ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»
ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Как определить, является ли ваш ребенок гиперактивным?  Познакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

Невнимание:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.

Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.

Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– склонен к резким сменам настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

    Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к неврологу.

    И помните, что гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – неврологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку.

    Доктор Д. Реншоу дает ряд полезных советов для родителей гиперактивных детей.

    • Говорите всегда медленно, спокойным голосом.
    • Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания. Откажитесь от физических наказаний. Для этого Вам предстоит научиться контролировать свои эмоции. Держите эмоции в охлажденном состоянии! Обязательно реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей. Старайтесь реже говорить «нет», «прекрати», «нельзя».
    • Составляйте вместе с ребенком режим дня. Следите за его четким соблюдением.
    • Выделите часть комнаты для ребенка. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел гладкую пустую стену, на которой нет посторонних картинок, способных отвлечь его. Ребенок не способен сам фильтровать внешние раздражители, поэтому подбирайте спокойные тона для обоев в детскую.
    • Старайтесь быть внимательными к поведению ребенка, чтобы вовремя заметить возможность эмоционального взрыва в поведении. Постарайтесь отвлечь его внимание и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию, не обнаруживая при этом своих страхов.
    • Ограничивайте количество друзей до одного – двух. Лучше приглашать его товарищей к себе в дом, чтобы иметь возможность контролировать поведение ребенка. Объясняйте маленьким гостям правила, которые действуют в доме.

    Когда становится совсем тяжело, помните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

    Не следует воспринимать гиперактивность как недостаток. Гиперактивные люди имеют ряд преимуществ по сравнению с остальными. Они способны быстро принимать решения и своевременно реагировать на изменения ситуаций, генерируют нестандартные идеи и смело воплощают их в жизнь. Так что помогите своим детям развить эти сильные стороны.

    Терпения вам, любви, и будьте здоровы!