ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

П.Л. Богорад, учитель-дефектолог, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университет polina.bogorad@gmail.com

О.В. Загуменная, учитель начальных классов, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета

Достичь хорошего результата при обучении детей в школе можно, лишь подкрепляя работу на уроках четко организованным выполнением домашней работы. Для детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей приготовление уроков часто является трудным делом. Даются советы педагогам и родителям по формированию мотивации к учебной деятельности и по организации условий и процесса выполнения домашних заданий. Приводятся конкретные рекомендации родителям по теме «Как решать задачи?».

Домашнее задание — это одна из форм учебной деятельности, помогающая запомнить и закрепить изложенный на уроке материал, либо задание, направленное на подготовку к усвоению нового материала, а также проверка, которая позволяет учителю проанализировать качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях. Без сомнения, можно утверждать, что повышение эффективности обучения может быть достигнуто только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Не зря существует поговорка: «Повторение — мать учения». Именно при выполнении домашней работы ученик повторяет материал, изученный в классе, при этом очень важно, чтобы у него формировался навык самостоятельной работы.

Можно выделить следующие функции домашнего задания:

  • закрепление и углубление теоретических знаний;
  • дальнейшее формирование навыков и умений, отработка навыков, повышение опыта выполнения тех или иных заданий; – применение знаний, умений и навыков в другой ситуации;
  • подготовка к усвоению нового учебного материала.

Методика организации выполнения домашней работы — одно из слабых звеньев в школьной деятельности. Часто время, когда учитель дает задание на дом, вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дают домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока. В связи с этим можно выделить следующие основные правила:

  • необходимо на уроке отводить специальное время для объяснения домашнего задания;
  • давать задания следует тогда, когда каждый ученик сосредоточен и сконцентрирован на учителе;
  • домашнее задание должно быть понято всеми без исключения, при этом оно может отличаться для разных учащихся не только по объему, но и по способу выполнения;
  • учащиеся должны знать не только то, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.;
  • домашнее задание должно быть понятно родителям учащихся.

Мы с коллегами работаем учителями начальных классов в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков более 10 лет. Наш центр специализируется на работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Исходя из опыта нашей работы, необходимо отметить, что редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует родителей, чей ребенок только пошел в школу, когда учебный стереотип еще недостаточно сформирован, и мотивация к учебной деятельности находится пока на низком уровне. В данных условиях организовать выполнение домашнего задания бывает очень трудно. Часто при нежелании ребенка выполнять что-либо дома после школы родитель вынужден настаивать, а порою, сам того не желая, заставлять заниматься (ведь завтра будет урок, и домашнее задание должно быть сделано). Подобный негативный опыт вызывает у ребенка отрицательные эмоции и в дальнейшем приводит к еще большим трудностям.

Как же постараться этого не допустить? Очень важно уже с первых дней ребенка в школе сформировать у него положительное отношение к домашним заданиям. И помочь в этом должен, прежде всего, учитель. Именно он обладает теми знаниями и опытом, которые помогут родителям в организации работы дома.

Рекомендации для формирования у ребенка положительного настроя и собственно стереотипа к выполнению домашних заданий

  • С самого начала дайте ребенку понять, что его уроки так же важны, как и самые серьезные дела взрослых; что это — его работа, как у мамы с папой, которую нужно выполнить; что в школе эту работу будет оценивать учитель. Не показывайте ребенку, что его «работа» может быть отодвинута на второй план по сравнению с другими более важными делами. Не произносите, например, слов: «Сегодня мы не сможем сделать домашнее задание, потому что у нас есть более важные дела…». Ведь прежде всего, ваше серьезное отношение будет передаваться ребенку и формировать у него правильный настрой.
  • Выполнение домашнего задания предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Учитывая особенности детей с РАС, можно говорить о том, что проявление этой самостоятельности бывает затруднено. В связи с этим главная задача родителей — не дать ребенку почувствовать себя беспомощным перед тем или иным заданием, вовремя оказать ему необходимую помощь. Покажите, что Вы всегда рядом и всегда готовы помочь в случае затруднений. Не оставляйте ребенка одного, если точно не знаете, что данную работу он может выполнить сам. Ведь только в состоянии покоя и уверенности у юного ученика будет возникать меньше отрицательных эмоций от столь трудной для него учебной деятельности.
  • Откажитесь от выполнения домашних заданий в качестве наказания за проступки. С целью успокоения расшалившегося ребенка никогда не произносите слов: «Если ты не перестанешь баловаться, мы будем делать уроки». Также не используйте домашнее задание как тяжкую повинность: «Пока ты не сделаешь уроки, мультики я тебе не включу». Напротив, постарайтесь преподнести его как нечто интересное. Для этого в ходе выполнения задания используйте какие-нибудь маленькие сюрпризы, похвалу, которые обязательно вдохновят ребенка на собственные «подвиги». Только не переусердствуйте, чтобы не получилось так, что ребенок будет что-то делать только за вознаграждение. (Хотя в определенных случаях такой способ, если он является единственно возможным на каком-то этапе работы, тоже допустим).
  • Более подробно хотим остановиться на похвале. Старайтесь хвалить ребенка за любые затраченные усилия, отмечайте любые, даже незначительные успехи: «Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!». Выполняя вместе с ребенком домашнее задание, постарайтесь не делать слишком большого акцента на допускаемых ошибках. Прежде всего отметьте положительные моменты, обратите внимание на то, что сделано правильно. Предложите ребенку поиграть: пусть он станет учителем, сам проверит свою работу и найдет как можно больше ошибок. Вместе исправьте ошибки, еще раз объясните ребенку, как нужно делать задание. После он может «научить» Вас выполнять это задание правильно. Точно так же в игре Вы можете сами допустить ошибку, показав ребенку, что взрослые тоже ошибаются. У ребенка не должно возникнуть отношения к трудностям и ошибкам, как к чему-то непреодолимому. Помогите ему почувствовать, что сначала с Вашей помощью, а потом и сам он может с ними справиться.

Наряду с формированием положительного отношения к домашним заданиям важно обеспечить определенные условия для работы: привычное рабочее место, постоянный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстрее выработается необходимая установка, быстрее возникнет рабочий настрой, желание приступить к работе. Данные рекомендации особенно подходят для школьников с РАС, которым часто свойственно следование определенным стереотипам. Поэтому главная задача родителей — сформировать у ребенка правильный учебный стереотип.

Чтобы понять, с каких заданий лучше начинать — легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, начинайте с более трудных заданий. Если «раскачивается» медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, затем чтения и окружающего мира. Хотя эта последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, если ученик хорошо владеет арифметическими действиями, но плохо читает, то урок чтения будет являться для него более сложным.

Лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок — урок средней сложности,

2–3-й уроки — уроки максимальной сложности,

4-й урок — наиболее легкий.

В ходе выполнения домашних заданий необходимо делать перерыв, во время которого с ребенком полезно провести физкультурную паузу. Длительность таких разминок должна составлять в среднем 5-7 минут. Организовывать их нужно обязательно в игровой форме, можно под музыку.

Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми (потягивания, приседания, повороты туловища, движения для мышц ног, рук, прыжки с последующей ходьбой, упражнения на восстановление дыхания). Выполняются упражнения в небольшом объеме, легко и свободно, до первых признаков утомления.

В ходе таких разминок можно использовать мяч (простые игры с мячом очень нравятся детям).

Правильно проведенная динамическая пауза активизирует ребенка, помогает ему переключиться от одного задания к другому, лучше сконцентрироваться. Наряду с обычной зарядкой можно использовать пальцевую гимнастику, дыхательные, глазодвигательные упражнения, логоритмические задания, упражнения из нейродинамической гимнастики, самомассаж и т.д.

Помимо этих рекомендаций необходимо организовать взаимодействие родителей и учителя, который должен оказывать родителям методическую поддержку. Ведь очень часто при выполнении домашней работы родитель в силу отсутствия педагогического образования просто не знает некоторых приёмов:

  • как объяснить ребёнку то или иное задание;
  • какие подобрать слова, чтобы он лучше понял, что нужно делать,
  • как эта работа оформляется в классе.

А ведь в процессе обучения детей с РАС важно, чтобы материал в школе и дома преподносился в определенном, стандартном виде и, желательно, одними и теми же словами. Именно поэтому нам представляется особенно важным «обучение» родителей тому, что и как нужно сказать ребенку при выполнении того или иного задания. Мы нашли для себя решение этой задачи в разработке письменных рекомендаций для родителей по определенным темам и видам работы.

Литература

Гребень З.И. Домашние задания — это интересно // Русский язык и литература. 2006. № 7. С. 19–23.

Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. М.: Просвещение, 1989. 234 с.

Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/502880/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.

Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ — Загл. с экрана. — Яз. Рус.

Источник: Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? //Аутизм и нарушения развития. № 3 (44). 2014.