОМАТИС.

Качественное проведение аудиотренировок с применением «Электронного уха» обеспечивает сохранение результатов на несколько лет, поскольку при этом происходит нормализация состояния человека и продолжается положительное развитие.

Тем, кто уже занимался по методике ТОМАТИС, для восстановления равновесия и возвращения к непрерывному развитию достаточно спустя некоторое время по окончании тренировок пройти курс активирующей программы.

Чем обусловлен интенсивный курс аудиотренировок?

Для изменения режима восприятия мозга необходимо частое повторение получаемой информации с соблюдением постоянного ритма на протяжении ограниченного времени.

Благодаря таким упражнениям, как и любым другим умственным или физическим тренировкам, возникает процесс, который позволяет открыть телу другие механизмы его работы, предоставляя своеобразный выбор.

Зачем нужны перерывы?

Мозгу в равной мере нужна и повторяющаяся стимуляция, и отдых. Стимуляция позволяет изменить восприятие, а отдых – ассимилировать и интегрировать полученные изменения.

На таком принципе основаны любые развивающие процессы: приходящая на смену периоду активности фаза кажущейся пассивности обеспечивает интеграцию.

К тому же, для получения стойких результатов необходима ассимиляция. Стимуляция нарушает равновесие организма, а во время его отдыха и происходит ассимиляция.

Является ли метод ТОМАТИС опасным?

Метод ТОМАТИС не представляет какой-либо опасности для человека, поскольку не является лечением в традиционном медицинском понимании.

Не смотря на то, что его применяют специалисты в области медицины, педагогики, спорта и искусства, он не заменяет существующие лечебные практики, используемые в указанных сферах, а лишь дополняет их, усиливая эффективность.

Фактически метод ТОМАТИС является деликатным способом возвращения в норму, минуя состояние дисбаланса и травмы.

Возвращение человека к его нормальному состоянию приносит двойную пользу: им обретается эмоциональное равновесие и покой и без лишних усилий сохраняется прогресс, который был достигнут в ходе аудиотренировок.

Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист